СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая записка к дидактическому пособию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая записка к дидактическому пособию»




Аналитическая записка


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение


Детский сад № 39 «Сказка»


Мясникова Марина Юрьевна, воспитатель


Конкурсная номинация № 3


«Лучшая авторская разработка учебно-методического пособия / методических рекомендаций»


Методическая разработка к дидактическому игровому тренажеру

«Волшебный домик»


Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи.

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе, которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и начинает говорить. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Также важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности и аккуратности. Большинство детей с трудом научаются выворачивать носки и другие вещи, и вот один из таких детей натолкнул меня на мысль о создании тренажера, на котором можно обучиться выворачиванию носков.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.

«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было» - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.
В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как коробки, крупы (горох, фасоль), рукава, носки и др.

На занятиях и в свободное время «Волшебный домик» поможет педагогам развивать детям мелкую моторику рук, сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.
Благодаря сенсорным играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление.

Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, снижают психоэмоциональное напряжение и способствуют хорошему эмоциональному настрою, координируют движения пальцев рук, приучают руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ идет в течение всего учебного года в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Игровое пособие состоит из нескольких коробок (этажей) основных цветов для данного возраста, с отверстиями, рукавами и носочками, крыши для наблюдения и игры с машинками и шариками. Игровой материал подбирается в соответствии тематической недели, например, «Транспорт», «Домашние животные», «Фрукты», «Овощи» и т.д., что позволяет использовать его регулярно в различные отрезки времени тематической недели.

Можно использовать как на занятиях, так и во время самостоятельных игр детей. Если дидактические игры применяют во время занятия, то такая работа должна иметь четкую цель и задачи. Игровая деятельность во время образовательной работы способствует мотивации детей к познанию, закреплению учебного материала, является способом формирования практических навыков и умений. Если же «Волшебный домик» применяется в работе во время досуга малышей, то в таком случае важно правильно организовать детей, объяснить правила игры, руководить процессом. Это необходимо для того, чтобы деятельность была целенаправленной и принесла образовательные результаты.

Игры подбираются педагогом по запросу детей, для решения определённых образовательных задач в рамках тематики. Приведённый приблизительный перечень игр в методических рекомендациях позволяет увидеть, что пособие решает задачи по различным областям программы ДО.

Пособие позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяет по желанию подобрать партнера по игре или уединиться и играть самостоятельно. Повысить самооценку, уверенность через самостоятельное видение результатов своей деятельности и одобрения со стороны педагога.

Через игры с данным пособием дети учились и закрепляли навыки определения цвета, группировки предметов по заданному признаку, выворачивали носочки, развивая при этом мелкую моторику рук. Развивающее пособие не переутомляет детей, им очень нравится с ним играть, они могут заниматься с ним продолжительное время, при этом, самостоятельно придумывая игры и сюжеты. Некоторые дети не проявляли интерес к пособию, либо испытывали страх пред неизвестным, поэтому я стараюсь вовлечь в игру различными сюрпризными моментами и провожу индивидуальную работу.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, я демонстрирую соответствующее действие или прошу другого ребенка показать это действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то я использую метод совместных действий. Вслед за этим ребёнку я предлагаю действовать самостоятельно. Первый раз ребенок в качестве поощрения вытаскивает конфету или игрушку с киндера, которую я ему дарю..

Всегда стараюсь хвалить всех детей и ни в коем случае не сравнивать их друг с другом.

Самое главное, игра должна создавать у детей хорошее настроение, и вызвать радость от того, что дети познали что-то новое и радовались своим достижениям. Необходимо различными приёмами во время игры, специальных занятий и наблюдения за окружающим способствовать развитию сенсорных способностей, лучшему восприятию.

Таким образом, для формирования сенсорной культуры и развития мелкой моторики у детей раннего возраста необходимо систематически включать в работу различные развивающие пособия, такие, как «Волшебный домик» и игры с его применением.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!