СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчёт учителя-логопеда

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчёт учителя-логопеда»

Аналитический отчёт

учителя-логопеда МБОУ «Лицей №1 имени А.С.Пушкина» Ковалевой О.А.

за период работы февраль-май 2021-2022 учебного года


Коррекционно-педагогическая деятельность осуществлялась на основании программы коррекционной работы. Исходя из этого, были определены и реализованы основные направления деятельности - диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.

Цель деятельности учителя-логопеда

Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.

Задачи:

  1. Оказывать своевременную помощь детям, имеющим проблемы в речевом развитии.

  2. Осуществлять диагностику и анализ речевого развития первоклассников.

  3. Создавать и реализовывать коррекционные индивидуально-ориентированные программы с учётом структуры речевого дефекта.

  4. Изучать новые педагогические, логопедические технологии, методики.

  5. Проводить просветительскую работу среди родителей и педагогов.

  6. Изучать проблемы дисграфии у младших школьников, использовать новые методики коррекции письменной речи с помощью интерактива, нейропсихологических методов обучения детей с нарушениями речевого развития.

  7. Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

  8. Разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение обучающихся первых классов, не охваченных сентябрьской диагностикой. Использовалась адаптированная методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», альбом Иншаковой О.Б. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенности речевого развития первоклассников. Результаты обследования обучающихся первых классов представлены администрации в аналитической справке от 17.03.2022 года.


Класс

Всего

обследовано

ФФНР

ОНР III


ОНР IV

ЛГНР

Заикание

ФНР

Всего с нарушениями

Всего норма

29

2

2

7

2

2

9

24

5

27

0

6

1

2

2

7

18

9

29

2

2

5

0

1

7

17

12

29

1

3

5

2

0

8

19

10

26

4

1

4

1

2

7

19

7

Всего

140

9

14

22

7

7

38

97

43

ФНР (фонетическое нарушение речи);

ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи);

ОНР IV (нерезко выраженное общее недоразвитие речи)

ОНР III (общее недоразвитие речи III уровень);

ЛГНР -лексико-грамматическое недоразвитие речи;

Темпо-ритмическое нарушение речи (заикание)

Логопедическое обследование проводилось в феврале-марте 2022 года, а в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая) диагностировались обучающиеся логопедической группы для выявления динамики речевого развития. ( Приложение №1) ( Приложение №2)

Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входит:

- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта.

На логопедические занятия в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ТПМПК) и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы (по решению школьного ППк). Первоклассники, имеющие логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи. III уровень» и имеющие, в том числе, нарушения формирования письменной речи, чтения, так же были зачислены на логопедические занятия.

По результатам логопедического обследования были сформированы 8 групп от 3 до 5 детей.

Тематическое планирование с обучающимися с ОНР III уровень

п.п

Наименование раздела

1-ый год обучения

1.

Развитие общих речевых навыков

2.

Звук и буква


Звуко-буквенный анализ и синтез

Слово. Слог

Согласные твердые и мягкие

Разделительный твердый и мягкий знак

Согласные звонкие и глухие

Свистящие и шипящие согласные звуки, соноры

Буквы сходные по написанию

2-ой год обучения

I.

Занятия по письму

1.

Слово.

Слово – значимая единица речи

Морфемный состав слова. Словообразование

Ударные и безударные гласные.

2.

Словосочетание. Предложение.

3.

Связная речь

Индивидуальные и групповые (подгрупповые) занятия проводились в соответствии с общим тематическим планированием, календарно- тематическим планированием на каждую группу, подгруппу и расписанием занятий в логопедическом кабинете.

Коррекционная работа включала:

1. Развитие устной речи:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Большинство детей, зачисленных на занятия, были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдается низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентируются в пространстве, не всегда точно понимают инструкцию взрослого, мелкая моторика рук недостаточно развита, мотивация учения низкая. Дети не умеют обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могут контролировать свою речь, некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывают затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей нелогичны и непоследовательны. Дети нуждаются в помощи учителя. Речь имеет в основном форму диалога. Многие стремятся к односложным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Часть детей из двуязычных семей – билингвисты. В связи с большим количеством праздничных нерабочих дней, больничных, как детей, так и логопеда, сократилось время работы с логопатами. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к недостаточной динамике в коррекционной работе. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к психологу, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники.

В письменной речи обучающихся 1классов на конец учебного года выявлены недостатки:

-опора на неправильное проговаривание,

-замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,

-искаженное воспроизведение букв на письме,

-замены и смешения графически сходных букв,

-неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения,

- несформированность навыка письменной речи.

По результатам итоговой диагностики выявлена динамика положительная, но недостаточная для возрастного уровня речевого развития обучающихся. Требуется продолжение работы с данной группой, так как обучающиеся с ОНР(общим недоразвитием речи) должны заниматься не менее двух лет в логопедической группе для получения стабильного положительного речевого развития.

Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

-разработка индивидуально-ориентированных перспективных планов коррекционной работы для обучающихся с речевыми нарушениями;

-разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для обучающихся с ОВЗ;

- ведение документации.

На протяжении рабочего периода были оформлены следующие документы: рабочая программа учителя-логопеда, речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, журнал учёта посещаемости логопедических занятий.

Принимала участие в работе городского методического объединения логопедов.

Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления проводилось:

- индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей.

- консультирование педагогов по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с обучением детей с ОВЗ, с нарушениями речи.

Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

Знакомила учителей с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей.

С администрацией:

Сообщала о результатах логопедического обследования учеников начальной школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий.

Повышение квалификации

Повышала профессиональное мастерство через изучение логопедической литературы, посещение семинаров, вебинаров логопедов, психологов, нейропсихологов. Использовала полученные знания на занятиях с детьми.

Некоторые трудности в работе:

  • Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.

  • Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.

  • Недостаточно отработанные логопедом связи: логопед-родитель, логопед-педагог.

  • Недостаточная оснащенность кабинета дидактическими, наглядными и интерактивными материалами.

Задачи на 2022-2023 учебный год

  • Продолжать совершенствовать методы и приёмы коррекционной логопедической работы.

  • Продолжить работу по коррекции устной и письменной речи обучающихся начальных классов и обучающихся с ОВЗ.

  • Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы.

  • Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении обучающихся-логопатов.

  • Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ и речевые нарушения.


08.06.2022

Учитель-логопед Ковалева О.А.________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!