АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
МОНИТОРИНГ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, С АНАЛИЗОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБОУ «САЛИКСКАЯ СОШ» МАММАЯДТАЕВАЙ КУРБАНФАТМЫ ГАДЖИМУРАДОВНОЙ
по результатам исследования адаптации
учащихся 1, 5 классов
Результаты мониторинга психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 1-х классов МБОУ «Саликская СОШ» к обучению в условиях ФГОС
В 1-х классах в сентябре- ноябре педагогом-психологом проводились мероприятия: наблюдение, беседы с детьми, классными руководителями, посещение уроков, анкетирование родителей,психологическая диагностика первоклассников с целью выявления дезадаптированных учащихся, актуальных трудностей в период адаптации.
Была проведена психологическая диагностика учащихся.
Задачи исследования:
выявить адаптированных и дезадаптированных учащихся,
выявить уровень школьной готовности уч-ся к школе.
изучить уровень школьной мотивации и самооценки учащихся,
определить отношение учащихся к себе, учебной деятельности, учителю, одноклассникам,
подготовить рекомендации для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации первоклассников.
В ходе исследования были применены диагностические методики:
«Диагностика школьной готовности А.Керн»
проективный тест «Школа зверей»
проэктивный тест «Что мне нравится в школе?»;
«Анкетирование родителей (10вопросов)»
Результаты исследования:
«Диагностика школьной готовности А.Керн». Диагностика позволяет выявить уровень готовности уч-ся к школе.
1-А КЛАСС – высокий уровень -40%%, средний уровень – 60%, низкий уровень – отсутствует.
1-Б КЛАСС – высокий уровень .- 42%, средний уровень - 58%, низкий уровень – отсутствует.
Проективный тест «Школа зверей» дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.
Анализ рисунков показал - 1-А класс - 75%- высокий уровень школьной мотивации , – 25% - внешняя мотивация .
Б класс - 71% высокий уровень, 29% , внешняя мотивация .
Проективный тест « Что мне нравится в школе?» позволяет выявить отношение ребенка к школе и мотивационную готовность детей обучения в школе.
1-А класс - 53% - высокий уровень,- 42% - внешняя мотивация, низкий уровень - 5%.
1-Б класс – 63% - высокий уровень, - 37%, внешняя мотивация.
Результаты:
В результате мониторинга психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 1-х классов МБОУ к обучению в школе в условиях ФГОСбыли выявлены имеющиеся трудности, которые мешают успешной адаптации детей.Определена "группа риска" из числа первоклассников с частичной адаптацией.Дезадаптированных первоклассников нет.
Проводится коррекционная работа: с детьми, испытывающими затруднения в адаптации к обучению в школе, педагог-психолог проводит групповые коррекционные занятия по развитию познавательной сферы и адаптации учащихся 1-х классов ( 1уч-ся – 2%) с целью развития познавательных процессов для успешного освоения образовательной программы и улучшения взаимодействия в среде учащихся. Ожидаемые результаты - учащиеся должны уметь: ориентироваться в пространстве листа, правильно называть направления вправо, влево, вверх, вниз и т.п.; правильно анализировать и копировать образец без ошибок; верно выполнять словесные указания взрослого; правильно воспринимать, называть фигуры, эмоции, цвета; правильно понимать и использовать мимику и жесты; работать в команде; проявлять устойчивость внимания при выполнении заданий, концентрировать, переключать, распределять, зрительно анализировать; запоминать на достаточном уровне слуховой, зрительный материал; успешно выполнять самостоятельно задания; выражать свои чувства.
Проведена просветительская работа: классные руководители ознакомлены с общими результатами диагностического исследования на заседании ШПМПКа, с рекомендациями психолога, родители учащихся ознакомлены с результатами диагностики и рекомендациями психолога (на родительских собраниях или индивидуально).
Рекомендовано:
Учителям продолжать работу по созданию для детей ситуаций успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками. Проводить внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив: формирование в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, оказывать помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, эмпатии, принятии и доверии друг к другу, способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченности. Взаимодействовать с психологом и родителями детей.
Педагогу-психологу продолжать работу с учащимися и их родителями: проводить групповые занятия с недостаточно адаптированными учащимися, испытывающими затруднения при обучении в школе, продолжать наблюдение, беседы и консультирование учителей, родителей.
Родителям посещать родительские собрания, активно участвовать в школьной жизни детей, ежедневно заниматься с детьми дома, правильно организовать режим труда и отдыха, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу дома, поддерживать авторитет учителя, обращать внимание на изменения в поведении и настроении ребенка; взаимодействовать с учителями, логопедом, психологом школы.
Вывод: в результате проведенных мероприятий учащиеся 1-х классов успешно проходят период адаптации, посещают коррекционные занятия. Дети становятся увереннее, общительнее, восприимчивее к обучению.
2.Результаты мониторинга психологического сопровождения процесса адаптации учащихся 5-х классов МБОУ к обучению в школе в условиях ФГОС
В 5 классе в сентябре -ноябре педагогом-психологом проводились мероприятия: наблюдение, беседы с детьми, классными руководителями, учителями, родителями, посещение уроков, психодиагностическое исследование с целью изучения степени и особенностей приспособления учащихся к социально-педагогическим условиям обучения в школе среднего звена, выявления актуальных трудностей в период адаптации.
Проведено психодиагностическое исследование учащихся 5 класса .
Задачи исследования:
выявить уровень и направленность школьной тревожности,
изучить уровень школьной мотивации,
определить чувства учеников, которые они испытывают в школе,
определить отношение учащихся к учебным предметам,
подготовить рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
В ходе исследования было применены диагностики:
Тест ситуативной тревожности в период адаптации;
Проэктивная диагностика отношения к учебному процессу «Что мне нравится в школе?».
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
Опросник «Отношение к учебным предметам».
Результаты исследования:
1.Исследование ситуативной тревожности в период адаптации.Обобщая полученные данные можно сказать, что в 5 классе ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ –отсутствует, ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ -20%, СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ -24 %, НИЗКИЙ УРОВЕНЬ - 56%.
Вывод:в 5 классеобщий уровень тревожности находится в пределах нормы.
2.Исследование школьной мотивации, диагностика Н.Г. Лускановой.По результатам диагностики учебной мотивации учащихся можно сделать вывод, что в 5 классе
–6 % - НИЗКИЙ УРОВЕНЬ школьной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Тоже испытывают затруднения в учебной деятельности. Эти учащиеся находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.
- 12%-ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ, что определяет положительное отношение к школе, но школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь школьные атрибуты: портфель, ручки, тетради, учебники. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
-34%- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ школьной мотивации.. При таких показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
- 38% -ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ школьной мотивации.У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; успешно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к предметам, к самостоятельной работе; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Вывод:больше половины учащихся 5 класса имеют средний и высокий уровень школьной мотивации и учебной активности, что является нормой и признаком того, что адаптационный период прошел хорошо.
3 . Исследование школьной мотивации в проэктивной методике «Что мне нравится в школе?»
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 96 %
ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ - 4%
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ------------
4. Исследование отношения учащихся к учебным предметам.Учащиеся 5 класса испытывают тревожность по следующим предметам
Русский язык 8%
Математика 15%
История 4%
Иностранный язык 4%
Вывод: большинство учащихся 5 класса изучают учебные предметы с интересом.
Результаты:
В результате мониторинга психологического сопровождения процесса адаптации
учащихся 5 класса МБОУ к обучению в школе в условиях ФГОС были выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей.
Коррекционная работа:С целью создания условий для успешной адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене, способствования развитию личностной, коммуникативной и познавательной сфер с учащимися проводятся беседы и уроки психологического развития.. Ожидаемые результаты: повышение УУД обучающихся - развитие позитивной самооценки; снижение уровня школьной тревожности; развитие у детей уверенности в себе и своих возможностях, позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; умение адекватно оценивать свое поведение, свои возможности, качества личности; высказывать и обосновыватьсвою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
Просветительская работа: на родительских собраниях родители пятиклассников ознакомлены с результатами тестирования и рекомендациями психолога, с некоторыми родителями проведены индивидуальные консультации. Учителя и классные руководители ознакомлены с общими результатами диагностического исследования на педсовете школы и с рекомендациями психолога.
Вывод: учащиеся 5 класса успешно проходят адаптацию, умеют адекватно решать коммуникативные задачи, высказывают и обосновывают свою точку зрения, пытаются принимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задают вопросы, участвуют во внеклассных мероприятиях по адаптации к школе.
Педагог –психолог
МБОУ «Саликская СОШ» К.Г. Маммаядтаевой
Директор МБОУ «Саликская СОШ» П.Т.Новрузалиев