«Алкоголю скажем «нет»»
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционного занятия. Занятие предназначено для детей с нарушением интеллекта от 13 до 15 лет. В начале занятия поставлена проблема, в результате которой дети должны объяснить своё отношение, выразить свои эмоции. Ребятам предложены сообщения, просмотр фильма, после чего необходимо сделать выбор: пить или не пить. Во время чтения басни, выступления с сообщениями, происходит коррекция дикции, фонематического слуха, выработка техники чтения; идет работа по формированию умения работать на публику. На занятии присутствуют различные методы подачи информации, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности. В итоге занятия воспитанники подтвердили отрицательное воздействие алкоголя на организм человека, установили значимость здорового образа жизни.
Цель:
способствовать развитию у детей потребности в здоровом образе жизни
Задачи:
1.воспитательная:
• формировать негативное отношение к употреблению алкогольных напитков;
• выявить причины, побуждающие подростка попробовать алкогольные напитки;
2.образовательная:
• повысить информационность подростков о вреде алкоголя;
• выделить свойства алкоголя и его влияние на живые организмы;
3. коррекционно-развивающая:
• корректировать эмоционально-волевую сферу детей;
• корректировать речь, память, внимание, фонематический слух на основе выразительного чтения стихотворений, басни, сообщений.
Ход занятия
I.Организационный момент
Организация класса.
Приветствие гостей.
Постановка темы и цели воспитательского часа
- Ребята, чтобы узнать цель и тему нашего занятия, я прошу вас послушать стихотворение, в котором описан подлинный случай. Жуткая трагедия, в одно мгновенье унесшая жизнь сразу трех человек. Сын замерз, отец удавился, а мать умерла – не выдержало такого ужаса ее материнское сердце…
Чтение и обсуждение стихотворения «Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?»
«Слышь, Федя, где рюкзак колхозный?
Возьмем картошку в гараже.
Пойдем, сынок, пока не поздно,
А то девятый час уже.
Декабрь – опять аврал у мамы,
Две смены с ночи до утра…
Поужинаем нынче сами.
Да не копайся ты, пора»
Он долго рассуждал дорогой
О том, чем кормится семья,
Не магазином, слава Богу,
А что картошка есть своя.
Придя в гараж, отец машину
Погладил ласково рукой.
Подумал, повернулся к сыну
И говорит ему: «Постой,
Я кое-что придумал, Федя,
Ты здесь побудь пока внутри…
Я прогуляюсь до соседа,
А ты картошки набери.
Поговорю насчет резины…
Дверь я запру…» и он ушел
К соседу – мимо магазина,
Чтоб было с чем присесть за стол…
Проснулся дома на рассвете.
В прихожей свет, разбит трельяж…
Все тихо! Сына дома нету!
И вдруг, как обухом: «Гараж!»
Не помня, как полуодетый,
Добрался он до гаража.
Хрипел, как зверь: «Сыночек, где ты?!»
Стуча зубами и дрожа,
От ужаса землисто-серый,
Ключом нащупал щель замка…
Не глядя, как к железной двери
Примерзла голая рука,
Рванул…
Пронзителен и тонок
Замерших петель ржавый стон…
И в ледяных слезах ребенок
Упал со стуком на бетон…
…Скрипя, покачивалось тело
В петле ременной на крюке.
А в Пищеторг письмо летело:
«План снова выполнен везде».
- О чем это стихотворение?
- Зачем отец пошёл в магазин?
- Скажите, что вы почувствовали, какие эмоции оно вызвало в вашей душе? (ответы детей).
- Прошу вас подумать и определить тему нашего занятия (ответы детей).
- Да, ребята, сегодня мы будем говорить об алкоголе. И тема нашего занятия: «Алкоголю скажем «нет»».
Мы должны понять, в чем заключается вред алкоголя, как он действует на организм человека и сделать свой выбор: пить или не пить.
Алкогольный напиток – это напиток, который опьяняет и вызывает зависимость.
Когда люди пьют алкоголь - в их организме происходят разрушительные процессы, которые очень плохо влияют на здоровье.
Алкоголь - это наркотический яд, который обладает способностью накапливаться в мозгу, медленно разрушая его.
Сейчас я вам подробно расскажу, как алкоголь воздействует на организм человека:
1 Алкоголь быстро проникает в кровь и поступает во все части тела за несколько минут, поражая органы, больше всего накапливается в мозгу, затем в печени, так же страдают легкие, сердце и почки..
2 Печень сжигает одну среднюю порцию за час.
3 Самое пагубное воздействие алкоголь оказывает на мозг, где отключаются «контрольные» центры.
(показать на рисунке «Внутренние органы человека»)
-Ребята, а видели ли вы когда-нибудь пьяного человека на улице? Расскажите, что вы чувствовали, глядя на поведение и внешний вид пьяного человека
-Дети рассказывают о неприятных ощущениях, которые они испытывали глядя на пьяных.
Действие алкоголя на внешний вид человека.
Можно ли по каким – либо признакам догадаться, что человек употребляет «алкогольные напитки»?
По внешнему виду можно понять что, человек употребляет алкоголь.
покраснение лица и шеи;
покраснение и повышенная влажность слизистой оболочки глаз;
затуманенный, тяжелый взгляд;
отечность лица;
неопрятность и неряшливость в одежде.
Только ли по изменению внешнего вида мы понимаем что, человек находится под воздействием алкоголя?
Показ слайдов «Особенности поведения»
частое проявляет агрессивное или развязное поведение по отношению к окружающим;
речь становится более громкой и часто невнятной;
отсутствие правильной координации движений;
суетливость или заторможенность.
- В вашем окружении есть люди, которые выпивают?
- Вам это приятно? (нет, порой даже стыдно)
- А как вы думаете, с чего начинается пьянство? (Послушайте басню С. Михалкова.)
2. Чтение и обсуждение басни С. Михалкова «Непьющий воробей».
Во время птичьего банкета
Заметил Дятел – тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушка в бокале –
Вода! Фруктовая вода!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
«Штрафной» налили Воробью.
А он твердил свое: «Не пью! Не пью!»
«Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -
Вопит Сова, - а все же пью до дна я!»
«Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!»
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
«Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей уже до дна!
А ну налить ему еще бокал вина!»
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет!
- Вы прослушали басню Сергея Михалкова, а теперь мы ее обсудим:
• Куда пришел Воробей?
• Пил ли Воробей во время птичьего банкета?
• Почему Воробью пришлось «приклювить полбокала»?
• Что он услышал потом? («Раз взялся пить, так пей уже до дна!»)
• Чем закончился банкет для Воробья?
• А вам приходилось быть в такой ситуации, когда вам предлагали пить?
• Смогли бы вы отказаться? Как это сделать?
- На примере басни давайте выделим причины, которые ведут к употреблению алкоголя, когда человек первый раз тянется к рюмке.
* в компании друзей под давлением.
* чтобы не отличаться и не показаться слабым.
* из интереса, со своим другом.
* на празднике, где много людей, и много пьют.
* для храбрости.
* заглушить страх, боль, депрессию.
они хотят казаться взрослее;
умнее;
красивее;
сильнее
они хотят казаться не такими, какие они есть на самом деле.
чтобы было веселей
чтобы согреться
- С кем можно сравнить человека, который пьёт?
Один арабский мыслитель в 13 веке Абу – ль – Фарада написал, что человек, употребивший спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит как животное. Сначала – как павлин, потом – как обезьяна, затем – как лев, и наконец – как свинья.
- Объясните, почему человека сравнили с этими животными. Дидактическая игра. Соотнесите животное и качество его характеризующее.
павлин - красивый, великолепный
обезьяна – веселая, взбалмошная
лев – храбрый, сильный
свинья – грязная, некультурная
- Вы хотите так выглядеть?
3. Исследовательский блок.
- Ребята, а сейчас мы поговорим о том, какой вред организму наносит алкоголь.
Ученые долгое время проводили опыты на растениях, жуках, птицах, животных. В классе мы с вами тоже проводили опыты.
На основе экспериментов наши эксперты приготовили сообщения на тему «Влияние алкоголя на живые организмы».
Первый эксперт: Влияние алкоголя на развитие растений.
Цель опытов: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма.
2. Ход опыта: определяли влияние спирта на всхожесть семян. Для этого мы взяли две чашки, на дно которых поместили вату и по 10 семян гороха. В одну чашку добавили воды, а в другую раствор спирта. Через 4 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет.
Вывод: спирт ослабляет рост семян растений и убивает в них жизнеспособность.
Второй эксперт: Влияние алкоголя на пчёл.
Ученые установили, при попадании спиртного раствора в улей, через некоторое время пчелы прекращали рабочие вылеты и начинали вести себя странно: целыми днями оставались в улье и гудели, забывая о работе.
Вывод: у животных и птиц поведение под действием алкоголя становится похожим на поведение пьяного человека.
Третий эксперт: Влияние алкоголя на птиц.
Писатель А.Серафимович в своем рассказе «Гуси» описывает забавный способ поимки диких гусей: Вечером на берегу на месте кормежки гусей рассыпают горох, замоченный в спиртовом растворе. Утром гуси едят этот горох и пьянеют.
Вывод: В таком состоянии гусей ловят просто «голыми руками».
- Ребята, давайте, сделаем вывод, как алкоголь влияет на живые организмы. (Опыты показали, алкоголь вреден для живых организмов).
Физкультминутка:
Рано утром все проснулись,
Хорошенько потянулись.
Спинки дружно все прогнули-
Вот и мышцы отдохнули.
Повернулись вправо, влево-
Стало гибким наше тело.
Поднимаемся всё выше-
Выше дома, крыши выше.
Руки к солнцу потянули, Опустили и встряхнули.
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм.
- Ребята, вы просмотрели ролики, какие последствия для здоровья человека имеет алкоголь.
Вывод: алкоголь губит наш организм.
- Вам нужно рисковать своим здоровьем? Вы хотите быть здоровыми?
• Пьянство не только губит здоровье, но приносит очень много проблем.
У нас иногда создаются ситуации, которые могут испортить нам не только настроение, но и состояние здоровья. Это ситуации, в которые мы можем попасть.
Ребята у вас есть в конвертах ситуации и вам надо предложить пути решения выхода из ситуаций
Ситуации.
1. Представьте, что вы пришли в гости к другу поиграть в компьютерные игры.
Его родителей нет дома. На кухонном столе вы видите красивую бутылку в плетеной корзине. Друг говорит, что это хорошее виноградное вино и предлагает попробовать.
Что вы ответите?
2. Марина говорит: «Приглашаю тебя на мой день рождения. Предков не будет, но сестра с друзьями обещала прийти»
Ты знаешь, что друзья сестры курят и пьют, поэтому тебе не хочется идти к Марине.
«Запомните! В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нет». Нужно вежливо и твердо отказывать».
• человек, страдающий алкоголизмом, наносит ущерб своему здоровью, становится больным и поэтому он не может, как прежде, продуктивно работать, учиться и заниматься спортом;
• у него пропадает желание проводить время с семьей, ходить в библиотеку, встречаться с друзьями, потому что теперь алкоголь занимает все его время;
• жизнь алкоголика, заинтересованного только в употреблении спиртных напитков, становится скучной и неинтересной, все самое яркое и живое в ней теряется. Недаром в народе говорят, что скука и алкоголь «одного поля ягодки».
Неоднократное употребление алкоголя (злоупотребление) может привести к развитию заболевания — хронического алкоголизма, а эта болезнь в свою очередь изменяет весь образ жизни человека, лишая его привычных занятий, увлечений и возможности общаться с близкими людьми.
В жизни человека, независимого от алкоголя, происходят интересные, нужные, важные события. Мир вокруг предоставляет нам возможность видеть, наблюдать, участвовать в реальных делах. Каждому из нас предстоит многое понять, сделать, достигнуть. Однако если не заботиться о своем здоровье, то многое из того, о чем мы мечтаем, может не получиться.
Давайте, перечислим полезные привычки, которые помогают укреплять и сохранять здоровье человека (слайд 15)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/14/s_5c3c830651353/1052557_1.png)
Каждый из нас при рождении получает замечательный подарок – Здоровье.
Здоровье помогает воплощать наше желания, мечты, достигать цели.
Здоровый человек часто улыбается, даря окружающим хорошее настроение, и общаться с таким человеком всегда приятно.
Привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека.
А сформироваться эта привычка сможет тогда, когда сам человек будет постоянно и регулярно заниматься тем, что приносит ему пользу.
III. Заключение
Подведение итогов.
- Наш воспитательский час подошел к концу.
- Что нового вы сегодня узнали?
• алкоголь губит живые организмы.
• алкоголь вредит здоровью человека
• чтобы быть здоровым не надо пить
Учитель: сделаем вывод, почему мы не будем употреблять алкоголь.
Дети:
чтобы не повредить своему здоровью.
чтобы после употребления алкоголя не было отрицательных последствий.
чтобы не расстраивать родителей и близких людей.
- Как вы считаете, был ли полезным наш сегодняшний разговор?
- Я думаю, что наш разговор не прошёл даром. Вы правильно сделаете свой выбор. Спасибо за внимание. Берегите себя!
Притча о глупце и мудреце: «Задумал глупец перехитрить мудреца. По пути к нему поймал бабочку, сжал ее в кулаке. Думает: спрошу у мудреца, что у меня в кулаке: жизнь или смерть. Если мудрец скажет жизнь – я сожму кулак, и бабочка умрет, если скажет смерть – я разожму пальцы, и живая бабочка выпорхнет. В любом случае я перехитрю мудреца. Когда глупец пришел к мудрецу и задал ему вопрос «что у меня в руке: жизнь или смерть?», мудрец, немного подумав, сказал: “Что ты задумал, то и будет”
Ситуации.
Представьте, что вы пришли в гости к другу поиграть в компьютерные игры.
Его родителей нет дома. На кухонном столе вы видите красивую бутылку в плетеной корзине. Друг говорит, что это хорошее виноградное вино и предлагает попробовать.
Что вы ответите?
Марина говорит: «Приглашаю тебя на мой день рождения. Предков не будет, но сестра с друзьями обещала прийти»
Ты знаешь, что друзья сестры курят и пьют, поэтому тебе не хочется идти к Марине.