Справка педагога - психолога
по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг - Андреева)
Методика Спилберга – Андреевой позволяет выявить уровень мотивации учения и эмоциональное отношение к учению и получить информацию об эмоциональном самочувствии каждого ученика и класса в целом.
Дата проведения: ноябрь 2020г.
В данном исследовании приняли участие 16 человек 10 класса
Результаты диагностического исследования показали, что учащиеся 10 класса находятся
на разных уровнях мотивации учения и эмоциональному отношению к учению.
В ходе обследования выявлено, что 38% ( 6 учащихся ) имеют средний уровень с несколько заниженной познавательной мотивацией, у 31% (5 уч) наблюдается сниженная мотивация, переживание « школьной скуки», отрицательное отношение к учению; продуктивная мотивация учения и положительное отношение к нему выявлено у 5 учащихся -31%
При интерпретации качественных показателей получены следующие результаты:
Диффузное эмоциональное отношение -11 уч.-69%
Для таких учащихся ведущими мотивами могут стать боязнь наказания со стороны школы, семьи и социального одобрения родителями, педагогами, одноклассниками. Для этих учащихся важным является одобрение, признание их успехов со стороны родителей, и они учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения при значимости наказания, порицания за учебные неудачи. Такие учащиеся учатся из-за страха быть наказанными, особенно со стороны семьи, где они боятся быть неуспешными и неспособными. Обучение таких учащихся, как правило, носит характер «дрессировки». Они могут хорошо справляться с типовыми заданиями, но затрудняются при выполнении заданий творческого характера, так как боятся ошибиться тем самым вызвать неудовольствие родителей или педагогов.
Позитивное отношение к школе – 5 уч. -32% Ведущим мотивом для этих учащихся является осознание социальной необходимости и мотивация достижения. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в лицее для собственного успешного будущего. Преобладание мотивации достижения говорит о выраженном желании быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т. д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения хотят доказать самим себе, что способны на многое. Следовательно, учеба для учащихся с продуктивным позитивным отношением к учению является необходимым этапом к дальнейшему успешному освоению научных дисциплин и правильному выбору профессии согласно мотиву самореализации. Для данных учащихся учебная деятельность — ведущая сфера самореализации, место, где они могут заявить реализовать свои достижения и т. д.
Уровень тревожности в школе- высокий уровень тревожности у 0 учащихся; средний уровень тревожности – 5 уч.-32%,т.е соответственно тревожность у учащихся повышена, что отрицательно влияет на познавательную активность учащихся и может также привести к снижению успеваемости, 11 уч- 68) - низкий уровень школьной тревожности, что хорошо влияет на успешность ребёнка, его социализацию и адаптацию.
Рекомендовано:
Учителям – предметником повышать мотивацию учения, используя разнообразные формы работы на уроках, поощрения, оценивания успеваемости учащихся, дифференцированный подход к объяснению материала и проверки выполнения домашних заданий, создавать условия для формирования личности учащегося.
Родителям уделять больше внимания детям, контролировать приготовление уроков, быть более снисходительными к получаемым отметкам, поддерживать детей, помогать в приготовлении домашних заданий, интересоваться происходящим в школе, постоянно поддерживать связь с классным руководителем, специалистами.
Формировать продуктивную мотивацию, соответствие социальному нормативу, создавая ситуацию успеха на уроке для каждого обучающегося класса в соответствии с индивидуальным и дифференцированным подходом к обучающимся;
Повышать познавательную мотивацию, используя интерактивные технологии, нестандартный подход к обучению, интересный учебный материал;
Создавать комфортные условия для общения с позиции Взрослый - Взрослый;
Работать над стабилизацией эмоционального отношения к учению, реагируя спокойно на любые учебные ситуации, используя в данных ситуациях педагогический такт.
Рекомендуется строить отношения в мягкой некритичной манере, всячески поддерживая и повышая самооценку. Хвалите при всех. Критикуйте очень тактично и наедине.
Педагог-психолог К.Н. Мурина