СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка "Диагностика уровня развития мотивации обучения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка "Диагностика уровня развития мотивации обучения"»





Справка №2 по результатам диагностики изучения мотивации обучения

обучающихся 9 класса « МБОУ Растегаевская ОШ»

В период с 11.09.2021 по 29.09.2021 проведена диагностика уровня развития мотивации обучения обучающихся 9 класса (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.).

Цель: исследование учебной мотивации обучающихся.

Задачи: анализ индивидуальных особенностей учения для построения индивидуального образовательного маршрута с рисками учебной неуспешности обучающихся, выделение значимых мотивов учения с целью обеспечения благоприятного эмоционального фона. Методика предполагает выявление у обучающегося одного или нескольких ведущих мотивов жизнедеятельности, а именно: внешнего, игрового, оценочного, позиционного, социального, учебного. В число измеряемых мотивов входят как некоторые обобщенные так и функциональные. Основополагающим методом является тестирование. Результаты предназначены для учителей-предметников, классных руководителей. Интерпретация проводилась в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Диагностика состоит из 4 блоков. В каждом блоке обучающимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты.

Блок 1 отражает такой показатель мотивации , как личностный смысл учения.

Блок 2 характеризует способность к целеполаганию.

Блок 3 указывает на иные мотивы.

Блок 4 позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.



Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.

Данная методика позволяет с большей долей достоверности определить, сколько в классе обучающихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, со средним и низким, структуру мотивации персонально, а также оценить уровень педагогической работы в плане формирования учебной мотивации, в том числе личностного смысла учения и способности к целеполаганию, успешности организации учебного процесса, снижения уровня школьной тревожности, создания условий для комфортного состояния ученика в школе, методик преподавания.

В исследовании приняли участие 3 обучающихся 9 класса. По результатам анкетирования установлено распределение испытуемых по пяти уровням:



Уровни учебной мотивации

9- класс

  1. Очень высокий уровень мотивации учения

0 человек – 0%

  1. Высокий уровень мотивации учения

0 человека – 0%

  1. Средний уровень мотивации учения

1 человек – 33,3%

  1. сниженный уровень мотивации учения

1 человек – 33,3%

  1. низкий уровень мотивации обучения

1 человек – 33,3%



Очень высокий и высокий уровни мотивации учения – у таких обучающихся преобладает познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые требования, добросовестны и ответственны, имеют переживания, если получают неудовлетворительные отметки.

Средний уровень мотивации учения – подобные показатели имеют обучающиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

Сниженный уровень мотивации показывает, что ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще посещают ее ради общения с другими детьми, учителями. Им нравится ощущать себя учеником. Но познавательные мотивы сформированы в меньшей степени. Учебный процесс их мало привлекает.



Условное обозначение преобладающих мотивов

5-11классы

Учебный мотив

2 человек – 66,7%

Социальный мотив

2 человек – 66,7%

Позиционный мотив

3 человек –100%

Оценочный мотив

1 человек – 33,3%

Игровой мотив

1 человек – 33,3%



Использованная методика изучения мотивации учения показала, что у большинства обучающихся преобладает позиционный мотив учения, который отвечает за стремление учащегося занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Это своего рода попытка самоутверждения. На втором месте по значимости мотивов учения у большинства выявлен учебный мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы. Так же следует отметить и социальный мотив, который можно охарактеризовать как сознание общественной важности приобретения знаний, необходимость учения для подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявляет качественные и количественные показатели мотивации учения, итоговый уровень развития мотивации в целом и уровни развития ее отдельных составляющих – наличие личностного смысла учения, способность к целеполаганию, преобладание познавательных или социальных мотивов, внешней и внутренней мотивации, стремления к достижению успехов или к недопущению неудачи. Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у обучающихся определенного возраста.

В качестве рекомендаций педагогам предложены следующие установки взаимодействия с обучающимся и его родителями (законными представителями).

1.Предоставление свободы выбора.  Свобода выбора создает ситуацию, в которой ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2.Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

3.Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости ученика. При этом у школьника должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле.

4.Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Важна для психологически грамотной организации процесса формирования мотивации учения ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат — оптимальная мотивация и успешная учеба.

5.Значимым условием формирования учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

6. Характер отношений учителя с обучающимся «равный – равному»





Завуч Мартыненко О.Н.















Справка №3 по результатам диагностики изучения мотивации обучения

обучающихся 9 класса « МБОУ Растегаевская ОШ»

В период с 10.04.2022 по 29.04.2022 проведена диагностика уровня развития мотивации обучения обучающихся 9 класса (Лукьянова М.И., Калинина Н.В.).

Цель: исследование изменений учебной мотивации обучающихся в течение года

Задачи: анализ результатов реализаций индивидуальных образовательных маршрутов с рисками учебной неуспешности

Диагностика состоит из 4 блоков. В каждом блоке обучающимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты.

Блок 1 отражает такой показатель мотивации , как личностный смысл учения.

Блок 2 характеризует способность к целеполаганию.

Блок 3 указывает на иные мотивы.

Блок 4 позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.



Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.

Данная методика позволяет с большей долей достоверности определить, сколько в классе обучающихся с высоким уровнем развития учебной мотивации, со средним и низким, структуру мотивации персонально, а также оценить уровень педагогической работы в плане формирования учебной мотивации, в том числе личностного смысла учения и способности к целеполаганию, успешности организации учебного процесса, снижения уровня школьной тревожности, создания условий для комфортного состояния ученика в школе, методик преподавания.

В исследовании приняли участие 3 обучающихся 9 класса. По результатам анкетирования установлено распределение испытуемых по пяти уровням:



Уровни учебной мотивации

9- класс

  1. Очень высокий уровень мотивации учения

0 человек – 0%

  1. Высокий уровень мотивации учения

1 человека – 33,3%

  1. Средний уровень мотивации учения

2 человек – 66,7%

  1. сниженный уровень мотивации учения

0 человек – 0%

  1. низкий уровень мотивации обучения

0 человек – 0%



Очень высокий и высокий уровни мотивации учения – у таких обучающихся преобладает познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые требования, добросовестны и ответственны, имеют переживания, если получают неудовлетворительные отметки.

Средний уровень мотивации учения – подобные показатели имеют обучающиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.

Сниженный уровень мотивации показывает, что ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще посещают ее ради общения с другими детьми, учителями. Им нравится ощущать себя учеником. Но познавательные мотивы сформированы в меньшей степени. Учебный процесс их мало привлекает.



Условное обозначение преобладающих мотивов

5-11классы

Учебный мотив

3 человек – 100%

Социальный мотив

2 человек – 66,7%

Позиционный мотив

3 человек –100%

Оценочный мотив

1 человек – 33,3%

Игровой мотив

1 человек – 33,3%





Завуч Мартыненко О.Н.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!