СПРАВКА №9
по итогам контроля качества подготовки к итоговому сочинению (изложению) по русскому языку обучающихся 11-х классов
Основания внутришкольного контроля | План внутришкольного контроля |
Сроки | 01.12.2021 |
Цель контроля | проверить степень и качество подготовки обучающихся 11- го класса к итоговому сочинению. |
Объект контроля | Выпускники 11 класса |
Вид и форма контроля | текущий |
Методы контроля | наблюдение, анализ бланков ИС |
Ответственные лица | Зам. директора по УВР М.Э Атуева |
Результаты контроля | Справка /Рассматривается на совещании при директоре |
01.12.2021 года было проведено итоговое сочинение по русскому языку в 11-м классе в МКОУ Новочановской СОШ в соответствии с приказом по школе
В написании итогового сочинения по русскому языку участвовали 5 обучающихся 11-го класса, что составило100 процентов от общего количества. Все обучающиеся писали сочинение, изложение не писал никто.
Таблица 1. Анализ результата проверки по требованиям и критериям итогового сочинения обучающихся 11-х классов
| Количество | Процент |
Требования | Требование 1 | Зачет | 4 | 80 |
Незачет | 1 | 20 |
Требование 2 | Зачет | 4 | 80 |
Незачет | 1 | 20 |
Критерии | Критерий 1 | Зачет | 3 | 60 |
Незачет | 2 | 40 |
Критерий 2 | Зачет | 3 | 60 |
Незачет | 2 | 40 |
Критерий 3 | Зачет | 3 | 60 |
Незачет | 2 | 40 |
Критерий 4 | Зачет | 0 | 0 |
Незачет | 5 | 100 |
Критерий 5 | Зачет | 3 | 60 |
Незачет | 2 | 40 |
Представленная выше таблица позволяет увидеть, что 3 человека получили «зачет», 2 человека получили «незачет».
Написание сочинения проверяет умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему с опорой на литературный материал. При этом особое внимание уделяется умению выпускника грамотно аргументировать свои мысли и утверждения.
Обучающимся был предложен следующий комплект тем сочинений для проведения итогового сочинения
Таблица 2. Комплект тем итогового сочинения № №ИС01122021-05
НАПРАВЛЕНИЕ | Комплект тем итогового сочинения №ИС01122021-05 |
1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» | 109 Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени? |
2 «Цивилизации и технологии-спасение, вызов или трагедия?» | 208 От чего предостерегают человечество антиутопии? |
3 «Преступление и наказание – вечная тема» | 302 Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям? |
4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) –про меня» | 406 Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня. |
5 «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» | 504 Возможно ли общество, в котором все счастливы? |
Таблица 3. Выбор тем итогового сочинения выпускниками
Направление | Количество учеников, которые выбрали тему из направления |
1 «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» | 1 |
2 «Цивилизации и технологии-спасение, вызов или трагедия?» | 0 |
3 «Преступление и наказание – вечная тема» | 0 |
4 «Книга (музыка, спектакль, фильм) –про меня» | 3 |
5 «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» | 1 |
Из таблицы видно, что самой востребованной была тема из направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) –про меня». Ее выбрали 3 обучающихся. Непопулярными оказалось тематические направления «Цивилизации и технологии-спасение, вызов или трагедия?» «Преступление и наказание – вечная тема», эти темы не выбрал никто. Работы проверялись членами комиссии по проверке итогового сочинения (Уханева И.А., Логинова В.С., Первухина О.В.) в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ 1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Критерий 1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать ее подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументированно раскрыть.
С этой задачей справились 3 обучающихся на 60 процентов. Эти выпускники размышляют над предложенной проблемой, строят высказывание на основе связанных с темой тезисов, опираясь на художественные произведения, Литературный материал используется как основа для собственных размышлений. 2 обучающихся 40% пересказывают содержание прочитанных произведений.
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ 2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Анализ представленных работ показал, что не все учащиеся построили свои рассуждения на основе литературного материала. Большинство из них привело в качестве доказательств не менее двух произведений. По критерию 2 «зачет» получили 60 процентов обучающихся 11-х классов.
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ 3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать композиционное единство сочинения-рассуждения смогла продемонстрировать большая часть выпускников. Грубых логических ошибок, мешающих пониманию смысла высказывания, в работах 3 –х участников сочинения не отмечено. Работы учащихся отличаются целостностью, стройностью композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение тесно связаны между собой. По критерию 3 «зачет» получили 60 процентов выпускников. В двух работах отсутствует тезисно-доказательная часть.
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ 4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Подавляющее большинство учащихся владеет навыком построения сочинения-рассуждения, но допускают ошибки в композиции и логике высказывания, не всегда грамотно используют литературоведческие термины в соответствии с коммуникативным замыслом высказывания. «Зачет» по данному критерию получили 0% обучающихся 11-го классов. К недостаткам по данному критерию можно отнести следующие:
отдельные работы демонстрируют примитивность письменной речи, однообразие синтаксических конструкций, низкий уровень речевой грамотности, неточность изложения фактического материала. Наиболее частые речевые ошибки: неудачное словоупотребление; употребление слов в несвойственных им значениях; плеоназм; тавтология; лексическая избыточность (неоправданное усложнение фраз).
АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЙ ПО КРИТЕРИЮ 5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Экспертами комиссий отмечен низкий уровень грамотности в ряде работ.
Получили «незачет» (то есть допустили более пяти ошибок на 100 слов) по данному критерию два человека 40% от общего количества участников итогового сочинения (изложения).
Типичные орфографические ошибки, допущенные учащимися:
Правописание наречий, правописание сложных существительных, дефисное написание слов, правописание приставок пре- и при-, безударная гласная в корне слова, правописание –ться, -тся в глаголах; нарушение согласования и управления; ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами.
Типичные пунктуационные ошибки, допущенные учащимися:
наиболее частые ошибки связаны с темами «Пунктуация в предложениях с вводными конструкциями, с однородными членами», «Пунктуация в предложениях с обособленными второстепенными членами», «Пунктуация в сложных предложениях, состоящих из нескольких частей».
Типичные грамматические ошибки, допущенные учащимися:
нарушение согласования и управления; ошибки в построении предложения с однородными членами, с деепричастными и причастными оборотами; нарушение границ предложения; абзацное членение предложений; неправильное употребление предлогов и союзов; неправильное употребление простой формы сравнительной степени прилагательного; объединение синтаксической связью разнотипных синтаксических единиц; ошибки в употреблении падежных форм прилагательных и существительных.
В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильное написание, искажающее звуковой облик слова. Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам, помимо букв, относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.
Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать неграмотной.
ВЫВОДЫ
В написании тренировочного итогового сочинения по русскому языку участвовали 5 обучающихся 11-го класса, что составило100 процентов от общего количества выпускников, 60% обучающиеся справились с работой и получили «зачет», 40% обучающиеся не справились с работой и получили «незачет»,
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Администрации ОО Атуевой М.Э, Уханевой И.А.:
1.1. Усилить контроль работы педагогов и обучающихся, ориентированной на качественный конечный результат по подготовке к ГИА.
1.2. Усилить внутришкольный контроль работы по индивидуальным образовательным маршрутам с выпускниками с низкой мотивацией и выпускниками, способными к достижению максимального результата на ЕГЭ.
1.3. Организовать методическую поддержку учителей русского языка и литературы в подготовке высокомотивированных выпускников.
1.4. Проанализировать на ММО школьного округа причины допущенных ошибок.
2. Учителям русского языка и литературы Малышевой А.В., Уханевой И.А.:
2.1. Провести работу над типичными ошибками, которые допустили обучающиеся в итоговом сочинении до 06 декабря 2021 года.
2.2. Расширить работу по анализу текста; наряду с правописными и грамматическими заданиями постоянно предусматривать вопросы на понимание содержания текста, авторской позиции, языковых средств связи, средств языковой выразительности; ввести в постоянную практику работы с текстом формирование корректного и аргументированного личного мнения учащихся о проблемах, поставленных автором, а также умения чувствовать подтекст.
2.3. Систематически проводить контроль за усвоением обучающимися изучаемого материала, продолжить работу по индивидуальным образовательным маршрутам по подготовке к итоговому сочинению (изложению) и ЕГЭ по русскому языку.
2.4. Осуществлять планомерную работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. Продолжить обучение написанию сочинений разных жанров развивающего, исследовательского характера на уроках русского языка и литературы.
2.5. Совершенствовать формы и методы проведения учебных занятий, использовать возможности индивидуального и дифференцированного обучения для организации процесса обучения.
3 Классному руководителю 11 класса Стежка Д.А. довести результаты итогового сочинения до сведения родителей под подпись.
Заместитель директора по УВР_______/М.Э. Атуева/
Со справкой ознакомлены:
А.В. Малышева
И.А. Уханева
Д.А. Стежка
4