СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет учителя биологии и химии Семеновой О.Г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет учителя

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет учителя биологии и химии Семеновой О.Г.»

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА

ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЯГУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




















Аналитический отчет

учителя биологии и химии

Семеновой Ольги Григорьевны



















Тягун

2021







«Не в количестве знаний

заключается образование,

но в полном понимании

и искусном применении

всего того, что знаешь»

Дистервег

Современное образование сегодня становится непрерывным, открытым, что требует от современного учителя обучения на протяжении всей его жизни. Целью образования является воспитание человека в соответствии с общечеловеческими принципами и с учетом интересов общества и государства. Образование по своей сути призвано воспитывать граждан своего народа.

Целью моей педагогической деятельности является эффективное построение учебного процесса, учитывающего разноуровневую подготовку обучащихся; воспитание духовно развитой, всесторонне грамотной, креативной и мобильной личности, способной к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, умеющей легко адаптироваться в современных условиях.

В основе реализации данных целей лежит системно – деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение цели и результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.

В своей педагогической деятельности, реализуя ФГОС общего образования, использую современные образовательные технологии и методы, результативность которых подтверждается результатами моих учеников в учебной и внеурочной деятельности.

Важными считаю проблемное обучение, технологию развития критического мышления (ТРКМ), которые позволяют развивать мягкие навыки (soft skills), являющиеся универсальными. Для того, чтобы сформировать мягкие навыки, создаю условия для развития универсальных компетенций.

На уроках биологии и химии особое внимание уделяю формированию и развитию таких умений: самостоятельность планирования, анализ и оценивание своей деятельности; умение ставить перед собой новые цели и находить пути их решения. Для формирования и развития данных умений наиболее эффективной считаю технологию развития критического мышления. Данная технология позволяет обучающимся развивать коммуникативную компетенцию, благодаря которой он будет коммуникативно активен, мобилен и адаптирован к требованиям современного общества.

Практика обучения критическому мышлению восходит к идеям древнегреческих ученых и философов. Уже в 4 веке Сократ использовал приёмы критического мышления, задавая особые вопросы своим ученикам, чтобы заставить их думать. В.А.Овчаренко, И.А.Репина в своей статье «Технология развития критического мышления» дают такое определение: «Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать различные аргументы и принимать продуманные решения». Ключевой момент данной технологии заключается в том, что обучающийся самостоятельно формирует вопросы и аргументы, а также принимает собственное решение. Данная технология позволяет развивать коммуникативную компетенцию ученика, благодаря которой он будет коммуникативно активен, социален.

Данная технология является актуальной, т.к. позволяет сделать уроки насыщенными, оптимальными, а также распределить задания и уровень нагрузки, способствует повышению уровня работоспособности, а усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска и анализа информации. Каждый из этапов урока подразумевает использование разных методов и приёмов обучения.

На первом этапе деятельности «Вызов» совместно с обучающимися формулируется тема урока, предлагается поставить цель и задачи для данной темы, что позволяет подойти к проблеме. На данном этапе принимаются все варианты, ученики активно включаются в работу, формулируется проблемный вопрос. Учитель выступает в роли навигатора, который корректирует маршрут движения. Реализуется технология сотрудничества, которая подразумевает парную работу, а также прием «мозгового штурма».

На данном этапе проходит актуализация имеющихся знаний при помощи следующих приёмов:

1. «Инсерт»- один из приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо ТРКМЧП, часто в литературе называют технологией эффективного чтения, (авторы приёма Д.Воган и Т.Эстес, затем его модифицировали). INSERT (в переводе по первым буквам интерактивная познавательная система для эффективного чтения и размышления). Обучающиеся читают текст, маркируя его специальными значками: «v»-я это знаю, «+»-это новая информация для меня, «-»-я думал по другому, это противоречит тому, что я знал, «?»-это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Использую на уроках и при подготовке к ВПР, ГИА.

2. «Восстанови текст» обучающиеся восстанавливают логическую последовательность предложенного текста, используя материал учебника.

3. «Узнай тему урока». Применяю загадки, пазлы, видеофрагменты.

4. «Составь схему, план, конспект, таблицу и наооборот» вырабатывается умение преобразовывать текстовую или иную информацию с её дальнейшим использование.

5. «Задай вопрос» - обучающиеся получают задание прочитать фрагмент текста, задать к нему вопросы, причем ограничивается время и число вопросов. И тут же предлагается на эти вопросы ответить самим обучающимся.

6. «Найди и исправь ошибку» - заранее готовлю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю обучающимся выявить допущенные ошибки. Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

7. «Сравни» – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, необходимо максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить изученную информацию.

Например, сравните особенности Типа Круглые, Плоские и Кольчатые черви; Покрытосеменные и Голосеменные растения, автотрофы и гетеротрофы.

8. Фишбоун (рыбный скелет). 10-11 класс, использован текст романа А. Беляева «Звезда КЭЦ». Задание: заполните скелет

- Какие опасности, по мнению, Тюрина, подстерегают живые организмы в космосе?

В черепе проблема, рёбра-это причины и факты, а хвостовой плавник-это выводы


Вторая стадия «Осмысление» включает в себя работу с текстом, таблицами, графиками, диаграммами для получения новой информации и соотнесения её с уже имеющимися знаниями.

Учитель выполняет роль консультанта.

На стадии «Рефлексии» работаем над обобщением материала. Использую дифференцированные задания, различные технологии, а также упражнения, которые позволяют обучающимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Для изображения учениками эмоциональных оценок, описания впечатлений и ощущений использую синквейн.

ТРКМ открыта для решения разных проблем в образовательной среде и решает важную задачу формирования и развития метапредметных навыков, что позволяет говорить об умении учиться. Данная технология является эффективной при обучении, т.к. позволяется организовать совместную работу, формирует коммуникативные компетенции, направлена на развитие и формирование мягких навыков.

При обучении биологии и химии использую ИКТ на разных типах уроков: для закрепления знаний – выполнение тренажеров; на уроках биологии и химии – виртуальные лабораторные работы, уроки-конференции, исследовательские работы, разнообразный иллюстративный материал, алгоритмы, схемы и таблицы. Выполнение творческих заданий, создание проектов и съёмка видеофрагмента практической работы. Совместно с обучающимися являемся участниками образовательной платформы «ЯКЛАСС», где ребята выполняют задания.

При проведении уроков использую мультимедийные презентации, разработанные в программном обеспечении SmartNotebook, PowerPoint, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Использование ИКТ на уроках даёт возможность разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации помогает экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание обучающихся, формируют читательскую грамотность. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Использую воспитательный потенциал предметов «Биология» и «Химия» для развития личностных качеств учеников. Уроки биологии и химии способствуют формированию гармоничной, физически развитой и здоровой личности. Использую тексты на темы: «Здоровый образ жизни», «Рациональное питание» и другие.

Данная работа, организованная в системе, имеет социальную направленность и ориентирована на плодотворное сотрудничество учителя и ученика, продуктом которого станет творческая личность, имеющая сформированную естественнонаучную картину мира.

Достигнутые педагогические результаты обеспечивают:

- высокое усвоение обучающимися системы знаний;

- овладение обучающимися как теоретическими, так и практическими общенаучными и специальными умениями и способами деятельности;

- развитие мотивов учебной деятельности, познавательных потребностей обучающихся;

- повышение адаптивных возможностей обучающихся, содействие их успешной социализации, формирование готовности к самоопределению.

В течение трёх лет работы наблюдаются стабильные положительные результаты успеваемости по биологии и химии. Успеваемость по итогам внутреннего мониторинга в классах составляет 100 %, качество знаний – выше 60%. Ведется работа по повышению качества образовательного процесса. Проводятся промежуточные и срезовые работы и их анализ. Это позволяет выявить проблемы в обучении и вести работу по их устранению. Итоговым контролем являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, по результатам которых планируется работа с обучающимися.

Результаты ВПР за 2020-2021 учебный год: средний показатель успеваемости-83%, качества знаний-52%    За прошлый учебный год выбрали и выполняли Итоговую контрольную работу по биологии 80% обучающихся (12 из 15). В текущем учебном году один выпускник 11 класса выбрал для государственной итоговой аттестации биологию и химию (впервые за последние 5 лет). Обучающиеся принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии, химии и экологии, научно-практической конференции, а также в различных дистанционных конкурсах: Фотоконкурс «Мои любимые животные», Конкурс поделок из бросового материала, ФГОСТЕСТ XIV Всероссийская предметная олимпиада, естественнонаучный цикл https://fgostest.ru/PC/Results.aspx?id=0c51f85d-2e61-41d9-abfe-4b2d450fca66, XIII Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс» https://rostkonkurs.ru/PC/e-blanks, VI международный конкурс «Старт» https://konkurs-start.ru/blitz/orders. Всегда имеются победители.

Проводим яркие, интересные, познавательные Недели предметов естественно-научного цикла.

Важным в работе педагога считаю непрерывное развитие и самообразование, что влияет на формирование профессиональных качеств. Для этого я стараюсь регулярно обучаться на курсах повышения квалификации, а также принимать участие в вебинарах и лекториях, семинарах, форумах:

-«Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего». С 02 июля 2020 г. по 30 ноября 2020 г.

-«Использование оборудования «Точка роста» для реализации образовательных программ по биологии». Май-июнь 2021 г.

-«Использование оборудования «Точка роста» для реализации образовательных программ по химии». Май-июнь 2021 г.

Принимаю активное участие в работе школьного и муниципального методического объединений учителей естественнонаучного цикла. Являюсь членом жюри Всероссийской олимпиады школьников по биологии и химии муниципального этапа, членом Координационного совета по развитию функциональной грамотности в Заринском районе.

Важная часть в моей работе – классное руководство. В настоящее время являюсь классным руководителем 8 класса. Стараюсь создавать в классе такие условия, при которых деятельность моих учеников стала бы комфортной и успешной. Кроме разнообразных воспитательных мероприятий, классных часов, мой класс принимает активное участие в различных конкурсах и акциях. Практически все ученики в классе охвачены дополнительным образованием и внеурочной деятельностью, поэтому класс характеризуется как один из активных в жизни школы и района. Считаю, что залогом успеха любого учителя становится готовность к развитию и умение пересмотреть свои взгляды и убеждения.

На сайте КАУ ДПО АИРО им.А.М.Топорова размещены «Рабочие программы по биологии по ФГОС ООО с УУД» в банке передового педагогического опыта отделения ЕНД. Есть личная страница на сайте https://multiurok.ru/olgasemenova22region/files, где помещены авторские разработки и разработанные рабочие программы по преподаваемым предметам, а также выступления и доклады в рамках обмена опытом в профессиональной среде.

Награды:

1. Грамота Комитета по образованию Администрации Заринского района 24.03.2006 г. 1-е место в районном конкурсе "Самый классный классный!"

2. Почетная грамота. Приказ комитета Администрации Заринского района по образованию и делам молодежи от 21.08.2015 г. №117. За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения, за многолетний добросовестный труд.

3. Почетная грамота. Приказ Администрации Заринского района от 23.08.2018 №545. За многолетний добросовестный труд и достойное воспитание подрастающего поколения.

Заключение

Принимаю активное участие в работе методического объединения, педагогического совета, семинарах, совещаниях. Для того, чтобы не отставать от развития образования стараюсь совершенствовать свое мастерство, изучаю методическую литературу, посещаю уроки коллег, посещаю курсы повышения квалификации.

В своей профессиональной деятельности я продолжу развивать такие качества, как мобильность, ответственность, способность находить пути решения в нестандартных ситуациях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!