СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Алкоголизм и табакокурение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для медицинаских работников. 

Просмотр содержимого документа
«Алкоголизм и табакокурение»

Алкоголизм и табакокурение

1ТАБАКОКУРЕНИЕ, АЛКОГОЛИЗМ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные  с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом,  а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.  В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек  в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

Социальные причины пьянства.

Хотя люди буквально с первых дней знакомства со спиртными напитками знают о его беспримерном коварстве, многие, очень многие все же попадаются в его умело расставленные сети. Попадаются потому, что так уж устроен алкоголь, умеющий заставить любить себя, несмотря на свою распутную, больную и преступную природу. Дело в том, что пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи. Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения. [1, стр. 46-60]

На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния алкоголя, разрабатываются разнообразные меры по устранению многочисленных вредных последствий пьянства и алкоголизма, и в первую очередь меры по спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа жертв пристрастия к спиртному – больных алкоголизмом. Многовековая история антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях разных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи спиртных напитков и т. п. Тем не менее потребление алкоголя продолжало неуклонно расти, охватывая все новые группы и слои населения. Можно предположить, что неуклонный рост потребления алкогольных напитков в мире является следствием, с одной стороны, слабой эффективности используемых человечеством мер со столь опасным социальным явлением, с другой –  значительным усилением действия причин и условий, вызывающих приобщение широких масс населения к алкоголю. Недостаточная теоретическая  разработанность вопросов, связанных  с распространением алкогольного потребления, односторонность в  объяснении причин пьянства и алкоголизма  до недавнего времени оказывали  отрицательное влияние на содержание и направленность антиалкогольной борьбы, на ее стратегию и тактику.

Практика антиалкогольной  борьбы показывает, что решение конкретных вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможно без глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и способствующих распространению пьянства и алкоголизма.

В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных  напитков, роль пережитков в сознании и поведении людей велика. Веками формировавшиеся взгляды на алкоголь и многочисленные питейные традиции и обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают сильным фактором приобщения к алкоголю. Однако при оценке реальной роли данного фактора в причинном комплексе алкогольного потребления следует иметь ввиду, что причины живучести питейных традиций и обычаев нужно искать не только в сфере общественной психологии и социологии. Они имеют основание и в материально - бытовой сфере жизни широких слоев населения, обуславливаются действием целого ряда социально-экономических  причин. Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и алкоголизма кроме всего прочего объясняются и неблагоприятным воздействием на людей конкретно-исторической обстановки. Примерами такого рода диспропорций могут служить несоответствие между возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его разумного использования (безделье), «скатывание» по социальной лестнице, безработица, социально-экономическая нестабильность в государстве.

1.1 Табакокурение подростками, как социальная проблема

Курение – это многоуровневое химическое и психическое воздействие  на организм человека: на клеточном, ферментативно-биохимическом, физиологическом, личностном, психическом,  мировоззренчески-философском уровнях. Вот почему использование лишь одного средства, способа не всегда достигает цели. Только комплексный индивидуальный подход в терапии табачной зависимости гарантирует не только «обрыв» курения, но и помогает пациенту не закурить в дальнейшем.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в нашей  стране курит почти треть всего населения в возрасте от 15 лет и старше. Курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения  непоправимого вреда здоровью курящих  и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих  установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. К сожалению, в сознании молодых  людей курение не считается девиацией (отклонением от общепринятой нормы  поведения). Общественная мораль в нашей  стране терпима к курению. В то же время в целом ряде стран  курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т. п. Директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины академиком Р. Г. Огановым высказана мысль о том, что «курильщик - это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении.» [23, стр. 96-97]

Было сделано социологическое исследование, 12% несовершеннолетних подтвердили, что они курят постоянно. Из них 80% – это девочки”, – сообщила Р. Сарсембаева. По ее информации “13 – 14 лет – это тот возраст, в котором дети активно включаются в процесс курения”. По ее словам, специальных статистических данных по этому вопросу нигде не ведется. По данным всемирного исследования ВОЗ 2008- 2009 гг. в России 33,4% подростков 13-15 лет постоянно курят сигареты, употребление табачных изделий (любого табачного продукта) среди этой категории наблюдается в 35,1% случаев. Особенно велико отрицательное  действие на неокрепший растущий организм подростка. Диапазон времени начала курения весьма широк, но обычный человек, не начав курить до 25-30 лет, позднее к курению не привыкнет. Мужчины начинают курить раньше женщин, обычно еще до наступления половой зрелости, желание казаться взрослее, чувствовать себя мужчиной - одна из основных причин курения у мальчиков. При этом некоторые ребята думают что, начав курить, они совершают чуть ли не героический поступок. Хотя, выкуривая по 1-20 сигарет, а то и больше, они медленно систематически разрушают свое здоровье. Воспитание здоровой личности возможно только при условии реализации целенаправленной, соотнесенной с физиологическими, возрастными и психологическими особенностями подросткового возраста профилактической работы, направленной не на запреты табакокурения, а на формирование внутренней личностной установки  на ценность здорового образа жизни. Поиск решения данной проблемы имеет  место в психолого-педагогической литературе (Александров А.А., Журавлева  Л.А., Князев Ю.Н., Лебедева Н.Т., Хриптович  В.А. и др.) и направлен в работах  ученых, прежде всего, на формирование здорового образа жизни. Исследования в данной области создают необходимые  предпосылки для формирования у  подростков ценности здорового образа жизни. [10, стр. 12 - 15]

Среди подростков один из мотивов  курения - это стремление подражать  моде, желание быть похожим на своего кумира. К сожалению, редкие беседы врачей о вреде курения в молодежной среде не приносят желаемого результата. Подростки, во время бесед о вреде курения, часто отвечают: «Я знаю, что рак угрожает через 20-30 лет. Но это наступит не скоро, и кто может гарантировать, что я еще буду жив к тому времени». Подобные ответы объясняются тем периодом времени, который переживает наша страна, а также тем, что юноши и девушки еще находятся в таком возрасте, когда их не очень интересуют проблемы здоровья. Для них самое главное, чтобы они выглядели достойно в глазах своих сверстников. Давно известно, что средства массовой информации на 70% участвуют в формировании взглядов. Но сегодня средства массовой информации закрепляют мысль, что с зажженной сигаретой в руках или во рту человек становится более привлекательным, неотразимым, самостоятельным, раскованным и независимым. При этом необходимо не забывать, что подростково-юношеский период обусловлен повышенной внушаемостью, внутренним и внешним подражательством, копированием. Вот и рождается мода, когда курение у юношей отождествляется  с представлением о силе, мужестве, а у девушек курение связано с оригинальностью, кокетством. Без сомнения, курение на первых порах улучшает работоспособность, уменьшает невротизацию, агрессивность, страх. При вдыхании углекислого газа вытесняется кислород из крови, в результате курение снижает уровень обмена веществ в организме, т.е. служит энергосберегающим фактором. В среднем разрушающее действие табачного дыма на организм сам курильщик начинает замечать лишь через 15-20 лет «курительного стажа». Практически у каждого курящего к этому периоду развивается бронхит. Табачные компоненты, со слюной попадая в желудок, в 100% гарантируют гастрит. Главная опасность никотина состоит в том, что, подобно кокаину, он является очень «тонким наркотиком», накрепко связывающим нашу психику с этим активным химическим веществом. Действие курения на сосуды обнаруживается почти у всех курильщиков: это снижение памяти после определенного «стажа курения»; сердце у курильщика ежесуточно перекачивает на одну тонну крови больше, чем у некурящего, что приводит его к преждевременному изнашиванию. Половая потенция у мужчин на 80% связана с сосудистым компонентом, а значит напрямую обусловлена курением. Курение «сгущает» кровь, а значит увеличивает риск тромбообразования (инсульты, инфаркты), в ногах затрудняет отток венозной крови, что приводит к тяжелейшим сосудистым заболеваниям и нередко ампутации нижних конечностей. Подобных инвалидизирующих операций ежегодно осуществляется около 30 тысяч. Рак легких у курильщиков, что называется, растет не по дням, а по часам, обгоняя сердечно-сосудистые заболевания. Мы все знаем, что курить в развитых странах не модно. Во многом это обусловлено правильно организованной антитабачной кампанией. Для примера возьмем опыт борьбы с курением Европейского бюро ВОЗ в рамках международной программы CINDI. Стратегия проводимой кампании разрабатывалась на основе социального маркетинга, который ставил своей целью изучить поведение людей с тем, чтобы эффективно осуществлять профилактику курения, а также отказ от курения. Исходя из этого, разрабатывались наиболее эффективные пути распространения информации о вреде курения, форма и содержимое материалов, поведение населения в определенных возрастных группах. Еще в 1970 г. Международный  раковый союз в Мадриде признал  табак одной из самых серьезных проблем здравоохранения. С этой информацией ВОЗ обратилась ко всем странам и государствам, выразив твердую решимость вести борьбу с этим массовым недугом человечества в мировом масштабе. На сегодня антитабачной кампанией охвачены все цивилизованные страны. Наша страна относится к числу немногих, где табачные компании чувствуют себя вольготно. Официальная антикурительная пропаганда слабо противостоит мощному натиску рекламы табака. И это понятно. В отличие от богатых табачных компаний, которые тратят громадные суммы на рекламу своей продукции, на проведение антитабачной кампании не выделяются достаточные средства. Ассоциация деловых женщин Казахстана реализует проект: “Карлыгаш – матери против курения среди несовершеннолетних” в городах Астана, Актау, Уральск, Павлодар, Шымкент и в Илийском районе Алматинской области, на протяжении пяти лет. С 1 августа 2010 года проект начал свою работу в Алматы. Официальную позицию Министерства здравоохранения по данному вопросу высказал Первый заместитель министра здравоохранения: «Было бы лучше запретить рекламу табака. Но так как на сегодняшний день это не сделано, то необходимо, чтобы табачные фирмы отчисляли определенный процент своей прибыли на проведение антитабачной кампании, как это делается во многих развитых странах» [25, стр. 123-130]

1.2. Профилактика табакокурения 

Здоровый образ жизни  формируется всеми сторонами  и проявлениями общества, связан с  личностно-мотивационным воплощением  индивидом своих социальных, психологических  и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько  успешно удается сформировать и  закрепить в сознании принципы и  навыки здорового образа жизни в  молодом возрасте, зависит в последующем  вся деятельность, препятствующая раскрытию  потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Как считают ХриптовичВ.А., Валитов М.А. сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя  должны быть направлены не на то, чтобы  школьник бросил курить, употреблять  спиртные напитки и наркотические  вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем  или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины  этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой  в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего  любопытство. Убедившись в том, что  курение сопровождается неприятными  ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к  табаку больше не тянуться, во 2-6 классах  курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим). [20, 95-98]

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе, склонным к табакокурению:

1)деятельность по повышению  уровня социальной адаптации  ребенка, склонного к табакокурению,  посредством его личностного  развития;

2)деятельность по профилактике табакокурения, включающую противотабачное обучение и воспитание детей с целью формирования у них отрицательного отношения к куреням;

3)деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами;

4)деятельность по социальной  реабилитации ребенка, имеющего  табачную психическую или физическую  зависимость;

5)посредническую деятельность  между ребенком и окружающим  им социумом по преодолению  явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций.

Первая функция деятельности социального педагога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к курению, - реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к табакокурению; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучения негативных факторов, провоцирующих курение ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или  письменного) самого подростка, его  родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется  стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального  диагноза развития ребенка, вовлеченности  его в процесс табакокурения, определение конкретных задач, определение  конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что  на основе поставленного диагноза разрабатывается  конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к табакокурению, которая  предусматривает этапные изменения  и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны  у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного  педагогического влияния на поведение  и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и  образования курящего ребенка, формирование социальных умений и навыков, необходимых  для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности социального педагога - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к табакокурению, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, склонного к табакокурению.

Шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что  в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость  установления множественных контактов  между ее участниками с целью  обмена информацией.

Седьмая функция - предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление результатов и предотвращает возможность появления рецидивов табакокурения, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

- советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

- консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

- защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социального педагога с детьми, склонными к табакокурению, отводится антитабачному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к табаку. [22, стр, 180-185]

1.3 Алкоголизм среди подростков, как социальная проблема

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

– быстрое привыкание к  спиртным напиткам (это объясняется  анатомо-физиологическим строением  детского организма);

– злокачественное течение  болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной  системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

– принятие ребенком больших  доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без  закуски, принимая всю дозу одновременно);

– быстрое развитие запойного  пьянства (для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения  они начинают чувствовать себя неуверенно);

– низкая эффективность  лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся  поведением. В основе этой связи  лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко  ослабляет самоконтроль.

      Алкоголизм у подростков формируется в среднем в течение 3–4 лет. Абстинентный синдром появляется спустя 1–3 года после начала постоянного употребления алкоголя. Отличительная особенность раннего алкоголизма – его большая зависимость от преморбидных особенностей, в частности от типа акцентуации характера. При эпилептоидном типе быстро нарастают эксплозивность, злобность, склонность сочетать алкоголь с другими дурманящими средствами (ацетон, клей), употреблять суррогаты. Нередко присоединяются гашишизм, барбитуромания.

      Алкоголизм чаще развивается у подростков, юношей после травмы мозга, органического поражения центральной нервной системы, нейроинфекций, вызывающих изменения личности. В этих случаях болезнь формируется интенсивнее, протекает злокачественнее, быстро приводит к потере количественного контроля, появлению патологического влечения к алкоголю, выработке абстинентного синдрома. Утяжеляются патологические черты характера подростка. Особо неблагоприятным фоном для развития раннего алкоголизма являются психопатии, чему способствуют такие психотравмирующие факторы, как ранняя утрата матери, алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность. У возбудимых психопатов употребление алкоголя чаще всего связано со стремлением избавиться от плохого настроения. Тормозимые психопаты употребляют алкоголь для улучшения адаптации к окружающей среде. Истерические психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость. У психастенических психопатов нередки депрессивные состояния с суицидальными попытками. Алкоголизм у психопатических личностей молодого возраста развивается рано, протекает тяжелее, чаще прогредиентно, рано приводит к первичным психотическим явлениям, слабоумию. Клинически алкоголизм отличается состояниями тяжелой интоксикации с амнезией, значительным снижением толерантности, быстрым формированием абстинентного синдрома, изменением картины опьянения, ранним появлением истинных запоев. В этом случае быстро развивается социальная деградация.

       Переход от детства к взрослости характеризуется бурным ростом как отдельных органов, так и всего организма в целом, совершенствованием их функций, началом и завершением полового созревания.

       Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д.

      Нужно ли говорить, что подвыпивший подросток за рулем велосипеда, мопеда или мотоцикла – опаснейший враг как для себя, так и для всех, кто может встретиться на его пути; Французские ученые Шардон, Баутин и Богар, проведя целый ряд опытов над добровольцами, убедительно показали, что при легком опьянении с концентрацией алкоголя в крови 0,15-0,25 граммов на 1 килограмм массы тела наблюдаются расстройства зрительных и слуховых реакций. У каждого пятого из испытуемых эта реакция запаздывала, а у каждого шестого нарушалось глубинное зрение, то есть страдала способность различать отдаленные предметы, определять, на каком расстоянии находится тот или иной предмет. При этом ухудшалось светоощущение, способность различать цвета (особенно красный). Не менее выражено действие спирта и на другие органы и системы. При поступлении в печень алкоголь выступает как растворитель биологических мембран клеток печени, вызывая структурные изменения с накоплением жира и с последующей заменой клеток печени соединительной тканью. В подростковом возрасте алкоголь действует на печень особенно разрушительно, так как этот орган у подростка находится в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов.

      Алкоголь обладает выраженным действием на эпителий, выстилающий пищевод, желудок, нарушает секрецию и состав желудочного сока, что, в свою очередь, ведет к расстройству переваривающей способности желудка и различным диспепсическим явлениям.    Небезучастны к употреблению алкоголя и быстрорастущие в пубертатном возрасте – легкие. Ведь около 10% принятого алкоголя удаляется из организма через легкие, и, проходя через них, он оставляет после себя патологически измененные клетки.

Чутко реагирует на присутствие  алкоголя и сердце растущего человека. Изменяются ритм, частота сердечных  сокращений, обменные процессы в мышце  сердца. Естественно, что в таких  условиях не может быть правильного  и полноценного формирования как  мышечного, так и нервного аппарата сердца подростка.

      Наконец, токсическое воздействие алкоголя сказывается и на крови. Активность лейкоцитов, играющих важную роль в защите организма, снижается, замедляется движение эритроцитов, несущих кислород к тканям, патологически изменяется функция тромбоцитов, имеющих большое значение для свертывания крови.

      Таким образом, алкоголь оказывает глубокое пагубное воздействие на растущий организм в период отрочества. Он ослабляет, тормозит и угнетает правильное развитие и созревание всех буквально органов и систем.

  И при этом, чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкоголя. Это обусловлено анатомо-физиологическими и социально-психологическими особенностями детского и подросткового возраста. В частности, бурно протекающие изменения в центральной нервной системе, внутренних органах, эндокринной системе, связанные с ростом и созреванием организма, способствуют повышению его реактивности, в связи с чем алкоголь может привести к быстрому развитию того или иного патологического процесса. [5, стр. 40-47]

       Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не коснуться и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация, которую иногда сводят к ускорению физического и полового развития. Однако суть явления не только в этом. Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад.

      Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских представлений и т.д. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. И при наличии такой диспропорции употребление алкогольных налитков в подростковом возрасте нередко способствует заострению таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, замкнутость, отчужденность.

      Итак, анатомо-физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста, заключающиеся в усиленном развитии организма, эндокринных сдвигах, половом созревании, формировании личности и психики, повышают восприимчивость молодого человека к различным отрицательным влияниям, в том числе алкогольных напитков.

1.4.Предпосылки, стимулирующие рост потребления алкоголя

  За тысячелетия жизни на Земле у людей сформировался обычай употреблять изделия, содержащие алкоголь. Пьют их с разной целью, кроме одной – никто из выпивающих не ставит перед собой задачу стать пьяницей, а тем более алкоголиком. Для всех выпивающих характерна одна общая черта: абсолютное сознательное отрицание трезвости как обязательной нормы жизни. Но когда человек, ставший  жертвой увлечения алкоголем, рассказывает врачу историю своей болезни, то вполне искренне уверяет, что если бы он знал, чем это кончится, если бы вовремя был остановлен, то этого  бы не случилось. Трудно представить  в наше время человека, который  не был бы осведомлен о возможных  последствиях употребления алкоголя.

Мало кто учитывает, что  алкоголизм как болезнь имеет  существенное отличие от других заболеваний, при первых признаках которых  человек обращается к врачу и  проходит назначенный курс лечения (в худшем случае лечится сам). Заболевший же алкоголизмом, даже почувствовав, что пить, как другие (не зависимые от алкоголя люди), он уже не может, не принимает никаких мер для избавления от этого недуга и очень болезненно реагирует на советы близких остановиться и трезво оценить свое состояние. Он, как говорят наркологи, «сживается» со своей болезнью. Объективная оценка результатов винопития показывает, что не все, кто употребляет спиртное, становятся алкоголиками. Но каждый расплачивается за это «удовольствие» частью своего здоровья, способностями и здоровьем  своих детей, снижением работоспособности, а зачастую – разрушением семьи, потерей любви и уважения окружающих.

Нельзя сказать, что трагические  последствия употребления алкоголя не были известны раньше. В том-то и  парадокс, что с тех пор, как  люди научились изготовлять спиртосодержащие жидкости и использовать их для поднятия настроения, они вскоре убедились, что  вызванные ими «веселье» или  другие эмоции чреваты бедами и болезнями. Но психологическая природа эмоция такова, что обязательно возникает желание повторить. К предпосылкам также следует отнести и общее социальное неблагополучие российского общества, низкий уровень жизни и высокий уровень бедности и безкультурия. Конечно, влияет и наследственность. Нельзя забывать и на семейный климат – нередко дети в семье алкоголиков заражаются и заболевают этой болезнью.



2.  ВЛИЯНИЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА



Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

      Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни. Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием (Бабаян Э.А., Гонопольский М. Ребенок и алкоголь).

      В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы она наиболее уязвима для действия этанола. Результатом такого действия является нарушение дифференцирования и созревания нейронов, вследствие чего страдает личность подростка, нарушается логическое абстрактное мышление, интеллект, память, эмоциональное реагирование. При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка. Согласно статистике, 5–7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться оглушенностью и даже комой. Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

      Основными психологическими механизмами употребления алкоголя в детском, подростковом и юношеском возрасте считают психологическое подражательство, уменьшение или снятие астенических проявлений (состояний) и деформацию личности со склонностью к употреблению спиртных напитков.

     Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

      На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю. Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3–6 мес.

       Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков. Растут доза, кратность приема алкоголя. Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года. Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

      На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль. Толерантность к этанолу возрастает в 3–4 раза. Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков, это начальная стадия хронического алкоголизма.

      Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни. Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений. Абстиненция менее продолжительна, чем у взрослых, наступает после приема больших доз алкоголя.

       Далее, на пятом этапе, развитие алкоголизма соответствует закономерностям, описанным для взрослых. Существенным отличием является быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, дисфоричными, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций. [6, стр. 130-132]

В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в два раза, в легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, уряжается частота дыхания.

       В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения, заканчивается замена молочных зубов, развитие пищевода, слюнных желез и желудка.

Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типичном для подрастающего человека философствовании о смысле жизни, месте человека в мире и т.д. Для этого периода характерны и реакций эмансипации, группирование со сверстниками, различные увлечения (хобби) с их частой сменой и т.д.

В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей к многим факторам внешней среды, особенно к вредным. Не случайно поэтому детский организм оказывается легкоуязвимым к воздействию алкоголя.

      Всасывание алкоголя в кровь в основном происходит в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%). В слизистую оболочку желудка и тонких кишок алкоголь проникает путем диффузии, и большая часть его поступает в ток крови в неизмененном виде.

       Скорость всасывания алкоголя во многом определяется наполнением желудка и кишечника. При приеме алкоголя натощак максимальное содержание его в крови может установиться уже через 30–40 минут, а в ряде случаев – и еще раньше. Всасывание алкоголя замедляется, если желудок наполнен пищей, при этом опьянение развивается медленнее.

       Сразу же после поступления алкоголя в ток крови начинается его окисление и выделение. По многочисленным данным около 90–95% всосавшегося в кровь алкоголя окисляется в организме под действием ферментов до углекислоты и воды, а 5–10% выделяется в неизмененном виде почками, легкими и кожей.

       Принято считать, что окисление и выделение алкоголя происходят всегда с одной и той же скоростью вне зависимости от концентрации алкоголя в организме. Возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Изменения в структуре среднем, по данным многих исследователей, скорость окисления алкоголя составляет 6–10 граммов в час. Например, после приема 100 миллилитров водки, что составляет примерно 40 граммов чистого алкоголя, последний обнаруживается в тканях человека в течение четырех-семи часов. После приема спиртных напитков в больших количествах выделение алкоголя из организма может длиться до двух-трех суток.

      Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Концентрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.

      Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метаболизм, он воздействует на митохондрии, нарушает проницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т.д.

Токсическое воздействие  алкоголя, прежде всего, сказывается  на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять  за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге – 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя нарушают обмен  в нервной ткани, передачу нервных  импульсов. Малые дозы алкоголя патологически  ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные – затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного  мозга: наблюдается их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в  ткань мозга. Все это способствует усилению притока алкоголя к нервным  клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.

      Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин (1856–1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз способна вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его воздействием снижается четкость мышления, критическая оценка своей деятельности.

     Современные психиатры выявили, что алкоголя, содержащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, чтобы снизить способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную ориентировку в пространстве, выполнение точных движений, рабочих операций.

  2.1 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к алкоголизму

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления. Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного  и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация  детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие  основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В  этот период наиболее существенными  причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая  приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные  традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

        Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

       Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически  не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

       Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка. [1, стр. 200-204]

2.2Влияние семейного воспитания на табакокурение и употребление 

подростками алкоголя

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности.

Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

В нем выделяют различные  типы, под которыми понимается своеобразие  воспитания ребенка в семье, обусловленное  общностью каких либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность.

Семья является одним из факторов (как побуждающих, так и  сдерживающих), определяющих отношение  подростков к алкоголю и наркотикам.

 В семье формируется  тип личности  с определенными  ценностями и способностями, от  семьи зависит восприимчивость  человека к природе, искусству,  литературе, активному досугу. Влияние  и пример родителей и других  родственников предопределяет социализацию  и нравственное становление личности  ребенка. Духовная связь и преемственность  поколений в семье с первых  дней жизни способствуют усвоению  системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения.

Всестороннее содействие семье со стороны государства  и общества обеспечивает каждому  ее члену ощущение его устойчивости, стабильности, принадлежности к конкретному  сообществу, защищенности, безопасности, уверенности в себе.

Для того, что бы центр  формирования личности ребенка объективно переместился из школы и трудового  коллектива в семью, необходимо создать  условия, при которых семья сможет в полной мере осуществлять свои социальные функции.

 По определению А.  В. Мудрика, семья – это «основанная  на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью.  Она обладает совокупностью норм, санкций и образцов поведения,  регламентирующих взаимоотношения  между супругами, родителями и  детьми, другими родственниками». [16, стр. 65]

 Семье алкоголиков  в воспитании детей необходима  помощь – социального педагога, психолога, нарколога, а так  же представителей правоохранительных  органов и органов опеки и  попечительства.

Алкоголизм (бесконтрольное систематическое употребление алкоголя) носит физический и психологический  ущерб пьющему человеку. В социальном плане алкоголизм губителен не только для пьющего человека, но и для  его окружения. Пьянство родителей  разрушает семью и душевное равновесие детей и особенно подростков. Максимализм, присущий подросткам требует осторожности и деликатности в общении, однако в пьющих семьях они чаще всего  сталкиваются с противоположным  отношением. Пьянство одного из родителей  нередко приводит к разводу, что  негативно отражается на психике  и процессе социализации ребенка. Пьянство обоих родителей – это скандалы, драки, жестокость по отношению к  слабым и беззащитным членам семьи. Пьянство отцов делает детей невротиками, а пьянство матерей приводит к  рождению умственно неполноценных  детей. Зачастую родители без внимания оставляют болезни детей, превращая  их в инвалидов. Появляются проблемы с психикой, негативные черты характера  и девиантное поведение. Пьянство родителей  приводит детей в детский дом, больницу, колонию и т. д.

Порой вслед за родителями табакокурением и употреблением  алкоголя начинают заниматься их дети. Провоцируют  детский и подростковый алкоголизм доступность алкоголя, социально  – экономическое неблагополучие и неблагоприятное окружение (проживание в районе с высоким уровнем  преступности), частые перемены места  жительства и связанные с этим проблемы установления отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, семейная предрасположенность (наследственность и влияние окружения),  реклама, увязывающая в сознании подростка алкоголь и сигареты со свободой, успешностью, престижем, дружбой, взрослостью, проблемы в семье, школе, с друзьями. Часто подростки видят в этом способ продемонстрировать протест взрослым, обществу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!