Аналитическая справка
по итогам успеваемости за 1 полугодие в 1-а классе.
Школа России
На начало 1 четверти в 1-а классе — 16 обучающихся. Из них 9 девочек и 7 мальчиков.
Первый год обучения трудный для ребенка. Особенно первые недели обучения. Они характеризуются достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности.
В период адаптации в 1 классе продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10–15 и 20–25 минут от начала урока.
По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.
Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.
В течение 1 полугодия на уроках чтения дети наблюдали за особенностями устной и письменной речи. Составляли самостоятельно и под диктовку схемы простых предложений различной распространенности. Придумывали предложения с опорой на рисунки и схемы. Определяли количество слов в предложении, количество предложений в тексте. Читали и сравнивали предложения с разной интонацией. Читали и правильно интонировали предложения. Читали предложения, перемещая логическое ударение. Выбирали из текста предложение, соответствующее данной схеме. Соотносили название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Скандировали по слогам слова-предложения. Определяли количество слогов в словах и ставили в словах ударения. Наблюдали за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Определяли наличие в звучащем слове твёрдого и мягкого звуков. Различали слоги и слова, слова и предложения. Контролировали свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями. Подбирали к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдали за многозначностью слов с опорой на иллюстрации. Выделяли среди слов имена людей. Сопоставляли похожие по написанию, но разные по значению слова. Дополняли слоги до слов. Расшифровывали буквенную символику. Анализировали звуковой и буквенный составы слов. Учились распределять роли и очередность действий при работе в парах. Наблюдали за изменением значения слова при замене буквы в слове. Наблюдали за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов) Сравнивали звучание рифмующихся слогов и слов.
На уроках письма. Следили за положением ручки при письме, посадкой за столом. Учились ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки, соблюдать наклон при письме. Тренировались в написании крючков. Выполняли работу по образцу. Сравнивали выполненную работу с образцом, находили несовпадения. Сопоставляли похожие элементы прописных букв, находили сходства и различия в их написании. Старались контролировать расстояние между элементами во время их написания. Анализировали образцы письма: находили места соединения элементов в букве и в слове, находили усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначали их условными значками. Учились ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями (работа в паре). Проверяли выполнение задания товарищем при работе в парах, учились корректно сообщать об ошибках товарища. Комментировали вслух написание изученных элементов, слов, предложений. Классифицировали печатные и письменные буквы. Писали слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Наблюдали за изменением слов в предложении (по родам). Объясняли смысл пословиц. Анализировали образцы письма, вычленяли все мелкие элементы предложенного слова. Дописывали деформированные слова. Находили заданную букву в таблице.
На уроках математики. Соотносили количество предметов на рисунке и количество символов в тетради, названия чисел с количеством предметов и с цифрами, положение чисел в таблице и схем, задающих порядок движения по клеткам таблицы
Сравнивали форму, цвет, размер изображённых предметов.
Сравнивали числа от 1 до 10 1) разбивая предметы в группах на пары, 2) с помощью числового ряда. Сравнивать «на глаз» длины отрезков на бумаге в клетку.
Моделировали геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник) Моделировать цифры из подручного материала (карандаши, счётные палочки).
Выявляли закономерности . Тренировались в письме цифр.
Определяли положение фигур в таблице, чисел в числовом ряду с помощью слов (после, перед, за, между).
Учились использовать порядковые числительные в речи, прогнозировать результат игры (в паре) и выстраивать стратегию игры. Читать равенства и неравенства, использовали знаки ,
Увеличивали и уменьшали число на 1, называя следующее и предыдущее число.
Восстанавливали пропущенные числа в числовом ряду.
Определяли с опорой на рисунки, на сколько больше (меньше) предметов в одной группе по сравнению с другой.
Наблюдали на рисунках и схемах закономерность увеличения и уменьшения чисел в числовом ряду, учились делать выводы.
Распределяли роли и старались соблюдать очерёдность действий при выполнении заданий в паре
Наблюдали за свойствами геометрических фигур, определяли сходства и различия, делали выводы. Строили симметричное изображение на бумаге в клетку. Учились ориентироваться на листе бумаги, выполняя указания учителя.
Описывали линии, используя слова прямые, кривые, пересекаются, не пересекаются.
На уроках окружающего мира. Рассказывали, что изображено на иллюстрации в учебнике. Отвечали на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).
Сопоставляли признаки предметов и явлений, определяли сходства и различия.
Группировали предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).
Устанавливали правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).
называли признаки осени.
Объясняли значение некоторых дорожных знаков.
Обсуждали значение правильной организации распорядка дня.
На конец 1 полугодия в классе 15 обучающихся, из них 7 мальчиков и 9 девочек. Выбыл Цыкалов Даниил (Приказ № 41 от 13.11.2018 г., г.Таганрог). Общий интеллектуальный уровень развития класса выше среднего.
1-а класс неоднороден, у детей разный уровень развития, воспитанности, дисциплинированности, и подготовка у детей разная, т.к. им трудно было привыкнуть к новому образу жизни, к требованиям со стороны учителя и родителей.
5 человек имеют высокий уровень подготовки: Маргарян Нелли, Кондратьева Ксения, Куликова Анастасия, Карпенко Екатерина, Бондаренко Даниил. Очень хорошо работают на уроках Анисимова Алиса, Бойко Александр, Колесникова Анна. У этих детей очень развита речь, умеют обобщать, систематизировать, давать полные ответы на поставленные вопросы. Активны на занятиях Карачин Иван и Шурганов Даниил. Нет усидчивости на уроках у Клочкович Андрея и Микрюковой Арины, не умеют слушать учителя с первого раза, давать правильный ответ на поставленный вопрос.
На уроках стараюсь применять разнообразные виды деятельности, поддерживаю интерес учащихся в течение всего урока, игровые моменты урока (они присутствуют на всех уроках) вызывают особую активность, параллельно развивая в них внимание, образность мышления. Смена деятельности позволяет концентрировать внимание, поддерживает работоспособность первоклассников.
Кроме этого дети учатся рассуждать, домысливать, доказывать свое видение проблемы. Мнения не однозначны, но поддерживаю любое, умно и тактично направляя в нужное русло рассуждения детей, на уроках использую раздаточный материал.
Темп работы детей на уроке разный. У некоторых детей ( Шурганов Д., Бойко А.) проблемы с речью (заикание). Требуется консультация логопеда, учителем производится коррекция произношения (дыхательная гимнастика, логопедические разминки, чтение и проговаривания чистоговорок), но этого не достаточно.
На основании контроля и наблюдения, в котором приняли участие 15 учеников, что составляет 100%, на занятиях был сделан следующий вывод.
Обучение грамоте:
Читают целыми словами и по слогам – 7 обучающихся (Маргарян Нелли, Кондратьева Ксения, Карпенко Катя, Бойко Саша, Куликова Настя, Анисимова Алиса, Бондаренко Даниил); по слогам – 6 обучающихся (Шурганов Даниил, Клочкович Андрей, Веремеенко Вероника, Никитина Кристина, Микрюкова Арина, Колесникова Аня,). Очень слабо (мало запомнили букв, путают их) читают 2 обучающихся – Карачин Ваня Мельничук Андрей.
Контроль техники чтения:
Повышенный уровень | Маргарян Н. – 54 сл. Карпенко Е. – 35 слов Бондаренко Д. – 31 сл. Кондратьева А. – 28 сл. Куликова Н. – 27 сл. Бойко А. – 24 | 40 % |
Программный уровень | Анисимова А. – 22 сл. Микрюкова А. – 18 сл. Шурганов Д. – 18 сл. | 20 % |
Низкий уровень | Веремеенко В. – 10 сл. Клочкович А. – 9 сл. Колесникова А. – 9 сл. | 20% |
Не справились | Никитина К. – 8 сл. Карачин И. – 5 сл. Мельничук А. – 4 сл. | 20% |
В целом динамика техники чтения положительная. По выработке навыков чтения ведётся определённая работа: раз в четверть проверка техники чтения, ежедневно пятиминутки чтения перед уроком обучения грамоте, индивидуальный подход к учащимся, беседы с родителями, качественное ведение уроков чтения и внеклассного чтения, взаимосвязь со школьной библиотекой.
Письмо:
Пишут под диктовку | - самостоятельно (проговаривая) | - с помощью учителя (по слогам и буквам) |
| Маргарян Н. Куликова Н. Кондратьева К. Анисимова А. Бойко А. Карпенко К. | Шурганов Д. Веремеенко В. Никитина К. Бондаренко Д. Микрюкова А. Клочкович А. Колесникова А. Мельничук А. (частичное знание букв, не соотносит печатную с прописной) Карачин Иван ( путает буквы) |
Ребята очень аккуратно ведут и заполняют тетради.
Стабильно хорошие знания по русскому языку показывают: Маргарян Н., Куликова Н., Кондратьева К., Анисимова А., Бойко А., Карпенко К.
Низкий показатель (большое количество логопедических ошибок) у Карачина И., Мельничук А. (частичное знание букв, не соотносит печатную с прописной).
В целом картина успеваемости учащихся по русскому языку на уровне среднего.
Математика:
Знают цифры и знаки, умеют складывать и вычитать, сравнивать числа в пределах десяти, строить отрезки заданной длины, решать простые арифметические задачи с помощью рисунка – 11обучающихся – 73 %.
В конце первого полугодия была проведена проверочная работа за 1 класс. Работу выполняли 15 обучающихся. По результатам проверочной работы учащиеся распределились на 3 группы:
| Справились с заданиями |
Программный уровень | 10 чел – 67 % |
Низкий уровень | 4 чел – 27 % |
Не справились | 1 – 6 % |
Окружающий мир.
Научились отвечать на вопросы учителя, используя иллюстрации. Сопоставляют признаки предметов и явлений, определяя сходства и различия. Группируют предметы по заданному признаку. Устанавливают правильную последовательность событий. Знают распорядок дня. Объясняют значение некоторых дорожных знаков. Создают проекты.
Закрепление материала осуществляется в тетрадях на печатной основе. Ребята выполняют тесты с огромным желанием. Материал представлен в картинках.
Вывод: Учащиеся 1 класса - это личностно зрелые дети, ценностно-ориентированные на познание, к тому же – инструментально готовы к обучению на высоком уровне сложности. Им нужно разнообразные познавательные ситуации, они скучают и быстро устают, когда учитель, ориентируясь на общий темп работы с классом, начинает «разъяснять и разжевывать» информацию или способ действия. Не получая удовольствия от работы с «сопротивляющимся» учебным материалом, они привыкают к легкому успеху и лидерству. Из-за этого у них легко может развиться некритичное отношение к себе и своим возможностям, а как таковая учебная мотивация – падает. В лучшем случае, они найдут для себя источник удовлетворения познавательного интереса вне класса, в худшем – потеряют этот интерес.
При проведении анкетирования по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы, все учащиеся 1 класса ответили, что им нравится в школе, и они идут в неё с радостью и часто рассказывают о школе родителям. Учащихся с негативным отношением к школе и школьной дезадаптации не выявлено.
Немаловажным фактором является и поддержка родителей: чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям. За период обучения дети привыкли к школьному режиму. Умеют доставать из портфеля нужные для урока принадлежности, стараются давать полный ответ на поставленный вопрос, начинать свой ответ словами "я думаю", "по- моему мнению", "я считаю" Но, есть очень большой недочёт. Если ребята хотят что - то спросить – не поднимают руку, а кричат с места.
Рекомендации:
1.Продолжить работу по развитию творчества у детей.
2. Регулярно проводить индивидуальные занятия со слабыми учениками, оказывать помощь детям, имеющим трудности в обучении.
3. Воспитывать у учащихся желание участвовать и переживать каждого за успех в совместной деятельности, уверенность в своём успехе и товарищей, желание предложить свою помощь однокласснику и принять её от других, желание быть соучастником общего дела на фоне высокой мотивации к совместным формам работы на уроке.
4. Уделить особое внимание детям, не умеющим читать, проводить с ними дополнительные индивидуальные занятия.
5. Рекомендовать родителям слабо успевающих учеников заниматься с ними дополнительно.
Классный руководитель 1-а класса: Шпорт Татьяна Алексеевна