Республика Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Ленинский» МО «Алданский район»
678944 Республика Саха (Якутия) Алданский район п. Ленинский,
ул. Ленина 34 «а», тел. (41145) 52-5-16, 52- 5- 32
факс (41145) 52-5-16, [email protected]
Аналитический и статистический отчет
о деятельности педагога-психолога
МБОУ «СОШ №5 п.Ленинский» за 2017-2018 учебный год
Приложение № 1
Форма № 8
Отчет педагога-психолога о работе за год.
2. Объемные показатели работы педагога-психолога.
№ | | Категория | Количество мероприятий | Охват (всего человек) |
1 | Проведено индивидуальных консультаций: | ПК-4 кл | 36 | 43 |
5-8 кл | 48 | 64 |
9-11 кл | 46 | 21 |
Родителей | 4 | 89 |
Специалистов | 3 | 26 |
2 | Проведено групповых мероприятий: (в т.ч. семинаров, занятий, тренингов) | ПК-4 кл | 29 | 126 |
5-8 кл | 54 | 94 |
9-11 кл | 38 | 21 |
С родителями | 5 | 203 |
С педагогами | 2 | 19 |
3 | Количество диагностических обследований: | ПК-4 кл | 4 | 126 |
5-8 кл | 8 | 94 |
9-11 кл | 6 | 21 |
Родителей | 2 | 164 |
Педагогов | 2 | 25 |
4. | Реализация коррекционно-развивающий программ (программ всего) | ПК-4 кл | 0 | 0 |
5-8 кл | всего часов - 216 | 94 |
9-11 кл | всего часов - 73 | 21 |
5. | Участие в проведении открытых мероприятий | района | 2 | 68 |
Города, поселка | 2 | 43 |
республики | 0 | 0 |
Таблица 1
3. Методическое обеспечение.
3.1. Список используемых психодиагностических методик
№ | Название методики | Автор | Год издания | Издательство (литературный источник) |
1 | «Тест школьной адаптации» | Керна-Йирасека | 2005 | Методики диагностического обследования |
2 | Тест тревожности | Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен | 2008 | Методики диагностического обследования |
3 | «Скрининг школьной мотивации» - «Я в школе», - «Моя школа» - «Школа зверей» | методика Н.Г.Лускановой | 2003 | Методики диагностического обследования |
4 | Исследование самооценки «Лесенка» | С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. Дембо-Рубинштейн | 2009 | Методики диагностического обследования |
5 | - Тест школьной тревожности - Методика «Несуществующее животное» - Уровень притязаний | Филипс Е. Билецкая | 2004 | Методики диагностического обследования |
6 | - КТТМ Дивергентное мышление - матрицы Равена | Тулуз-Пьерон Торренс Джон Рейвен и Л. Пенроуз | 2000 | Методики диагностического обследования |
7 | Методика Векслера | Векслер | 2012 | Методики диагностического обследования |
8 | Характерологический опросник Айзенка | Айзенк | 2014 | Методики диагностического обследования |
9 | Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) | М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой | 2008 | Методики диагностического обследования |
10 | Методика Басса-Дарки (модификация) - «Дождь в сказочной стране» - «Человек под дождем» фрактальная методика Полуяхтовой - «Я в прошлом, настоящем, будущем» (методика по выбору) | Басса-Дарки Полуяхтова | 2003 | Методики диагностического обследования |
11 | Личностная шкала проявления тревожности | Ж. Тейлора | 2004 | Методики диагностического обследования |
12 | - КОС - ДДО - опросник Шмишека - Голланд определение направленности личности - «Карта интересов» (модифицированный вариант) | Шмишек Голланд | 2008 | Методики диагностического обследования |
13 | К. Леонгард «Акцентуация черт характера» (по запросу) | К. Леонгард | 2012 | Методики диагностического обследования |
14 | Фрустрационный тест Розенцвейга (детский) - Шкала уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин) - Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) | Розенцвейга. Ч.Д.Спилберг, Ю.Л.Ханин. Кондаш | 2002 | Методики диагностического обследования |
15 | Интеллектуальная готовность «Домик» | Н. И. Гуткина | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
16 | Изучение произвольности внимания «Копирование точек» | Керн-Йирасек | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
17 | Изучение устойчивости внимания «Переплетенные линии» | Модифицированный тест А. Рея | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
18 | Изучение общей способности к обучению «Рисование флажков», «Выкладывание елочки» | У. В. Ульенкова | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
19 | Изучение новой внутренней позиции, оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе (тест «Представь себе…) | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
20 | Изучение эмоционального отношения к школе (тест «Веселый – грустный») | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
21 | Исследование зрительно-моторной координации | Л. Бендер | 2012 | Методики диагностического обследования |
22 | Определение уровня развития зрительно-моторной координации и ловкости «Пробы моторной одаренности» | Н. И. Озерецкого | 2012 | Методики диагностического обследования |
23 | Тест «Закончи предложение» (словесно-логическое мышление) | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
24 | Тест «4-й лишний» (мышление) | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
25 | «Последовательные картинки» (мышление, речь) | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
26 | «Найди недостающий» Логическое мышление | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
27 | «»Рисунок человека» | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
28 | «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие) | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
29 | «На что это похоже?» (воображение) | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
30 | «Развитие произвольности «Запрещенные слова» | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
31 | «Графический диктант» | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Методики диагностического обследования Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис, 2013. – 80 с. |
32 | Тест «Рисунок семьи» | Кауфман С. X. | 2000 | Методики диагностического обследования |
33 | «Интервью с ребенком» | А. И. Захаров | 1986 г. | Как преодолеть страх у детей. М. |
34 | «Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи» | Баркан А. И. | 1999 | Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М. |
35 | Методика «День рождения» | Панфилова М. А. | 2000 | Журнал «Обруч» |
36 | Экспресс-диагностика | Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. | 2013 | Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – 2-е изд. – М., Генезис. |
Таблица 2 - Лицензионных программ для школьников НЕТ
№ | Название психодиагностических методик | Пакеты методик | Лицензионная программа для школьников (указать) |
1 | - | - | - |
3.2. Список используемых коррекционно-развивающих и профилактических программ
(на уровне муниципального района и образовательного учреждения).
Таблица 3
№ | Название программ | Автор программы | Адаптирована | Кем и когда утверждена | Количество часов | Назначение | Количество детей |
1 | «Тропинка к своему «Я»: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников» 1-4 | Хухлаева О.В. | 2008 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 36 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 104 |
2 | «Я учусь учиться». Психологический курс развивающих занятий для младших школьников» 1-2 классы | Князева Т.Н | 2008 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 34 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов. | 42 |
3 | «Психологическая азбука. Программа развивающих занятий» 1-4 классы | Аржакаева Т.А., И.В.Волков, А.Х.Попова | 2014 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 34 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 104 |
4 | «Курс комплексного развития младшего школьника» 1-4 классы | Карандашев В.Н. | 2012 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 20 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 104 |
5 | «Я играю в чувства. Сказкотренинги для младших школьников» 1-4 классы | Савельева В.А., Фомина Л.В. | 2012 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 16 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 104 |
6 | «Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков» 5-6 классы | Смирнова Е.С. | 2014 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 36 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 48 |
7 | «Я- подросток. Мир Эмоций: Программа уроков психологии» 7 класс | Микляева А.В. | 2016 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 36 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 29 |
8 | «Я – подросток. Встреча с самим собой: Программа уроков психологии» 8 класс | Микляева А.В. | 2016 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 49 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 17 |
9 | «Я – подросток. Я среди других людей: Программа уроков психологии» 9 класс | Микляева А.В. | 2012 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 10 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 12 |
10 | Коррекционно – развивающие программы для детей с проблемами в развитии 1-5 классы | Усанова О. Н. Лубовский В. И. | 2014 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 24 | Сплочение класса, развитие познавательных процессов | 113 |
11 | Комплект программ профилактики наркомании. токсикомании, алкоголизма, табакокурения и др. 6-9 классы | С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова | 2014 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 8 | профилактики наркомании. токсикомании, алкоголизма, табакокурения. | 87 |
12 | «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» 1 класс | Цукерман Г.А. | 2014 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 6 | Адаптация к школе. | 29 |
13 | «Первый раз – в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе» 5 класс | Коблик Е.Г. | 2009 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 12 | Адаптация в 5 классе | 20 |
14 | «Уроки самоопределения» 5-9 классы | Резапкина Г.В. | 2008 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 8 | Профориентация | 107 |
15 | «Психология и выбор профессии» 9 класс | Резапкина Г.В. | 2016 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 6 | Создание условий для накопления личностных ресурсов для конструктивного подхода к осознанному выбору жизненного пути и успешной социализации после окончания школы | 12 |
16 | «В поисках своего признания: Тренинг профессионального самоопределения» 9-11 классы | Митина Л.Н. | 2016 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 2 | Создание условий для накопления личностных ресурсов для конструктивного подхода к осознанному выбору жизненного пути и успешной социализации после окончания школы | 21 |
17 | «Программа занятий по профессиональной ориентации» 8-11 классы | Чернявская А.П. | 2014 | Методический совет СОШ № 5 п. Ленинский | 8 | Создание условий для накопления личностных ресурсов для конструктивного подхода к осознанному выбору жизненного пути и успешной социализации после окончания школы | 38 |
Приложение 2
Форма 10.
Аналитический отчет педагога-психолога
общеобразовательной организации
Деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом цели и задач, определённых планом воспитательной работы школы.
Цель работы: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Способствовать созданию оптимальных условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В сохранении психического здоровья участников образовательного процесса, психологом решаются следующие задачи:
Сохранение психического здоровья обучающихся и педагогов;
Создание комфортных условий для индивидуального развития личности в рамках школьного процесса и вне учебной деятельности;
Оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса в реализации задач школы;
Формирование мотивации обучающихся к сохранению своего здоровья;
Профилактика употребления ПАВ;
Психологическое просвещение участников образовательного процесса;
Содействие профессиональному самоопределению обучающихся;
Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии на каждом возрастном этапе.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое, в соответствии с перспективным планом работы.
Консультативное направление
За прошедший период было проведено 368 консультации (индивидуальных и групповых): 203 для учащихся, а также 165 – для педагогов школы и родителей учащихся. Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлым годом, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии и о росте доверия к психологической службе.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме;
в) кроме того, родителям и учителям давались рекомендации по взаимодействию с ребенком и способам преодоления трудностей.
В связи с тем, что основной контингент – это дети подросткового возраста и родители учащихся, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
Основная тематика консультаций:
трудности в общении со сверстниками;
эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
проблемы в детско-родительских отношениях;
трудности в профессиональном самоопределении;
трудности обучения;
трудности в отношениях между учащимися, родителями и педагогами;
консультации по результатам диагностики.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, часть консультаций носили разовый характер.
Диагностическое направление
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Диагностическая работа проводилась согласно плана работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей на протяжении всего учебного года.
В равной мере использовались групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
Общие групповые исследования были проведены в следующих классах:
1-е классы. Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации детей к новым жизненным условиям на первоначальном этапе школьного обучения. Использовались: опросник школьной мотивации, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к школьному обучению, изучение адаптационных возможностей учащихся, посещение уроков. По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, выявлены дети с угрозой риска школьной дезадаптации. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Проведено углубленное обследование детей с угрозой риска школьной дезадаптации, на основании которого составлены рекомендации по дальнейшему психолого-педагогическому сопровождению. Проведенные исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. Признана целесообразность их проведения и в дальнейшем.
В течение учебного года проводилась систематическая работа с детьми, испытывающими трудности в адаптации и освоении школьной программы. Пять детей первого класса вошли в коррекционные группы, как слабоуспевающие, с тревожностью и страхами. Психологическая коррекция способствовала снижению и устранению данных проблем у первоклассников.
5-й класс. Нужно отметить диагностическую работу в 5 классе. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость.
Так по результатам диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям. Большинство учащихся оценивают изменения в их школьной жизни в связи с переходом из начальной школы в среднюю как позитивные: "Стало учиться интереснее, появились новые предметы, больше узнаешь новой информации", "Здесь хорошо, уроки интересные и познавательные", "Появились новые интересные предметы, изменился подход к учебе", "Я стал умнее, ответственнее. Нашел хороших друзей", "Очень нравится учиться, много хороших учителей".
Безусловно, есть и ребята, которые считают нагрузку в 5 классе достаточно серьезной: "Трудные уроки, учиться стало сложнее", "Дольше делаю уроки, стало сложнее", "Стало труднее".
Классный руководитель 5-го класса старается создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам и качеству знаний.
Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с преподавателями и учащимися в 10-11 классах, а также для выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование – изучение адаптационных возможностей учащихся 10-х классов, выявление уровня школьной тревожности.
В 10 классе обучаются 6 учащихся, в 11 классе 3 подростка.
Наблюдения за учащимися во время уроков показали также, что в классах есть достаточное количество учащихся, имеющих хорошую мотивацию к обучению на уровне среднего образования. В 10-ом классе работают все те педагоги, которые учили детей в основной школе, поэтому преемственность соблюдалась и в методике преподавания, и в стиле общения. Отношения с классом учителя выстраивают на основе взаимопонимания и уважения, конфликтные ситуации разрешают умело и профессионально, поддерживают доброжелательные и доверительные отношения, что является важным аспектом в процессе адаптации. Классный руководитель эмоционально принимаем и не вызывает у учащихся негативного отношения. В основном все учащиеся подготовлены к изучению учебного материала на новом уровне обучения. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.
Далее была проведена диагностика интеллектуального развития учащихся 4-х классов (Тест Э.Ф. Зямбицевичеве), данная диагностика показала следующие результаты: 6 % (2 человека) – низкий уровень развития словесно-логического мышления; 9 человек - высокий уровень развития словесно-логического мышления; 21 человек - средний уровень развития словесно-логического мышления. Все данные были проанализированы и доведены до классных руководителей, а также для будущих классных руководителей. С результатами учащиеся были ознакомлены в рамках группового консультирования.
Ведется индивидуальная диагностическая работа по подготовке к школе будущих первоклассников, посещающих подготовительный класс школы. Дети были обследованы, на них написано психологическое представление, родители ознакомлены с рекомендациями психолога, педагоги получили рекомендации по сопровождению, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. В следующем году планируется продолжить деятельность в данном направлении.
В течение учебного года проводилась индивидуальная диагностика с 2, 3, 6, 7, 8, 9 классами по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей (тревожность, темперамент, характер, самооценка, САН и т. д.), развитие познавательных процессов по запросу, при личном обращении обучающихся и родителей, выявление склонностей. По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
Индивидуальная, подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися 1, 2, 3, 4. 5, 6, 7, 10 классах, в соответствии с расписанием работы.
Коррекционно-развивающая работа была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах.
Групповые занятия проводились с учащимися 5, 6, 7, 8, 10 классов. Тематика занятий была очень разнообразной в течение года, это были и практические и теоретические занятия с элементами тренинга. Проведено 295 групповых и 936 индивидуальных занятий с детьми, согласно расписанию на неделю.
В течение всего года проводились групповые занятия с учениками 5 класса 1 раз в неделю. Основными задачами этих занятий являлись адаптация к школе, коррекция психо-эмоционального состояния учащихся, развитие интеллектуальных функций, развитие коммуникативных навыков.
В течение учебного года проводились индивидуальные занятия с учениками школы, имеющими трудности в обучении или адаптации к школе, выяснялись мотивы неадекватного поведения, проводился разбор ситуаций, приводящих к возникшим проблемам, по возможности вырабатывались новые стереотипы поведения. Проводились занятия по развитию внимания, мышления, памяти.
В 9, 10 и 11 классах проводились занятия, «Готовимся к экзаменам» направленные на снижение тревожности старшеклассников перед сдачей экзаменов.
С детьми «группы риска» по заявкам классных руководителей и администрации проводилась следующая работа:
1) исследование личностных особенностей детей
2) диагностика эмоционального состояния, настроения и самочувствия (методика «Эмоциональные сферы» - индивидуально);
3) диагностика детско-родительских отношений в семье;
4) формирование положительной учебной мотивации;
5) изучение склонностей и интересов, учащихся в формировании активной жизненной позиции;
6) коррекционные занятия с детьми «группы риска»
7) консультирование родителей и педагогов.
Просветительская работа |
| Виды работы | Время проведения | Оценка результативности |
1 | Проведение классных часов, тренинговых занятий с обучающимися | Вторник | 5 класс «Мост школьника»; «Мы и конфликт»; «Самовоспитание»; «Умение управлять гневом» и др |
2 | Проведение интерактивного занятия «Профвыбор» | Пятница | 10 класс Ошибки выбора профессии. |
3 | Проведение занятия «Сколько стоит счастье в подарок» | Понедельник Вторник Четверг Пятница | 5-8 классы Цель: сплочение детей, создание позитивного настроения, передача опыта (при защите проектов). |
4 | Тренинговое занятие «Подростковый возраст» | Согласно расписанию | Группа риска |
5 | Участие в Пасхальной ярмарке | апрель | Организация участников. Приобщение подростков к атмосфере элегантности и духовности; сплочение коллектива. |
6 | Участие в семинарах, МО по преемственности | Октябрь-ноябрь Январь-февраль | Озвучены результаты проведённых диагностик (УУД, адаптация обучающихся 1-х, 5-х). Предложены рекомендации по посещению серии открытых уроков. Проанализирована мотивационная готовность к обучению в среднем звене (4 классы) |
7 | Участие в семинаре | Октябрь | «Психологический мониторинг сформированности личностных УУД» Сертификат. |
8 | Посещение и проведение родительских собраний | В течение года | Проведение родит. собраний в ПК, 1-х, 5-х, 6-х, 7-х классах «Итоги адаптации обучающихся. Оценка УУД»; «Профориентация обучающихся» 9-е кл. Выступление на общешкольном родительском собрании «Счастливый ребёнок?...»; «Родительский контроль» как форма профилактики девиантного поведения подростков в сети Интернет» |
9 | Участие в совещании при директоре | Каждый четверг | Выступление по теме: Анализ результатов школьного мониторинга воспитанности обучающихся. |
| Районный семинар «Преодоление тревожности педагогов посредством смехотерапии» | Март | Тренинг «Чудеса внутри нас!» |
10 | Посещение уроков в выпускных классах (4 класс) | Май 2018 г | Наблюдение за выпускниками. Приобщение учащихся к психологическим знаниям и формирование потребности в их использовании. |
11 | Проведение занятия «Постановка жизненной цели как главный этап выбора будущей профессии» | Апрель 2018 | Категория слушателей: 7-е, 9-е классы |
| | | |
Вывод. Организация просветительской деятельности реализовывалась согласно плану и запросов, поступающих из вне. Особое внимание уделялось таким моментам, как информационная оснащённость, а так же совершенствование способов подачи информации на родительских собраниях, семинарах и др. Большая часть материала размещена на сайте ОУ.
Методическая работа |
| Виды работы | Время проведения | Оценка результативности |
1 | «Муниципальное образование: взгляд в будущее» | В течение года | Встреча с педагогами, общение. Участие в работе секций. Планирование работы на предстоящий учебный год. |
2 | Участие в совещаниях при директоре | В течение года | Мониторинги УУД |
3 | Составление и написание психолого-педагогических характеристик, заключений на ПМПК | В течение года | По запросу педагогов и родителей |
4 | Размещение информации о деятельности педагога-психолога на школьном сайте | В течение года | По итогам проведённых мероприятий – своевременное размещение информации; подготовка и размещение памяток по подготовке к ГИА, других материалов, необходимых для сотрудничества со всеми участниками ОП |
5 | Участие в МО начальных классов | Октябрь Май | Выступление по теме «Мониторинг в ОУ» |
6 | Участие в методических советах, педсоветах школы | В течение года | Утверждение плана работы на год. Участие. Выступление по теме «Организация внеурочной деятельности». |
7 | Проведение уроков в младших классах | В течение года | Замещение учителей. Наблюдение за учащимися. |
8 | Посещение уроков | В течение года | Наблюдение за учащимися в рамках семинаров по преемственности; по запросу родителей и педагогов. |
9 | Интерактивная встреча будущих пятиклассников | Май | Участие в проведении родительского собрания (совместно с детьми) в 5 классе по запросу класс. руководителя |
10 | Составление адаптированных программ для работы с детьми ОВЗ | Сентябрь | 2, 3, 4, 7 классы |
11 | Планирование работы «Мои профессиональные ориентиры» | Март | Совместно с Центром занятости определён круг взаимодействия с представителями организаций района. |
12 | Участие во всероссийских педагогических тестированиях | Ежемесячно | Сертификаты |
13 | Участие в работе творческой группы | В течение года | Внесение изменений в раздел «Воспитание и социализация», «Программа коррекционной работы школы», «Программы по ВД 1-11 классы» |
14 | Подбор материала при подготовке родительских собраний, классных часов | В течение года | 8 запросов (теоретическая, практическая часть; по запросу проведение диагностической работы). |
15 | Посещение родительских собраний | В течение года | Аналитическая работа. Разработка рекомендаций. |
16 | Помощь в подготовке запрашиваемых материалов | В течение года | Социальный педагог, завуч, педагоги. Педагоги ОУ. |
17 | Участие в совете профилактики школы | В течение года | Аналитическая работа. Разработка рекомендаций. |
18 | Отчёт о работе с детьми с ОВЗ | В отдел образования | Предоставление материалов согласно плана работы. |
19 | Участие в олимпиадном движении. | Ноябрь | Вечерняя школа Школа с углубленным изучением отдельных предметов. |
20 | Работа со смежными специалистами | В течение года | Центр СПИД МЧС |
21 | Участие в проведении ВПР | Апрель-май | Администратор в аудитории |
22 | Проведение МПЗ | Октябрь Март | Планирование, проведение, отчеты |
23 | Участие в проведение ЕГЭ | Май Июнь | Администратор в аудитории |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
24 | Курсы повышения квалификации | Февраль | «Трудности при работе с детьми ОВЗ» |
25 | Смотр-конкурс кабинетов психологов «Территория доверия – 2018»» | Апрель | 2 место |
26 | Составление аналитических отчётов Годовой отчет Отчет по ПМПк | В течение года До 10 мая 2018 г. | Размещение информации на школьном сайте ОУ, отчёт перед директором, заместителем директора ОУ. Корректировка результатов проведённой работы. Отчеты в отдел образования. |
27 | Ведение журнала учёта видов работы педагога-психолога | В течение года | Систематически ведётся журнал учета видов работы |
| | | |
| | | |
Вывод: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности скорректировать новые программы с учетом потребностей участников образовательного процесса (дети с ОВЗ). Усилить помощь классным руководителям в методическом плане.
Анализируя проведенную за истекший период работу можно утверждать, что вся деятельность осуществлялась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В следующем учебном году необходимо:
Спланировать работу с учётом анализа деятельности за прошедший год, усовершенствовать план работы с педагогическим составом, расширяя формы и методы по сохранению ресурсного состояния педагогических работников.
Стремиться к отвлечению учащихся, особенно «группы риска», в форме занятий по интересам, в кружках, на факультативах, выступление на сцене, соревнования и т.д.
Продолжать вести мониторинг здорового образа жизни учащихся, учитывать мнение родителей (законных представителей).
Проводить профилактику профессионального выгорания педагогов.
Продолжить работу по поддержанию устойчивого благоприятного психологического климата в школе.
Вести работу на сайте учреждения в разделе «Страничка психолога», в личном кабинете на сайте «Мультиурок».
Директор Е.А.Гришкевич
Исп: педагог-психолог С. А. Попова
Дата: 7 мая 2018 г.