Класс: 9
Тема: «Алкоголь разрушает личность»
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: проблемно – диалоговые.
Цели: 1. Систематизировать знания обучаемых о влиянии алкоголя на живые организмы.
2. Углубить знания учащихся о пагубном действии этилового спирта на организм человека.
3. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
4. Воспитывать физически и психически здоровую личность, мобильную в принятии решений и способную планировать своё будущее.
Задачи:
Развить представления об изменениях в функциях живого организма при воздействии на него алкоголя;
Научить находить и анализировать необходимую информацию;
Воспитывать культуру здорового образа жизни.
Оборудование: видеофильмы о проведении опытов с этиловым спиртом, таблицы, рисунки, газеты, презентации «Последствия алкоголя», «Что выбираешь ты?»
Ход урока.
Человек рождается на свет, чтоб творить, дерзать – и не иначе, чтоб оставить в жизни добрый след и решить все трудные задачи. Человек рождается на свет…. Для чего? Ищите свой ответ!
Чаще всего в алкогольную зависимость попадают подростки, для которых характерны низкая самооценка, неспособность оценить своё настроение и поведение, самостоятельно выразить свои чувства, попросить помощи у окружающих.
Сегодня около 95% молодых людей употребляют алкоголь.
К чему приводит употребление алкоголя:
к разрушению здоровья;
к весёлому времяпровождению; к конфликту с родителями;
к удовлетворению любопытства; к установлению дружеских отношений в компании;
к преступлениям; к деградации личности.
Чем дольше человек употребляет спиртное, тем сильнее у него вырабатывается физическая и психологическая потребность в нём. В результате чего развивается заболевание – алкоголизм. Итогом употребления алкоголя становится деградация человека как разумного существа, что проявляется не только в разрушении своего собственного здоровья, но и в том, что человек становится опасным для общества. Сейчас я предлагаю обсудить вопрос, почему алкоголь считают наркотическим ядом.
Опыт № 1. Растворимость спирта в плазме крови (демонстрация фильма о проведении опыта «Растворение этилового спирта в воде, плазме крови»)
Вывод: благодаря хорошей растворимости в воде алкоголь проникает во все клетки организма, при этом разрушает их жировую основу, что ведёт к гибели клеток всех органов. Таким образом, спирт – это яд.
Алкоголь – это наркотический яд, т. е. он не только разрушает организм, но и вызывает у человека физическую и психологическую зависимость.
Опыт №2. Растворимость жиров спиртом (демонстрация фильма о проведении опыта «Окисление белков и жиров (говядина, яйцо, сливочное масло) этиловым спиртом»)
Вывод: спирты хорошо растворяют жиры.
Схема превращения спирта в организме человека (презентация).
Окисление этанола до воды и углекислого газа происходит, когда его суточное потребление не превышает 20г. Если доза выпитого спиртного больше, то в организме накапливается промежуточные вещества, т. е. ацетальдегид и уксусная кислота, которые для организма являются не меньшим ядом, чем сам этанол.
Таблица «Внутреннее строение организма».
Наиболее подвержены атаке алкоголя желудок, печень, сердце, сосуды, мозг, репродуктивные органы; концентрация алкоголя в этих органах наиболее высока.
Опыт№3. «Воздействие спирта на печень» (демонстрация фильма о проведении опыта).
Вывод: спирт изменяет цвет печени своими продуктами окисления (ацетальдегид и уксусная кислота).
Опыт №4 «Воздействие спирта на репродуктивную систему» (демонстрация фильма о проведении опыта).
Вывод: спирт разрушает белок наравне с кипячением и вызывает мутагенное воздействие на половые клетки.
Опыт №5. «Воздействие спирта на желудок» (демонстрация фильма о проведении опыта «Денатурация мышечных волокон»)
Вывод: белый налёт на кусочке мяса –это результат денатурации белков мышечных волокон.
Влияние алкоголя на мозг человека – слайды. Таблица «Заболевания, вызываемые алкоголем»
«Последствия алкоголя» Пословица «От вина до вины один шаг!» и эту пословицу подтверждает статистика:
В результате употребления алкоголя
На 10-15 лет уменьшается продолжительность жизни;
Ежегодно в результате злоупотребления алкоголем гибнут 6 млн. человек;
В 35 раз чаще происходит несчастные случаи;
Распадается более 50% семей.
С употреблением алкоголя связаны:
50% ДТП;
65% несчастных случаев на воде;
83% пожаров;
50% всех преступлений;
75% детской преступности;
45% детской беспризорности; 67% убийств и тяжких увечий.
Презентация «Что выбираешь ты?» (стихотворение С. Островского).
В жизни по-разному можно жить: В горе и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости…
А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям!
Итоги урока. Спирты воздействуют на белки и жиры, расщепляя их. Спирты прекрасно растворяются в воде и плазме крови. А живые организмы, в том числе и люди, состоят именно из белков и жиров. Большой процент в нашем организме составляет вода. Поэтому нужно помнить, что потребляя алкоголь без меры, мы разрушаем свой организм как биологическую единицу, теряем свое физическое здоровье. Кроме того, в результате злоупотребления алкоголем человек разрушает свою психику, теряет работу, семью и хороших друзей – падает на дно социальной системы.
И каждый должен знать, что алкоголь разрушает личность и жизнь человека.