МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 28 г.
Аналитический отчет о деятельности учителя -дефектолога ЦДО
за 2017-2018 учебный год
Цель развивающих занятий:
Диагностическое направление, составная часть комплексного изучения ребенка. Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем
Принятие учебной задачи, самостоятельной деятельности. Актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Занятия направлены на решение следующих задач:
-сенсорное и сенсомоторное развитие;
-формирование пространственно-временных отношений;
-умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
-совершенствование слухового восприятия, речевого слуха, коррекция недостатков устной речи, предупреждение нарушений письменной речи.
-нормализация ведущей деятельности возраста;
-формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
-готовность к восприятию учебного материала;
-формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Работа ведется с:
- учащимися;
- тьюторами;
- родителями и педагогами.
Основные направления работы:
- диагностика
- коррекционно-развивающая деятельность
- консультирование
профилактика и просвещение.
В результате анализа данных, полученных в ходе психолого-педагогического обследования, проведённого в течение двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, саморегуляции, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности. У всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям. У отдельных детей отмечались признаки психомоторной возбудимости.В этом году в группу добавились дети с такими диагнозами , как Нейросенсорная 2-сторонняя тугоухость 3-4 с.,двухсторонняя сенсоневральная тугоухость 4 ст. Эти дети нуждаются в совершенствовании произносительной стороны речи (устранение назализации, автоматизации звуков [к,т,х,ш, щ’, л], устранении нарушений голосоподачи, в развитии слухового восприятия, фонематического слуха)
В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно - педагогическое воздействие, реализующееся в форме индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).
Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.
На занятия , к.е. проходили в обычном режиме, у большинства детей отмечалась слабость аналитико- синтетической функции мышления, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, слабые вычислительные навыки; недоразвитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственных функций, мелкой моторики пальцев рук .Многие дети испытывали сложности в овладении пространственно-временными представлениями, зачастую не могли выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и не адекватным употреблением «пространственных» обозначений. Часть детей в процессе работы проявляли осторожность и нерешительность, желание получить подтверждение правильности своих действий и их одобрение.
В декабре 2017 года были проведены 2 открытых урока в 5 и 4 классах: «Зимующие птицы» ,«Морское путешествие».Уроки имели коррекционно-развивающую, познавательную, воспитательную направленность. Воспитывалась на уроке усидчивость, самостоятельность.У детей наблюдалась слабость аналитико- синтетической функции мышления, неустойчивость внимания.
Учащиеся на уроке старались проявить активность, организованность, самостоятельность, Комплекс подобранных средств, методов и приёмов соответствовал решению поставленных задач. Задачи урока были реализованы продуктивно.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи, практически все дети испытывали трудности в выделении причинно-следственных отношений между предметами и явлениями, в осуществлении целенаправленного последовательного анализа изучаемого конкретного предмета или явления. Эти и многие другие нарушения сочетались со снижением познавательной активности, неравномерностью деятельности, колебаниями внимания и работоспособности.
В декабре 2017 года было проведено диагностическое обследование учащихся с целью выявления особенностей динамики развития детей. Внесение корректив в коррекционно педагогическую работу в следующем полугодии.
Коррекционно- развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей. Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на уже приобретенные навыки, постоянно подводить детей к выполнению новых учебных заданий. Кроме того, коррекционная направленность занятий обеспечивалась максимальным использованием предметно-практической деятельности.
Успех коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ЦДО обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ОВ стали активными участниками коррекционно- развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно- развивающего обучения. С этой целью активно проводилась работа дефектолога с родителями, основанная на распространение среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, приобщении их к коррекционно-педагогической работе. Необходимым компонентом являлось обеспечение взаимосвязи в работе с тьюторами, учителями .
В конце мая проводилось итоговое диагностическое обследование, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей, наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. Повысились показатели самоконтроля и саморегуляции, что выражается в снижении количества ошибок при выполнении вербальных и невербальных заданий, а также в способности детей увидеть допущенные ошибки и исправить их самостоятельно. У части школьников появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения , несколько повысился уровень выполнения сенсорно – перцептивных операций, дети стали наиболее успешно применять свои знания в речевой, предметно – практической деятельности, осознанно относится к занятиям учебного типа, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире, повысился уровень познавательной активности.
Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей; закрепление приобретённых знаний, умений и навыков; восполнение имеющихся пробелов в развитии. Особое внимание необходимо обратить на развитие произвольной регуляции деятельности, когнитивной сферы в условиях учебной ситуации через игровой компонент, особенно в начальной школе.
Учитель-дефектолог
Рябчикова Н.В.