Урок: альтернативное чтение
Учитель: Уразманова О.В
Тема: Звук [э]. Буквы Э, э.
Задачи:
Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.
Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с текстом.
Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.
Поддерживать стремление к познанию нового.
Планируемые результаты
Предметные:
знать звук [э], букву, обозначающую его;
читать слова, предложения с буквами Э, э;
учиться составлять текст по сюжетным картинкам и опорным словам.
Метапредметные:
принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
находить дополнительную информацию по иллюстрации, у старших;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур
Ресурсы урока: Букварь Воронковой
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности.
Итак, друзья, - внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнем скорей урок
- Для чего вы пришли сегодня на урок?
(Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.)
II. Актуализация знаний.
-Прочитайте и отгадайте загадку:
Ты кричал – оно молчало.
Ты молчал – оно кричало.
-Что это? (Эхо).
- А что такое эхо? (Ответы детей.)
Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.
- Послушайте текст из Азбуки на с.59, который называется «Поиграем в эхо». (Чтение учителем текста.)
- Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.)
- Как оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.)
- Давайте и мы поиграем в эхо.
Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.
Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).
III. Постановка целей урока и определение темы урока.
- Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]).
- Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения? (Познакомимся с новой буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.)
IV. Организация познавательной деятельности.
Знакомство со звуком [э].
- Давайте протяжно произнесем самый Iзвук в слове эхо ([э]).
- Как он произносится?
(Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий).
Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный).
- Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.)
- Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова.
Откройте букварьи рассмотрите на полях схему к слову «эхо».(В слове эхо 2 слога, потому что 2 гласных звука: э, а. Ударный первый слог. В первом слоге 1 звук –[э] – он гласный, на схеме обозначен красным квадратом. Во втором слоге - 2 звука [ха] – это твердое слияние. 1 звук – согласный, глухой, твердый, на схеме обозначен синим треугольником. 2 звук – гласный, на схеме обозначен красным треугольником).
2) Место нового звука в слове.
- Попробуем определить место нового звука в слове.
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само
Что же это? (Эскимо).
- Как вы предполагаете: где находится звук [э]?(В начале слова.)
- Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)
- Как можно назвать двух человек, исполняющих музыкальное произведение? (Дуэт.)
- Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В середине слова.)
- Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.)
3)Составление звуковых схем в тетради и работа на электронном приложении, самопроверка.
–Теперь самостоятельно соберем звуковые схемы в рабочей тетради, а затем проверим, как справились с этой задачей. 1 слово-1 рисунок(эскимо), 2 слово-2 рисунок(дуэт), 3 слово-3 рисунок(эклер).
- Что такое эклер?(Это – пирожное.)
4)Знакомство с буквами Э, э.
- А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э.
На что похожа эта буква? (Ответы детей.)
Это – Э с открытым ртом
И большущим языком.
Эге – гей! – крикун кричит,
Изо рта язык торчит.
- Сравните строчную букву э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.)
- Почему 2 буквы? (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой буквой – нарицательные имена).
Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова.
- А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из Энциклопедического словаря.
Музыкальная физминутка.
5)Работаем со слогами.
Читаем слоги:эн эв,эл эш,эс эх
- Как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.)
- Давайте прочитаембуварь. Верно ли мы сделали вывод? (Да.)
V. Физминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VII. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Оцените свою работу с помощью «Светофора».
VIII. Подведение итогов.
- О какой букве шла речь на уроке?
-Охарактеризуйте звук [э].
-Что нового узнали о букве э