СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность учащихся»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание обучающихся строится в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации. Роль  учителя  как  нравственного,  духовного  наставника  в процессе воспитания школьников бесценна.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность учащихся»»



Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума

«Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность учащихся»

Городской семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность учащихся» состоялся 15.02.2023 года на базе МАОУ СОШ №7.Организаторами семинара стали заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №7 Фокина Н.И. и специалист-эксперт отдела общего образования управления образования Администрации города Когалым Барыкина Светлана Александровна.

Цель:формирование духовно-нравственной основы личности, присоединение к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России через урочную и внеурочную деятельность учащихся.

Задачи:

  • объединение обучения, воспитания в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития обучающегося на основе общности целей, социокультурных и духовно-нравственных ценностей;

  • развитие способности получать значимые социокультурные результаты;

  • укрепление статуса Образовательной организации, как социального института, способствующего сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей


Целевая аудитория:учителя начальных классов, учителя ОРКСЭ, ОДНКНР и социокультурных истоков общеобразовательных организаций.

В работе семинара приняли участие 29 педагогических работников, включаяпредставителей школ города.

В теоретической части семинара специалист-эксперт отдела общего образования управления образования Администрации города Когалым Барыкина Светлана Александровна представила муниципальную систему работы по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся.

Светлана Александровна отметила, что система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»как нравственный указотмечает традиционные ценности как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Приведены 17 позиций традиционных ценностей.

Воспитание на основе духовно-нравственных ценностей учащихся происходит эффективно, если используются различные виды учебной, внеклассной и внеурочной работы, при этом привлекаются ресурсы социума и семьи.Введение курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» в образовательное пространство города Когалыма с 2017 года вносит в воспитательную деятельность систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации. В каждой теме курса определен мостик между детьми и родителями.

Наиболее успешный опыт и практики реализации курсов «Социокультурные истоки», «ОРКСЭ», «ОДНКНР» отражен в проведении ежегодного городского фестиваля «Дружба народов» для обучающихся 4-х классов.

В городе Когалыме проводятся ежегодные детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России» для обучающихся 1-11 классов. О милосердии, доброте, искренности, сострадании и сопереживании говорят участники Чтений в своих выступлениях.

Изучение учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР способствует также выявлению и поддержке одаренных детей. Обучающиеся общеобразовательных организаций города Когалыма активно принимают участие в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры, организуемой Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, показывая значимые результаты на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Барыкина С.А. подчеркнула, что духовно-нравственное воспитание обучающихся строится в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации. И роль учителя как нравственного, духовного наставника в процессе воспитания школьников бесценна.



В своем выступлении«Работа со словом на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР» заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №7 Фокина Н.И. отметила, что проблема чистоты русского языка – это не только проблема культуры, эстетики. Это и проблема национальной безопасности государства Российского. Поэтому надо работать со словом с воспитательным смыслом. Ключевые слова для примера былиприведены: подвиг, стяжание, преображение, добродетель. Нужно последовательно снимать со слов повседневный налёт и показывать их истинный драгоценный смысл.

Ранее профессиональная подготовка учителя никогда не была ориентирована на духовно-нравственное воспитание с учётом религиозной составляющей. Сегодня многие учителя испытывают дефицит в области религиозных знаний. Они вынуждены обучаться «на ходу», хотя проходят курсы повышения квалификации. Однако все эти проблемы не являются непреодолимыми, не случайно К.Ушинский говорил: «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом».

Участникам семинара Надежда Ивановна поведала о жизни святителя Филарета, что ему принадлежит русский перевод Библии. Святитель Филарет - один из величайших богословов XIX века, человек-эпоха, ученый, переводчик, государственный деятель, он, несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей жизни оставался праведником и святым, он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке, который станетединым, общенациональным «христианским языком». Его называли «Московским Златоустом» — так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Известна также его переписка с А.С.Пушкинымв поисках виновника душевных и умственных терзаний поэта.


Учитель Редька Т.И. на уроке математики в 1И классе изучала тему «Число и цифра 7». Использовалась парная и индивидуальная формы организации учебной деятельности. Разноуровневые задания, предлагаемые детям, давали возможность каждому ученику чувствовать себя на уроке комфортно.Татьяна Ивановна уделяет внимание развитию логического мышления, грамотной математической речи, умению классифицировать и обобщать понятия. Содержание занятия соответствует программе, задачам и возрастным особенностям учащихся, объем материала достаточен, подобран с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Урок построен в форме игры по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик». За каждое выполненное задание ребята приклеивали лепесток, к концу урока был собран цветок. Опора на содержание сказки помогала поддерживать высокий уровень учебной мотивации. Шла работа по формированию функциональной математической грамотности, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми, формированию способности к сочувствию и отзывчивости. Все поставленные цели урока были достигнуты.


На уроке окружающего мира в 1Б классе по руководством учителя начальных классов Ивашкиной Л.Г.изучалась тема «Где живут белые медведи?». Лариса Георгиевна учила детей умению общаться, сотрудничать. Каждой группе с помощью учебника предстояло изучить животный мир холодных районов Земли, выбрать необходимые картинки с животными и верно расположить их на доске.

На уроке создавалась атмосфера радостных переживаний, были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.Работая в парах, учащиеся выполняли аппликацию белого медведя из бумаги и кусочков ваты. Работая в группах, важно было разделить детей на группы так, чтобы группы были примерно одинаковы по силам. В классе много детей с низким уровнем развития. Внимание у них неустойчивое, непроизвольное. Более сильные дети помогали им. Все дети были вовлечены в работу, каждый самостоятельно определил свою роль в общем деле, что способствовало созданию ситуации успеха на уроке, формированию элементов самооценки и самоконтроля.

Каждый ученик оценил работу группы и свою работу с помощью карточек с изображением солнышка и тучки.

Учебный материал на протяжении всего урока работал на патриотическое и духовно-нравственное воспитание, соответствовал жизненному опыту первоклассников.

На уроке прослеживалась межпредметная связь с литературным чтением, музыкой, технологией.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.


Учителем начальных классов Пушкарь Т.И. было предоставлено внеурочное занятие по курсу «Истоки» в 1 классе по теме «Образ защитника Отечества». Тип урока- открытие нового знания. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые Татьяной Ивановной на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Применение информационно-коммуникативных технологий позволило сделать встречу по теме яркой, а материал - интересным и лёгким для восприятия. Учитель использовал компьютерную презентацию, видеоролик, индивидуальные рабочие листы, личные проекты детей по теме занятия.

Работоспособность учащихся на протяжении всего занятия обеспечивалась за счёт грамотно подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности. На протяжении всего занятия ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, были на высоком уровне показатели внимательности и концентрации внимания во время изучения новой темы.

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ. Занятие достигло цели, ребята будут знать имена героев, защищавших Родину, и гордиться ими.


На занятии внеурочной деятельности «Веселые приключтения» учитель 1В класса Рогожкина А.А. с произведением В.Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей» работала над формированием умения детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о поступках героев, развитием эмоциональной сферы, творческих способностей, нравственных качеств.

На занятии использовались проблемные методы обучения (частично-поисковый), приемы активизации познавательной деятельности обучающихся, диалоговые технологии. Имелись блоки самостоятельного получения знаний обучающимися. Алевтина Анатольевна использовала условно-изобразительную наглядность, ИКТ-технологии, справочные материалы, видео-вопрос. Задания, направленные на информирование функциональной грамотности (читательская, естественно-научная, креативное мышление), на формирование положительной учебной мотивации, позволили активно работатьв течение всего занятия.


Занятие внеурочной деятельности «Шахматы» проведено учителем начальных классов Магомедовой М.Х. в атмосфере праздника. Тема: «Шахматные фигуры. Король».

Ребята с интересом слушали легенду о возникновении шахмат, узнали чемпионов мира по шахматам, информация была принята детьми с воодушевлением – воспитание патриотизма, гордость за своего соотечественника. Ученики 1А класса называют занятия шахматами и математикой праздником ума. На данном занятии ребята показалисвои знания, владение терминологией. МуминатХизбуллаевна стремится реализовать каждого из обучающихся в игре, дает возможность ощутить, что верит в каждого, несмотря иногда на оплошность. Активность на занятии была на хорошем уровне. Такая активность обуславливается тем, что в детяхесть мотив «мне интересно, я хочу это знать», поэтому путь к получению знаний будет более радостным и плодотворным. Главное, на занятии ребята могли высказывать своё мнение, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

Дети очень красиво смотрелись в костюмах, каждый ребёнок был шахматной фигурой.




В рефлексии семинара было отмечено, что цель семинара достигнута. Педагоги, участники семинара, отметили высокий уровень представленных уроков, занятий и материалов для практического использования.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!