СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Аналитический отчёт педагога-психолога за год"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, коллеги! Приблизилось время написания аналитического отчёта. Можно взять какой-то за основу. Я предлагаю свой. В нем отражены основные задачи на год, которые необходимо было решать в течение учебного года и поставлены новые задачи на будущий учебный год. Был проведен анализ по всем направлениям школьной психологической службы. Возможно, кому-то пригодится.

Просмотр содержимого документа
«"Аналитический отчёт педагога-психолога за год"»

Аналитический отчет о работе

педагога-психолога МОУ «Гимназия им.К.Орфа»

Ишмухаметовой Ю.А.

за 2021-2022 учебный год


Деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом цели и задач, определённых планом воспитательной работы гимназии

Целью работы являлось психологическое сопровождение участников образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности.


В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. Проведение психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся к новым социальным условиям;

  2. Выявление соответствия индивидуальных особенностей развития ребенка возрастным нормам;

  3. Проведение развивающих занятий для развития эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сфер детей;

  4. Психолого–педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

  5. Формирование общей готовности к профессиональному самоопределению;

  6. Проведение мониторинга «Оценка УУД обучающихся» начальной школы;

  7. Психологическая помощь обучающимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам.

Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась по основным направлениям:

  • Диагностика

  • Консультирование

  • Коррекционно-развивающая работа

  • Просвещение

  • Организационно-методическая работа

          

Диагностическое направление


В течение года психодиагностика была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности учащегося, потенциальных возможностей в профессиональном самоопределении, а также выявления причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации). Также диагностика использовалась как составляющая индивидуальных консультаций.

Диагностическая работа проводилась согласно плану работы психолога, запросам администрации, классных руководителей, родителей на протяжении всего учебного года.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения ежегодно проводятся традиционные диагностические исследования.

В начале учебного года приоритетным становится работа с учащимися 1-х классов, так как первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Поэтому так важно уже с первого класса обеспечить эмоциональное благополучие и адаптацию первоклассников, создавать условия развития детей, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, произвольности и самостоятельности, поддержать интерес к обучению.


Результат адаптационного периода первоклассников в 2021-2022 уч. году


Класс

М-ка «Краски»

Внимание

Память

Мышление

«Коврик»

Лишний предмет

1 «А»

Положит. отношение к школе


100 %

Н-11,1%

Ср- 18,5%

В- 44,4%

Н-11,1%

Ср-37%

В-22,2%


Н-7,4%

СР-0%

В-66,6


Н-0%

Ср -20,6%

В-40,7%


1 «Б»

Положит. отношение к школе -78%


Отрицательное отношение-3,7



Н-14,8%

Ср- 29,6%

В- 37%

Н-7,4%

Ср-7,4%

В- 66,6%


Н- 11,1

СР-0%

В -70,3%


Н-11,1

Ср -11,1%

В-59,2%


1 «В»

отриц.отношение

-8,3%

положит.отношение- 71%

Н-12,5

Ср-41,6%

В-25%


Н- 12,5%

Ср-37,5%

В- 29,1%


Н-8,3%

Ср-0%

В- 66,6%


Н- 4,1%

Ср- 29,1%

В- 41,6%



 Проведенные исследования позволили определить особенности индивидуального развития детей и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. Признана целесообразность их проведения и в дальнейшем. По результатам исследования составлена справочная документация в помощь учителю. С каждым из учителей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни подготовленности первоклассников к обучению, дети с угрозой риска школьной дезадаптации не выявлены. Была необходимость обратить внимание на учащихся: 1Б класса - Х, 1В класса- Х и Х. У этих детей в ходе исследования по методике «Краски» выявлено отрицательное отношение к школе. А именно, они имеют негативное эмоциональное отношение к таким понятиям как «звонок», «тетрадь», «книга». Это связано с низкой школьной мотивацией и преобладанием игрового мотива.

Нужно отметить диагностическую работу в 5 классе. Переход в среднее звено часто является стрессом для детей, в результате чего у них в 5 классе снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость.





Результат адаптационного периода пятиклассников в 2021-2022 уч. году


Класс

«Определение уровня умственного развития школьников»

по тесту

Э. Ф. Замбацявичене

Внимание


«Корректурная проба» тест Бурдона

Память

«Уровень школьной тревожности»

по тесту Филлипса


зрительная

слуховая

В- 20%


Ср-55%


Н-0%


В – 60%



Ср – 15%



Н – 5%

В -50%


Ср-20%


Н – 10%

В – 65%


Ср -15%


Н -0%

Низкий уровень-40%


Повышенный уровень-40%


Высокий уровень- 0%

В -34,6%


Ср-34,6%


Н-0%

В-61,5%


Ср- 11,5%


Н – 3,8%

В -73%


Н – 3,8%


В- 69,2%


Ср – 7,9%

Низкий уровень-27%

Повышенный уровень-50%


Высокий уровень-4%

Результаты диагностики уровня школьной тревожности показывают, что в 5А классе детей с высоким уровнем тревоги не выявлено, в 5Б классе - Х имеет высокий уровень тревоги.

Классные руководители 5-х классов стараются создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с детьми, что в дальнейшем будет способствовать повышению интереса к предметам, качеству знаний и эмоциональному благополучию.

По результатам диагностики процесса адаптации пятиклассников можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к новым условиям обучения, новым учителям. 


Для своевременного выявления проблем во взаимоотношениях с учащимися, а также для выявления уровня адаптации, было проведено психологическое исследование – изучение адаптационных возможностей учащихся 10-х классов.

С целью изучения уровня влияния разных факторов на процесс адаптации учащихся 10 класса были использованы следующие методики:

- «Направленность на знания»
- «Направленность на отметку»
- «Интеллектуальная лабильность»

- определение социального статуса социометрическим методом

- «Самооценка психических состояний» по Айзенку

- Анкета «десятиклассника».

Результаты изучения степени выраженности мотивации позволили сделать выводы о преобладании учащихся мотива направленности на знания. 69% учащихся посещают школу ради получения знаний, стремятся быть в числе лучших, испытывают чувство подъёма, радости от преодоления трудностей. Их отличает наличие интереса к содержанию конкретных предметов, к самому процессу учебной деятельности. Им нравится узнавать новое, расширять свои знания о мире. 37,5% учащихся направлены на получение отметки.

Содержательный анализ выделенных категорий мотивов учения показал, что в старшем школьном возрасте познавательный мотив отражает устремленность старшеклассников в будущее, наличие у них тех или иных жизненных планов, связанных с окончанием школы и выбором дальнейшего жизненного пути.

Немаловажным фактором в адаптационный период является успешность взаимоотношений одноклассников. Поэтому обязательно выявляется социальный статус в сложившемся вновь классном коллективе. Социометрическое исследование показало 67% учащихся, занимают устойчивое положение в структуре общения. Учащихся, выпавших из сферы межличностного общения (изолированных) нет.

Методика Айзенка «Самооценка психических состояний» предназначена для изучения психологического состояния личности через диагностику таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность показал: у 50 % учащихся уровень тревожности низкий, у 19% - тревожность средняя, допустимого уровня и 6% (1 ученица Богданова Лиза) уровень тревоги повышенный. 62% учащихся не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей. 12% учащихся имеют средний уровень фрустрации. Они боятся трудностей и стремятся избегать неудачи. По шкале агрессивности выявлено 62% учащихся спокойны, выдержанны, у 12% учащихся наблюдается средний уровень агрессивности. 62% учащихся не имеют ригидности, они легко переключаются с одного объекта деятельности на другой. У 12% учащихся – средний уровень ригидности.

Методика «Интеллектуальная лабильность» позволила выявить учащихся способных к обучению и быстрым переключением внимания. 25% ребят имеют высокую лабильность, хорошую способность к обучению; 48%- среднюю лабильность; 6%-один ученик — низкую лабильность, трудности в переобучении; 6% - один ученик мало успешен в любой деятельности.

Анкета «десятиклассника», в которой были предложены ряд вопросов, ребята ответили:

- На первый вопрос, «Для чего ты пошёл учиться в 10 класс?», 69% ребят - «я пошёл учиться в 10 класс для поступления в ВУЗ»; 6% -«получить знания» и 6%- получить полное среднее образование.

-На вопрос «интересно ли тебе учиться в 10 классе?» все 100% учащихся ответили «да».

- На третий вопрос «Соответствует ли твоим физическим возможностям количественный уровень учебной нагрузки?» учащиеся 10 класса ответили: 62,5% -немного устают во время уроков, но отдохнув, выполняют домашние задания, и ещё остается свободное время. 19% учащихся – устают во время уроков, им тяжело даются домашние задания, и свободного времени практически не остаётся.

-Анализ 4 вопроса «Сколько времени ты тратишь на выполнение домашней работы по предметам?» показал, что 6% учащихся – от 1-2 часов, 37,5% - 2-3 часа, 12% - 3-4 часа и у 25% учащихся на подготовку Д/З уходит более 4 часа.

- На пятый вопрос « Когда ты выполняешь домашнюю работу по предметам?»- 25% учащихся ответили- « отдохну час-другой и делаю», после 6 вечера – 37,5%, 19% - сразу же после прихода из школы.

- На вопрос «Связаны ли твои интересы (в учебе и внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?» учащиеся ответили: 25% - связаны очень тесно. Связаны, но я хватаюсь то за одно, то за другое, у меня нет четкого плана действий – 31,2%, никак не связаны – 19%.

Выводы, которые были сделаны в результате исследования:

-Адаптацию учащихся 10 класса можно считать удовлетворительной. Для них адаптация прошла относительно спокойно, так как коллектив уже сложившийся, учащиеся пришли в знакомые, привычные для них условия. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.

- 69% учащихся имеют хороший учебный потенциал, мотивационная сфера развита на высоком уровне.

- Классный коллектив имеет положительных лидеров, находится на высокой стадии развития.

В течение года проведена комплексная оценка уровня сформированности УУД учащихся 1-4 классов. Результаты данного мониторинга могут быть полезны учителям начальной школы при составлении оценочного листа освоения курса внеурочной деятельности, а также динамике роста познавательных особенностей.

В ходе исследования все ученики диагностируемых классов (с 1 по 4 классы), достигли базового уровня сформированности универсальных учебных действий. Наиболее важными для освоения новых образовательных стандартов оказались:

Личностные УУД – выявлен достаточно большой процент школьников с высокой мотивацией учения и адекватной самооценкой.

Познавательные УУД – выявлен большой процент школьников с показателями среднего уровня возрастной нормы. Что проявляется в среднем уровне развития логических операций и понятийного мышления.

Показатели регулятивных УУД – в целом соответствует возрастным возможностям школьников.

Однако особое внимание следует обратить на детей с низкими показателями и создать условия формирования устойчивой позитивной учебной мотивации школьников, адекватной самооценки в качестве важных предпосылок личностного развития и успешного обучения школьников. Организовать образовательный процесс, акцентируя внимание на целеполагании и контрольно-оценочных действиях. Особое внимание обратить на формирование логических операций, понятийного мышления. Предусмотреть возможность развития коммуникативных навыков и умений школьников как в учебной, так и во внеучебной деятельности.   

Классные руководители получили подробную карту психологического мониторинга уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся своего класса, а также, рекомендации дальнейшего образовательного пути.


В течение учебного года проводилась индивидуальная диагностика с 1Б, 3А, 8А, 8В, 9А, 9Б, 11 классами по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей (темперамент, диагностика взаимоотношений в коллективе), профессиональных предпочтений, развитие познавательных процессов по запросу классных руководителей и при личном обращении обучающихся, родителей. Особенно часто в индивидуальной диагностической работе использовались следующие методики – «Рисунок семьи», «Социометрия», «Дерево», «Что мне нравится в школе», Личностный опросник Айзенка, Определение склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности Л.А. Йовайши. По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым.

Также, на основании приказа Управления образования Администрации Варненского муниципального района с обучающимися 13-17 лет было проведено СПТ (социально-психологическое тестирование) с целью раннего выявления среди обучающихся лиц факторов риска формирования наркотической зависимости и психотропных веществ.

В работе приняло участие 106 человек. Тестирование проводилось при наличии информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста восемнадцати лет.

Методический комплекс представлял собой набор психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к проявлению отдельных форм отклоняющегося поведения, в том числе к употреблению психоактивных веществ.

Анализируя результаты проведенного тестирования, мы получили данные, которые позволили выявить следующее.




Результаты социально-психологического тестирования учащихся МОУ «Гимназия им.К.Орфа» в 2021-2022 учебном году.


НАЗВАНИЕ ШКАЛ

УРОВНИ

% УЧАЩИХСЯ

ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЯМИ (чем выше-тем лучше)

повышенный

13%

средний (норма)

55%

пониженный

3%

ТРЕВОЖНОСТЬ (чем ниже-тем лучше)

повышенный

6%

средний (норма)

61%

пониженный

3%

ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ ГРУППЫ (чем ниже-тем лучше)

повышенный

9%

средний (норма)

57%

пониженный

4%

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ (чем выше- тем лучше)

повышенный

26%

средний (норма)

42%

пониженный

2%

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (чем ниже-тем лучше)

повышенный

7%

средний (норма)

61%

пониженный

0,9%

ПРИНЯТИЕ АДДИКТИВНЫХ УСТАНОВОК СОЦИУМА (чем ниже-тем лучше)

повышенный

2%

средний (норма)

61%

пониженный

6%

САМОКОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ (чем выше-тем лучше)

повышенный

6%

средний (норма)

62%

пониженный

3%

СКЛОННОСТЬ К РИСКУ (чем ниже-тем лучше)

повышенный

6%

средний (норма)

57%

пониженный

7%

ПРИНЯТИЕ ОДНОКЛАССНИКАМИ

(чем ниже - тем хуже)

повышенный

6%

средний (норма)

59%

пониженный

5%

ПОТРЕБНОСТЬ В ОДОБРЕНИИ (чем ниже-тем лучше)

Повышенный

3%

средний (норма)

65%

пониженный

2%


Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.


По результатам диагностической деятельности, а также по запросам родителей, педагогов или самих учащихся проводится коррекционная и развивающая работа, которая предусмотрена в индивидуальной и групповой форме.

В течение года с обучающимися периодически проводилась коррекционно-развивающая работа по решению следующих задач:


  • обеспечение успешности адаптации учащихся,

  • формирование психологического здоровья,

  • снижение уровня тревожности,

  • формирование коммуникативной культуры, развития коммуникативных, социальных навыков,

  • развитие учебной мотивации,

  • профориентация (профессиональное самоопределение),

  • психологическая подготовка к ОГЭ, ЕГЭ.

В 2021-2022 учебном году психологом проведено 10 групповых коррекционно-развивающих занятий и 13 индивидуальных.

Индивидуальные занятия были проведены с Х (1В), Х (1В), Х (1В), Х (3А), Х, Х (6В), Х (8А), Х (8В), Х (9А), Х (9А), Х (9Б), Х (9Б), Х (10).

Групповые развивающие занятия, направленные на коррекцию познавательных способностей проведены в 1А, 1Б, 1В, 2А, 2В, 4Б, 5А, 5Б, 6А, 6Б классах.

Занятия включали в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания, а также методы релаксации.

С 6В классом проведён классный час на тему «Телефон доверия – помощь в трудной ситуации» с целью предоставления подросткам информации об анонимной службе психологической помощи.

В течение этого учебного года по особому плану педагога-психолога осуществлялась работа в 9, 11 классах по поддержке учащихся в период подготовки к экзаменам. Проведены тренинговые занятия с обучающимися 9,11 классов по теме «Психологическая подготовка к экзаменам». Цель занятий: развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся), овладение обучающимися приёмами и навыками психофизической-саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять стрессу. В ходе тренинговых занятий сообщена информация об эффективных способах подготовки к экзаменам, даны рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена, по повторению учебного материала, саморегуляции в стрессовой ситуации, знакомство с приемами запоминания, характеристиками памяти, обучение работе с текстами, определены индивидуальные особенностей внимания и способы его развития, сообщены эффективные способы запоминания большого объема материала.

В рамках коррекционно-развивающей и профилактической работы в гимназии работал школьный ПМПк. В результате работы изучены индивидуальные особенности
развития учащихся, проведены консультации для родителей, чьи дети нуждаются в получении рекомендаций со стороны районной ПМПК. Учащихся направленных на районную ПМПК составило 8 человек. Из них повторно для уточнения дальнейшего образовательного маршрута направлено четверо учащихся.

Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать удовлетворительной. Детям и родителям была оказана необходимая профессиональная помощь.

Тем не менее, проведенная коррекционная работа с учащимися выявила некоторые недостатки в методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования коррекционного направления деятельности.

В консультационном направлении проводились:

         - консультации учителей и родителей учащихся, у которых были выявлены проблемы и трудности в обучении;

- консультации учащихся и их родителей по вопросу межличностного общения в классном коллективе и в семье;

         - консультации по результатам групповой психодиагностики.

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

В целом можно считать, что проведенная за 2021-2022 учебный год консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

Большинство индивидуальных консультаций за истекший период было отведено:

- трудностям адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х классов;

- трудности в профессиональном самоопределении

- проблемы, связанные с обучением и определением дальнейшего образовательного маршрута, детско-родительскими отношениями;

- семьям детей, испытывающим эмоциональные проблемы.

Таким образом, была оказана психологическая помощь, ориентированная на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности, а также оказана помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.


В 2021-2022 году методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

- Оформление документации педагога-психолога.

- Обработка, анализ, обобщение результатов диагностик, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов, родителей.

- Подготовка к коррекционно-развивающим и профилактическим занятиям, классным часам.

- Корректировка и составление адаптированных программ для учащихся с ОВЗ.

- Приняла участие в районном семинаре по теме «Создание условий для учеников с ОВЗ».

- Организовала обследование учащихся на районную ПМПК.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную.

 В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности скорректировать новые программы с учетом потребностей участников образовательного процесса (дети с ОВЗ, дети с девиантным поведением, дети с суицидальным риском). Усилить помощь классным руководителям в методическом плане.

Таким образом, анализ проведенной работы показывает правильность выбранной стратегии работы школьного психолога. Все результаты работы соответствуют плану работы на 2021 - 2022 учебный год, поставленным целям и задачам работы, а также по всем направлениям.

На протяжении всего учебного года педагог- психолог в своей работе использовала почти всю методическую копилку методов, форм и приемов работы со всеми участниками образовательного процесса.

В итоге все запланированные мероприятия прошли строго по плану школьного психолога. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

          В следующем учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с педагогами и родителями и продолжать деятельность в будущем учебном году с учетом анализа деятельности за прошедший период работы.

Проделанную работу я считаю удовлетворительной и намерена использовать полученный опыт в следующем учебном году.

Исходя из проделанной работы, педагогом-психологом на следующий 2022-2023 учебный год поставлены следующие задачи:

 

1.      Продолжить работу по оказанию содействия личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности.

2.      Изучение и помощь в адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов.

3. Оказание поддержки учащимся 9-х, 11 классов в период подготовки к экзаменам.

4.    Оказывать психологическую помощь школьникам с проблемами личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы.

5.      Пополнение методического кейса по развитию гармоничности личности учащихся в аспекте профилактики, диагностики и коррекции суицидальных проявлений.

6. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания (дети группы риска, дети - инвалиды, дети с ОВЗ).

7.      Взаимодействие с семьями учащихся и оказание им психологической поддержки.

8.  Содействовать повышению психологической грамотности всех участников образовательного процесса.

9.  Продолжить оказывать психологическую помощь по запросу родителей, педагогов, администрации школы.

 








14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!