Аналитическая деятельность – неотъемлемая часть управления в общеобразовательной организации
Громак Надежда Ивановна,
заведующий отделом анализа и
методического сопровождения
среднего общего образования
ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»
Если вы умеете проектировать работу коллектива,
организовывать выполнение намеченного,
стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты –
значит Вы владеете умением управлять.
М.Поташник
Проблемам теории и методики педагогического анализа в процессе внутришкольного управления посвятили свои труды – монографии, брошюры, статьи – доктора педагогических наук, профессора Т.И.Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.В. Третьяков, Н.Ю.Ерофеева.
Аналитическая работа помогает извлечь уроки прошлого для будущего. Для проведения анализа необходимо выработать в себе аналитические мыслительные умения, такие как сравнение (и с тем, что должно быть, и с тем, как было, чтобы увидеть динамику процесса управления, его развития, повышение эффективности или же снижение его уровня), обобщение, выделение главного, существенного, абстрагирование, классификация, систематизация.
В трудах ученых педагогов по данному вопросу выделяются следующие направления аналитической деятельности:
анализ итогов года;
внутришкольный контроль;
мониторинг;
анализ урока.
Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития образовательной организации.
Информационно-аналитическая функция – сбор информации, определение ее объема, содержания.
Мотивационно-целевая – функция: необходимо всем членам коллектива четко выполнять работу в соответствии с делегированными им обязанностям и планам, сообразуясь с потребностями в достижении целей, удовлетворение потребностей всех участников педагогического процесса. Постановка целей и задач.
Планово-прогностическая – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.
Организационно-исполнительная – связи людей по распределению полномочий, личностный подход. Научность и практичность в распределении функций, рациональная организация труда.
Контрольно диагностическая – сочетание общественного и административного контроля, внутришкольный контроль. Диагностика на основе информационно – аналитического метода.
Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.
Аналитической работой необходимо заниматься постоянно, в процессе реализации всех функций и после завершения. Овладение аналитическими функциями управления важно для руководителей общеобразовательных организаций.
Педагогический анализ можно проводить в 4 этапа.
1 этап. Определение предмета, состава, содержания анализа (сбор информации).
Классифицировать по блокам.
Определить цель.
2 этап. Структурно-функциональное описание предмета анализа.
Изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей.
3 этап. Анализ причинно – следственных связей в логической цепочке:
ЯВЛЕНИЕ – ПРИЧИНА – УСЛОВИЕ – СЛЕДСТВИЕ.
4 этап. Установление фактов достижения целей.
Подготовка материалов на педагогический совет по итогам года.
Формулирование целей, задач на новый учебный год.
Источниками для педагогического анализа являются:
Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики).
Аналитические справки посещенных уроков и воспитательных мероприятий.
Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся.
Журналы посещаемости учащихся.
Управленческая деятельность администрации.
Работа с педагогическими кадрами.
Материалы анкетирования учащихся, учителей, родителей.
Статистические данные.
Не зная реального положения дел, нельзя упреждать негативные тенденции, оперативно управлять, своевременно оказывать помощь педагогам, учащимся, влиять на организацию и конечные результаты в работе.
Аналитическая работа представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа.
Важное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Это процессный подход к управлению, раскрытый М.Поташником. Можно применять системный подход к управлению, раскрытый В.И. Зверевой.
Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаружить возникающие противоречия, правильно их оценить, найти ответы на нужные вопросы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбирать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах информационно-аналитической работы, являющейся важнейшим условием обеспечения научной обоснованности управления в целом.