Аналитическая справка
по результатам государственной итоговой аттестации по обществознанию
выпускников 9 классов МБОУ «СОШ № 8 города Азнакаево» за 2012-2013 учебный год.
Экзамен по обществознанию в форме ГИА проходил 31 мая 2013 года.
В экзамене приняли участие 35 учащихся 9-х классов МБОУ «СОШ № 8 города Азнакаево» Азнакаевского муниципального района РТ. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 14. Этот порог прошли все. Самый высокий балл – 100 – Былинцыва Оксана, Исламова Алена, Харисова Миляуша – 9А класс (учитель А.Я.Валиева). Общий балл за всю работу – 40. Выполнили работу на «5»- 16, на «4»- 17. Успеваемость – 100%; качество – 94%. Средний балл по школе – 82.
Время выполнения работы и структура контрольно-измерительных материалов
Контрольно-измерительные материалы состоят из 3-х частей.
Структура контрольно-измерительных материалов характеризуется следующим образом:
- задания базового уровня (с выбором одного ответа из четырех предложенных) - часть А: 20 заданий;
- задания повышенной сложности (с кратким ответом) - часть В: 5 заданий;
- задания высокого уровня сложности (с развернутым ответом) - часть С: документ и 6 заданий к нему.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В первой части работы представлены следующие разделы курса, предусмотренные в нормативном документе 2004 г.: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального управления, право. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем
представлены: человек и общество, сфера духовной культуры – остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же элемента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте проверочной работы.
Задания второй и третьей частей ориентированы на выявление уровня овладения определенной группой умений. На одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания одного типа и одинакового уровня сложности, представляющие разные элементы содержания.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 40 баллами.
Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.
Правильно выполненные задания В1, В3 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и В5 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок. За правильное выполнение заданий части 2 экзаменуемый может получить 7 баллов.
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Задания С1–С3, С5 и С6 являются двухбалльными. За полное и правильное выполнение каждого из таких заданий выставляется 2 балла. При неполном правильном ответе – 1 балл. Задание С4 – трехбалльное. За полное и правильное выполнение такого задания выставляется 3 балла. При неполном правильном – в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл. Таким образом, за выполнение мини-теста с текстовым фрагментом (за правильную и полную формулировку ответов на все шесть заданий части 3) экзаменуемый может получить 13 баллов.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по пятибалльной системе
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0-14 | 15-24 | 25-35 | 36-40 |
.
Результаты выполнения экзамена в целом по МБОУ «СОШ №8»
МОУ | 0-14 | 15-24 | 25-35 | 36-40 |
Кол-во уч-ся, набравших данный балл | Доля уч-ся в % | Кол-во уч-ся, набравших данный балл | Доля уч-ся в % | Кол-во уч-ся, набравших данный балл | Доля уч-ся в % | Кол-во уч-ся, набравших данный балл | Доля уч-ся в % |
МБОУ «СОШ№8» | - | - | 2 | 5,7 | 21 | 60 | 12 | 34 |
Средний балл за выполнение экзаменационной работы по МБОУ СОШ №8 - 33
(максимальный балл – 40)
Выполнение заданий различного уровня сложности по школе
При подсчете результатов выполнения заданий частей 2 и 3 учитывался любой результативный балл (от 1 до 3).
Уровень сложности | % выполнения |
Задания базового уровня (часть 1) | 83 |
Задания повышенной сложности (часть 2) | 86 |
Задания высокого уровня сложности (часть 3) | 29 |
4 учащихся (11,4%) не приступили к выполнению заданий части 3.
1) Уровень освоения знаний и умений, проверяемых в ходе ГИА (в %)
№ вопроса | Элементы содержания, проверяемые в ходе ГИА | Проверяемые умения | % правильных ответов |
А1 | Общество как форма жизнедеятельности людей; взаимодействие общества и природы; основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | Распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания. Определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики. | 97 |
А2 | Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение); человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения; общение, межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. | 97 |
А3 | Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям). | Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | 97 |
А4 | Общество и человек (задание на анализ двух суждений). | Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. | 97 |
А5 | Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества; образование и его значимость в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества; свобода совести; мораль; гуманизм; патриотизм, гражданственность. | Распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания. Определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики. | 97 |
А6 | Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений). | Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. | 97 |
А7 | Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; производство, производительность труда; разделение труда и специализация; обмен, торговля; рынок и рыночный механизм. | Распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания. Определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики. | 94 |
А8 | Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность; деньги; заработная плата и стимулирование труда; неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции государства. | 94 |
А9 | Экономическая сфера жизни общества (задание на обращение к социальным реалиям). | Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | 94 |
А10 | Экономическая сфера жизни общества (задание на анализ двух суждений) | Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. | 100 |
А11 | Социальная структура общества; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; социальные ценности и нормы; отклоняющееся поведение; социальный конфликт и пути его решения; межнациональные отношения. | Распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания. Определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики. | 94 |
А12 | Социальная сфера (задание на обращение к социальным реалиям). | Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | 100 |
А13 | Социальная сфера (задание на анализ двух суждений). | Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. | 97 |
А14 | Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство. | Распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания. Определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики. | 100 |
А15 | Сфера политики и социального управления (задание на обращение к социальным реалиям). | Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | 100 |
А16 | Сфера политики и социального управления (задание на анализ двух суждений). | Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. | 100 |
А17 | Право, его роль в жизни общества и государства; норма права; нормативный правовой акт; признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической ответственности; административные правоотношения, правонарушения и наказания; основные понятия и институты уголовного права; уголовная ответственность несовершеннолетних. | Распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания. Определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики. | 100 |
А18 | Конституция РФ; основы конституционного строя РФ; федеративное устройство России; органы государственной власти РФ; правоохранительные органы; судебная система; взаимоотношения органов государственной власти и граждан; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности гражданина; права ребенка и их защита; особенности правового статуса несовершеннолетних; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | 97 |
А19 | Понятие правоотношений; право на труд и трудовые правоотношения; трудоустройство несовершеннолетних; семейные правоотношения; права и обязанности родителей и детей; гражданские правоотношения; права собственности; права потребителей (задание на обращение к социальным реалиям). | Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | 100 |
А20 | Право (задание на анализ двух суждений). | Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. | 100 |
В1 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение. | задание на сравнение | Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. | 97 |
В2 | задание на установление соответствия | Анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса. | 97 |
В3 | задание на установление фактов и мнений | Различать в социальной информации факты и мнения. | 89 |
В4 | задание на выбор верных позиций из списка | Осуществлять поиск социальной информации в различных источниках. Анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса. | 94 |
В5 | задание на выбор верных позиций из списка | 97 |
С1 | Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задания на анализ источников). | Осуществлять поиск социальной информации в различных источниках. Анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса. | 83 |
С2 | 74 |
С3 | Осуществлять поиск социальной информации в различных источниках. Применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия. | 77 |
С4 | Осуществлять поиск социальной информации в различных источниках. Приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами. | 54 |
С5 | Осуществлять поиск социальной информации в различных источниках. Применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. | 63 |
С6 | Приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами. Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. | 46 |
Общие выводы и рекомендации
Анализ результатов экзаменационных работ показал, выпускники 9-х классов школ города имеют удовлетворительные знания по обществознанию.
Наиболее высокий результат показали ученицы 9А класса - Былинцыва Оксана – 100 баллов, Исламова Алена- 100балла, Харисова Миляуша -100 балла.
Данные таблицы выявили, что выпускники 9-х классов школ города успешно справляются с заданиями базового уровня (часть 1) и менее успешно – с заданиями повышенного (часть 2) и высокого уровней сложности (часть 3).
Хорошие знания и умения на базовом уровне экзаменуемые показали по разделам курса обществознания «Человек и общество», «Экономика», «Социальная сфера». На менее высоком уровне экзаменуемые выполнили задания части 1 по разделам «Сфера политики и социального управления», «Право». Наибольшее затруднение у выпускников вызвали задания на анализ двух суждений, которые требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук. Следует обратить внимание на то, что у учащихся 9-х классов недостаточно сформирован навык выполнения заданий данного типа по вопросам раздела «Право», «Сфера духовной культуры»
Анализ результатов выполнения заданий части 2 показал, что большинство экзаменуемых справляется с заданиями, проверяющими умения различать в социальной информации факты и мнения, осуществлять поиск социальной информации в различных источниках, анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса (задания В3 – задание на установление фактов и мнений; В4 – задания на выбор верных позиций из списка). Низкие показатели (83%) выпускники 9-х классов продемонстрировали по результатам выполнения задания В3 – задания на выбор верных позиций из списка.
Большинство экзаменуемых (83%) показали сформированные умения составлять простой план заданного текста (С1), осуществлять поиск социальной информации в текстовом источнике (С2). 46% выпускников выполнили задание С6 с результативным баллом и продемонстрировали умения приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, ситуаций, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Большая часть экзаменуемых (54%) не справилась с заданием данного типа. Итоги проведенных экзаменов позволяют сделать вывод о том, что у большинства выпускников 9-х классов нашей школы не сформирован навык иллюстрирования каких-либо социальных явлений примерами из общественной жизни.
Рекомендации
По результатам анализа ГИА по обществознанию в 2013 году учителям обществознания, рекомендуется:
рассмотреть результаты работы учащихся, представленные в данной справке;
обратить внимание на темы, вызвавшие наибольшее затруднение у учащихся, запланировать на 2013-2014 учебный год и провести занятия по устранению пробелов в знаниях учащихся;
систематически отрабатывать с учащимися навыки, требующие применения умений для выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности (части 2 и 3);
Руководитель ШМО: Г. И. Фарукшина
12.06.2013