Аналитический отчёт
о проделанной работе учителя - логопеда
ГОУ РК «Санаторная школа - интернат №4» г.Ухты
за 2022/2023 учебный год
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру ООП НОО и АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.
Диагностическое направление работы
В рамках этого направления проводилось углубленное обследование устной речи детей, вновь поступивших в начальные классы (2-4 классы) и учащихся с ОВЗ, а также фронтальное обследование письменной речи (состояния чтения и письма) всех обучающихся начальных классов (2-4 классы). В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитания, обучения и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).
Результаты обследования учащихся начальных классов.
В период с 1 по 15 сентября 2022 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших во 2-4 классы (17 детей). Обследование проводилось по методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. Проведено обследование навыков чтения, а также диктант. По итогам обследования выявлено следующее:
Класс | Количество учащихся в классе (всего) | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи |
Нарушения звукопроизно- шения | Нарушения связной речи | Грубые нарушения чтения | Грубые нарушения письма (в основе которых фонематическое недоразвитие) |
2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | 5 | 0 | 2 | 0 | 0 |
4 | 10 | 3 | 5 | 2 | 2 |
Итого: | 17 | 4 | 8 | 3 | 3 |
Таким образом, 24% обучающихся имеют нарушения звукопроизношения (простая и сложная дислалия), 47% обучающихся имеют нарушения связной речи (испытывают затруднения в формулировании высказываний, имеют ограниченный запас слов и представлений об окружающем мире, их высказывания характеризируются односложностью, бедностью, аграмматичностью), 18% обучающихся имеют грубые нарушения чтения (не умеют читать совсем, имеют темп чтения значительно ниже возрастной нормы, не понимают прочитанного), 18% обучающихся имеют грубые нарушения письма, в основе которых лежит фонематическое недоразвитие.
В логопедический пункт в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи (звукопроизншения, процессов чтения и письма) может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Обучающиеся, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома.
Класс | Количество учащихся в классе (всего) | Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи | Зачислено в логопедический пункт |
Нарушения звукопроизношения | Нарушения чтения | Грубые нарушения письма (в основе которых фонематическое недоразвитие) |
2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | 5 | 0 | 0 | 0 | 2 |
4 | 10 | 3 | 2 | 2 | 6 |
Итого: | 17 | 4 | 3 | 3 | 9 |
Родителям обучающихся, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК) с целью уточнения речевого заключения и программы дальнейшего обучения.
Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2022/2023 учебный год
| Количество учащихся | Виды нарушений |
Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР | ОНР (общее недоразвит ие речи) | ФФНР (фонетикофонематическое недоразвитие речи) | НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков) |
Зачислено на логопедии- ческие занятия | 9 | 3 2 класс - 0 3 класс - 0 4 класс - 3 | 4 2 класс - 1 3 класс - 0 4 класс - 3 | 2 3 класс - 0 4 класс - 2 | 0 |
Все учащихся с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 100%.
1 обучающийся выбыл в течении учебного года в связи с чем не смог продолжить коррекционную работу, не смотря на имеющиеся рекомендации.
Оставлено для продолжения логопедических занятий в будущем учебном году 2 детей. Количественный отчет прилагается.
Коррекционно-развивающее направление
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.
В рамках этого направления работы реализовывались коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.
По результатам логопедического обследования были сформированы 4 группы по 2- 3 обучающихся. Индивидуальные занятия проводились с 9 учениками. Все занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую группу, подгруппу и расписания занятий в логопедическом пункте.
Коррекционная работа включала:
Развитие устной речи:
коррекция звукопроизношения;
развитие фонематических процессов;
коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
обогащение словаря;
формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
Совершенствование навыков чтения и письма.
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
Развнтие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).
3доровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).
6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Организационно-методическое направление работы
В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:
разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;
оказание помощи учителям начальных классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;
ведение документации.
На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.
Учитель-логопед принимал участие в школьных методических объединениях учителей-предметников, педсоветах, пополнял логопедический пункт новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.
Консультативно-просветительское направление работы
В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:
индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;
индивидуальное консультирование по вопросам формирования психологопедагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;
консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.
Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.
Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса
С учителями начальных классов:
В течение учебного года были посещены уроки, проводимые учителями начальных классов, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.
Учителя были ознакомлены с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.
В течение года велась консультативная работа для учителей школы.
С педагогом-психологом:
Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ПМПК;
Знакомилась с результатами обследования педагога-психолога эмоциональноволевой сферы и познавательной сферы обучающихся;
Знакомила педагога-психолога школы с результатами логопедического обследования обучающихся.
С родителями:
Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;
С администрацией:
Принимала участие в заседаниях педагогического совета, Педагогического Консилиума, методического объединения учителей - предметников согласно плану работы школы, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников начальной школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий.
Повышение квалификации
В течение учебного года изучалась методическая литература.
Работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/user), Современный учительский портал (http://easyen.ru), «ПроШколу», Мультиурок – сайт для учителей, Инфоурок и других, с целью обмена опытом.
Пройдены курсы повышения квалификации по программе «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС» (72 ч.), запланировано обучение с 01.06.2023 г. «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях» (160 ч.).
Некоторые трудности в работе:
Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.
Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /при осуществлении коррекции дефектов звукопроизношения/.
Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия.
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме по состоянию на 31.05.2023 г.
Количественные данные
о числе обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи и результатах обучения в логопедическом пункте
за 2022/2023 учебный год
| Классы | Нарушения речи |
ФФНР | Системное нарушение речи, обусловленное ЗПР | ОНР | нпоз | Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР |
Выявлено обучающихся | 2-4 классы | 2 | 3 | 4 | 0 | |
Зачислено на логопедические занятия | 2-4 классы | 2 | 3 | 4 | 0 | |
Рекомендована дальнейшее проведение коррекционной логопедической работы | 2-4 классы | 2 | 3 | 4 | 0 | |
31.05.2023 г.
Е.С. Смирнова
Учитель-логопед