СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по результатам исследования адаптации учащихся 1-ых классов

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитическая справка

 по результатам исследования адаптации

учащихся 1-ых классов

 

Дата: октябрь 2017год

Количество: 1 «А» – 25 учащихся, 1 «Б» – 24 учащихся, 1 «В» – 23 учащихся.

Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Для определения адаптации учащихся 1-ых классов была проведена следующая работа:

  1.      Подбор и разработка методических материалов.
  2.      Составление диагностической программы.
  3.      Индивидуальное обследование первоклассников.
  4.      Беседа с учителями.

В ходе исследования изучалось следующее:

  1. Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом.
  2. Мотивация – желание ребенка учиться.
  3. Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся.
  4. Школьная тревожность – уровень школьной тревожности.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по результатам исследования адаптации учащихся 1-ых классов»

Аналитическая справка

по результатам исследования адаптации

учащихся 1-ых классов


Дата: октябрь 2017год

Количество: 1 «А» – 25 учащихся, 1 «Б» – 24 учащихся, 1 «В» – 23 учащихся.

Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

Для определения адаптации учащихся 1-ых классов была проведена следующая работа:

  1. Подбор и разработка методических материалов.

  2. Составление диагностической программы.

  3. Индивидуальное обследование первоклассников.

  4. Беседа с учителями.

В ходе исследования изучалось следующее:

  1. Внутренняя позиция школьника – отношение учащихся к учебной деятельности и школе в целом.

  2. Мотивация – желание ребенка учиться.

  3. Эмоциональное состояние – как чувствует себя ребенок в различных учебных ситуациях, выявляется общее эмоциональное состояние и самооценка учащихся.

  4. Школьная тревожность – уровень школьной тревожности.


Результаты исследования:

    1. Внутренняя позиция школьника.

Внутренняя позиция школьника состоит из трех составляющих:

- Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.

- Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

- Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.

Внутренняя позиция

1 «А» класс

1 «Б» класс

1 «В» класс

Сформирована

52

33,5

35

Сформирована средне

32

37,5

30,5

Не сформирована

16

29

34,5


Внутренняя позиция школьника сформирована у 40,3% первоклассников. Эти дети осознают цели и важность учения, проявляют учебный и познавательный интерес. Им нравиться учиться и ходить в школу.

33.3% учащихся имеет средний уровень внутренней позиции школьника, т.е. эти дети хотят учиться, им нравиться заниматься, ходить в школу, но цели учения полностью ими не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.

У 26,4% учащихся позиция школьника сформирована плохо, этим детям не всегда нравиться учиться и ходить в школу, или же нравиться в школе, так как там бывает интересно, можно поиграть, побегать с ребятами на перемене. Они не осознают целей учения, не понимают значения школы, учителя воспринимают только с внешней стороны, бывают проблемы в поведении и несоблюдении школьных правил.





2. Мотивация учения.

Можно выделить следующие уровни развития мотивации учения:

I – высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II – средний уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

III – низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Уровень мотивации

1 «А» класс

1 «Б» класс

1 «В» класс

Высокий

32

21

8,7

Средний

28

58

56,5

Низкий

40

21

34,7


Учебная мотивация присутствует у 21% учащихся первых классов. Этих детей, скорее всего можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.

47,5% учащихся имеют средний уровень мотивации. В случае доминирования социальных мотивов учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую позицию — позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией. Фактически первоклассник с доминированием социальных мотивов учения полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые, по существу, позволяют ему удовлетворить его потребность в общении на новом уровне.

У 32 % первоклассников уровень мотивации низкий. Доминирование игровых мотивов отрицательно сказывается на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности. Такие школьники делают на уроке не то, что задано, а то, что им хочется: в тетради пишут не буквы и слова, а рисуют машины, домики, цветочки и пр.; приносят из дома игрушки и играют ими на уроке; не понимают специфической функции учителя, строят свое общение с ним исключительно на эмоциональной основе; не принимают школьных правил поведения, на уроке могут ходить по классу, комментировать действия учителя и одноклассников; не понимают обязательности выполнения учебных заданий, в том числе и домашних.


3. Эмоциональное состояние.

Эмоциональное состояние, то есть преобладающее настроение ребенка имеет три уровня выраженности.

– Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эйфории.

– Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.

– Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминирует плохое настроение и неприятные переживания. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно. Преобладание плохого настроения может нарушать сам процесс обучения, но свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи.

Эмоциональное состояние

1 «А» класс

1 «Б» класс

1 «В» класс

Положительное

20

33,3

17,4

Нормальное

68

54,2

65,2

Отрицательное

12

12,5

17,4


У 23,5% учащихся общее отношение к школе, к учителю, к одноклассникам положительное, преобладает хорошее настроение и позитивная самооценка. Эмоциональное состояние детей в школе хорошее.

У 62,5% учащихся общее эмоциональное состояние нормальное, т.е. оптимальное для успешной учебной деятельности.

14 % первоклассников имеют ухудшенное эмоциональное состояние в школе. Эти дети могут испытать негативные эмоции, тревогу, страх в таких школьных ситуациях как: на уроке, у доски, перед контрольной, в общении с одноклассниками и учителем. При этом у ребенка может присутствовать переутомление и низкая работоспособность. Преобладание плохого настроения не является противопоказанием для обучения ребенка в школе и может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации.

4. Школьная тревожность.

Выделяют три уровня тревожности:

- Нормальный уровень школьной тревожности. Причин для беспокойства нет. Неопределенные школьные ситуации не настораживают ребенка, а воспринимаются им в основном в положительном ключе.

- Повышенный уровень школьной тревожности означает, что в школьной жизни ребенка постоянно присутствует какой-то беспокоящий фактор, которому приходится противостоять. Действие этого фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

- Высокий уровень школьной тревожности. Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Школьная тревожность

1 “А” класс

1 “Б” класс

1 “В” класс

Высокий

8

21

22

Повышенный

20

37,5

8,5

Нормальный

72

41,5

69,5


Нормальный уровень школьной тревожности наблюдается у 61,5% первоклассников. Это означает, что дети в школе чувствуют себя комфортно и их ни что не тревожит.

У 22% учащихся повышенный уровень школьной тревожности, который скорее следует считать адаптационным, т.е. связан с изменением социальной ситуацией ребенка. Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей.

Высокий уровень тревожности наблюдается у 17% учащихся. При высокой тревожности часто встречаются неврозы, которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

5. Общий уровень адаптации.

Можно выделить три уровня адаптационного процесса:

- Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель. Ответственно относиться к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

- Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и не желании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься для него важно реальное присутствие взрослого в позиции учителя, т.е. если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или даже эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

- Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе у ребенка могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, может отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему не интересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром может отказываться идти в школу. Кроме этого, возможны проблемы в поведении, в не соблюдении школьных норм и в нарушении школьных правил. У такого ребенка чаще встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.

Уровень адаптации

1 “А” класс

1 “Б” класс

1 “В” класс

Высокий

28

16,6

17,4

Средний

56

50

48

Низкий

16

33,4

34


У 21 % учащихся адаптация проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравиться, он учиться с удовольствием. Настроение у ребенка в школе хорошее, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, одноклассникам положительное.

У 51,3% учащихся адаптация проходит средне, возможно наличие некоторых проблем. Ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть некоторые трудности связанные с поведением ребенка, отношением к учителю, одноклассникам, проблемами в усвоении учебной деятельности.

У 27,7% детей адаптация находится на низком уровне, в школе у него могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Ребенку может не нравиться учиться, в школе у него могут быть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, присутствует отрицательное отношение к учителю. На уроках ребенок, скорее всего не заниматься, учебная деятельность его не привлекает.

Выводы и рекомендации:

В целом по всем трем классам уровень адаптации средний, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, т.е. школа привлекает ребенка не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравиться учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности, конкретно в низком уровне мотивации и нежелании выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекается.

Педагогу-психологу:

  • Облегчить естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика, учителя и родителя.

  • Создать доброжелательную атмосферу, позволяющую успешно выстраивать отношения учитель – ученик, учитель – родитель.

  • Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Если говорить о специфических задачах, для каждой группы участников учебного процесса, то они будут следующими:
Для учеников первых классов:

  • Помочь ребёнку принять позицию школьника;

  • Помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;

  • Научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

  • Создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;

  • Помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.) и т.д.

Для учителей:

  • Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками;

  • Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к личности ученика;

  • Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации по работе с разной категорией детей (гиперактивным, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.) и т.д.

Для родителей:

  • Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала);

  • Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей);

  • Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации);

  • Снять напряжение у родителей вызванное предстоящим учебным процессом;

  • Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией школы.

Классному руководителю:

  1. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.

  2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивность, застенчивость, неврозы и т. п.

  3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественнозначимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.

  4. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.

  5. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.

  6. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.

  7. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.

  8. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.


Педагог-психолог Адамова В.О.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!