СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт о проделанной работе учителя - логопеда ГОУ РК «Санаторная школа - интернат №4» г.Ухты за 2022/2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчёт о проделанной работе учителя - логопеда ГОУ РК «Санаторная школа - интернат №4» г.Ухты за 2022/2023 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчёт о проделанной работе учителя - логопеда ГОУ РК «Санаторная школа - интернат №4» г.Ухты за 2022/2023 учебный год»

Аналитический отчёт
о проделанной работе учителя - логопеда
ГОУ РК «Санаторная школа - интернат №4» г.Ухты
за 2022/2023 учебный год

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру ООП НОО и АООП НОО для обучающихся с ЗПР. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого­-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.

Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось углубленное обследование устной речи детей, вновь поступивших в начальные классы (2-4 классы) и учащихся с ОВЗ, а также фронтальное обследование письменной речи (состояния чтения и письма) всех обучающихся начальных классов (2-4 классы). В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитания, обучения и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).

Результаты обследования учащихся начальных классов.

В период с 1 по 15 сентября 2022 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших во 2-4 классы (17 детей). Обследование проводилось по методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой. Проведено обследование навыков чтения, а также диктант. По итогам обследования выявлено следующее:

Класс

Количество учащихся в классе (всего)

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

Нарушения звукопроизно- шения

Нарушения связной речи

Грубые нарушения чтения

Грубые нарушения письма (в основе которых фонематическое недоразвитие)

2

2

1

1

1

1

3

5

0

2

0

0

4

10

3

5

2

2

Итого:

17

4

8

3

3

Таким образом, 24% обучающихся имеют нарушения звукопроизношения (простая и сложная дислалия), 47% обучающихся имеют нарушения связной речи (испытывают затруднения в формулировании высказываний, имеют ограниченный запас слов и представлений об окружающем мире, их высказывания характеризируются односложностью, бедностью, аграмматичностью), 18% обучающихся имеют грубые нарушения чтения (не умеют читать совсем, имеют темп чтения значительно ниже возрастной нормы, не понимают прочитанного), 18% обучающихся имеют грубые нарушения письма, в основе которых лежит фонематическое недоразвитие.

В логопедический пункт в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи (звукопроизншения, процессов чтения и письма) может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Обучающиеся, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома.

Класс

Количество учащихся в классе (всего)

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

Зачислено в логопедический пункт

Нарушения звукопроизно­шения

Нарушения чтения

Грубые нарушения письма (в основе которых фонематическое недоразвитие)

2

2

1

1

1

1

3

5

0

0

0

2

4

10

3

2

2

6

Итого:

17

4

3

3

9



Родителям обучающихся, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми центральную психолого-медико-педагогическую комиссию (ЦПМПК) с целью уточнения речевого заключения и программы дальнейшего обучения.

Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2022/2023 учебный год


Количество учащихся

Виды нарушений

Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР

ОНР (общее недоразвит ие речи)

ФФНР (фонетико­фонематическое недоразвитие речи)

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)

Зачислено на логопедии- ческие занятия

9

3

2 класс - 0

3 класс - 0

4 класс - 3

4

2 класс - 1

3 класс - 0

4 класс - 3

2

3 класс - 0

4 класс - 2

0

Все учащихся с нарушениями устной и письменной речи показали положительную динамику – 100%.

1 обучающийся выбыл в течении учебного года в связи с чем не смог продолжить коррекционную работу, не смотря на имеющиеся рекомендации.

Оставлено для продолжения логопедических занятий в будущем учебном году 2 детей. Количественный отчет прилагается.


Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы реализовывались коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

По результатам логопедического обследования были сформированы 4 группы по 2- 3 обучающихся. Индивидуальные занятия проводились с 9 учениками. Все занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую группу, подгруппу и расписания занятий в логопедическом пункте.

Коррекционная работа включала:

  1. Развитие устной речи:

  • коррекция звукопроизношения;

  • развитие фонематических процессов;

  • коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

  • обогащение словаря;

  • формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

  1. Совершенствование навыков чтения и письма.

  2. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

  3. Развнтие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

  4. 3доровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие пространственно - временных представлений и ориентации;

  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

  • разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;

  • оказание помощи учителям начальных классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

  • ведение документации.

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимал участие в школьных методических объединениях учителей-предметников, педсоветах, пополнял логопедический пункт новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:

  • индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;

индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого­педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

В течение учебного года были посещены уроки, проводимые учителями начальных классов, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.

Учителя были ознакомлены с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

В течение года велась консультативная работа для учителей школы.

С педагогом-психологом:

Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации для ПМПК;

Знакомилась с результатами обследования педагога-психолога эмоционально­волевой сферы и познавательной сферы обучающихся;

Знакомила педагога-психолога школы с результатами логопедического обследования обучающихся.

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

С администрацией:

Принимала участие в заседаниях педагогического совета, Педагогического Консилиума, методического объединения учителей - предметников согласно плану работы школы, где сообщала о результатах логопедического обследования учеников начальной школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий.

Повышение квалификации

В течение учебного года изучалась методическая литература.

Работала на сайтах образовательных порталов: «Социальная сеть работников образования» (http://nsportal.ru/user), Современный учительский портал (http://easyen.ru), «ПроШколу», Мультиурок – сайт для учителей, Инфоурок и других, с целью обмена опытом.

Пройдены курсы повышения квалификации по программе «Логопедия: Организация обучения, воспитание, коррекция нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с тяжелыми речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС» (72 ч.), запланировано обучение с 01.06.2023 г. «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях» (160 ч.).

Некоторые трудности в работе:

  • Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.

  • Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /при осуществлении коррекции дефектов звукопроизношения/.

Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия.

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен в полном объеме по состоянию на 31.05.2023 г.

Количественные данные

о числе обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи и результатах обучения в логопедическом пункте

за 2022/2023 учебный год


Классы

Нарушения речи

ФФНР

Системное нарушение речи, обусловленное ЗПР

ОНР

нпоз

Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР

Выявлено обучающихся

2-4 классы

2

3

4

0


Зачислено на логопедические занятия

2-4 классы

2

3

4

0


Рекомендована дальнейшее проведение коррекционной логопедической работы

2-4 классы

2

3

4

0



31.05.2023 г.




Е.С. Смирнова

Учитель-логопед


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!