Аналитический отчёт
учителя-логопеда МБОУ «Лицей №1 имени А.С.Пушкина» Ковалевой О.А.
за период работы февраль-май 2021-2022 учебного года
Коррекционно-педагогическая деятельность осуществлялась на основании программы коррекционной работы. Исходя из этого, были определены и реализованы основные направления деятельности - диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа.
Цель деятельности учителя-логопеда
Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.
Задачи:
Оказывать своевременную помощь детям, имеющим проблемы в речевом развитии.
Осуществлять диагностику и анализ речевого развития первоклассников.
Создавать и реализовывать коррекционные индивидуально-ориентированные программы с учётом структуры речевого дефекта.
Изучать новые педагогические, логопедические технологии, методики.
Проводить просветительскую работу среди родителей и педагогов.
Изучать проблемы дисграфии у младших школьников, использовать новые методики коррекции письменной речи с помощью интерактива, нейропсихологических методов обучения детей с нарушениями речевого развития.
Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Диагностическое направление работы
В рамках этого направления проводилось углубленное изучение обучающихся первых классов, не охваченных сентябрьской диагностикой. Использовалась адаптированная методика Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов», альбом Иншаковой О.Б. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенности речевого развития первоклассников. Результаты обследования обучающихся первых классов представлены администрации в аналитической справке от 17.03.2022 года.
Класс | Всего обследовано | ФФНР | ОНР III | ОНР IV | ЛГНР | Заикание | ФНР | Всего с нарушениями | Всего норма |
1б | 29 | 2 | 2 | 7 | 2 | 2 | 9 | 24 | 5 |
1г | 27 | 0 | 6 | 1 | 2 | 2 | 7 | 18 | 9 |
1е | 29 | 2 | 2 | 5 | 0 | 1 | 7 | 17 | 12 |
1ж | 29 | 1 | 3 | 5 | 2 | 0 | 8 | 19 | 10 |
1и | 26 | 4 | 1 | 4 | 1 | 2 | 7 | 19 | 7 |
Всего | 140 | 9 | 14 | 22 | 7 | 7 | 38 | 97 | 43 |
ФНР (фонетическое нарушение речи);
ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи);
ОНР IV (нерезко выраженное общее недоразвитие речи)
ОНР III (общее недоразвитие речи III уровень);
ЛГНР -лексико-грамматическое недоразвитие речи;
Темпо-ритмическое нарушение речи (заикание)
Логопедическое обследование проводилось в феврале-марте 2022 года, а в последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая) диагностировались обучающиеся логопедической группы для выявления динамики речевого развития. ( Приложение №1) ( Приложение №2)
Коррекционно-развивающее направление
В содержание данного направления входит:
- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.
В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта.
На логопедические занятия в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ТПМПК) и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы (по решению школьного ППк). Первоклассники, имеющие логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи. III уровень» и имеющие, в том числе, нарушения формирования письменной речи, чтения, так же были зачислены на логопедические занятия.
По результатам логопедического обследования были сформированы 8 групп от 3 до 5 детей.
Тематическое планирование с обучающимися с ОНР III уровень
№ п.п | Наименование раздела |
1-ый год обучения |
1. | Развитие общих речевых навыков |
2. | Звук и буква | Звуко-буквенный анализ и синтез |
Слово. Слог |
Согласные твердые и мягкие |
Разделительный твердый и мягкий знак |
Согласные звонкие и глухие |
Свистящие и шипящие согласные звуки, соноры |
Буквы сходные по написанию |
2-ой год обучения |
I. | Занятия по письму |
1. | Слово. | Слово – значимая единица речи |
Морфемный состав слова. Словообразование |
Ударные и безударные гласные. |
2. | Словосочетание. Предложение. |
3. | Связная речь |
Индивидуальные и групповые (подгрупповые) занятия проводились в соответствии с общим тематическим планированием, календарно- тематическим планированием на каждую группу, подгруппу и расписанием занятий в логопедическом кабинете.
Коррекционная работа включала:
1. Развитие устной речи:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- обогащение словаря;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
2. Совершенствование навыков чтения и письма.
3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).
5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).
6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственно - временных представлений и ориентации;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Большинство детей, зачисленных на занятия, были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдается низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентируются в пространстве, не всегда точно понимают инструкцию взрослого, мелкая моторика рук недостаточно развита, мотивация учения низкая. Дети не умеют обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могут контролировать свою речь, некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывают затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей нелогичны и непоследовательны. Дети нуждаются в помощи учителя. Речь имеет в основном форму диалога. Многие стремятся к односложным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Часть детей из двуязычных семей – билингвисты. В связи с большим количеством праздничных нерабочих дней, больничных, как детей, так и логопеда, сократилось время работы с логопатами. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к недостаточной динамике в коррекционной работе. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к психологу, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники.
В письменной речи обучающихся 1классов на конец учебного года выявлены недостатки:
-опора на неправильное проговаривание,
-замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,
-искаженное воспроизведение букв на письме,
-замены и смешения графически сходных букв,
-неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения,
- несформированность навыка письменной речи.
По результатам итоговой диагностики выявлена динамика положительная, но недостаточная для возрастного уровня речевого развития обучающихся. Требуется продолжение работы с данной группой, так как обучающиеся с ОНР(общим недоразвитием речи) должны заниматься не менее двух лет в логопедической группе для получения стабильного положительного речевого развития.
Организационно-методическое направление работы
В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:
-разработка индивидуально-ориентированных перспективных планов коррекционной работы для обучающихся с речевыми нарушениями;
-разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для обучающихся с ОВЗ;
- ведение документации.
На протяжении рабочего периода были оформлены следующие документы: рабочая программа учителя-логопеда, речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, журнал учёта посещаемости логопедических занятий.
Принимала участие в работе городского методического объединения логопедов.
Консультативно-просветительское направление работы
В рамках этого направления проводилось:
- индивидуальные консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей.
- консультирование педагогов по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с обучением детей с ОВЗ, с нарушениями речи.
Профилактическая работа заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.
Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса
С учителями начальных классов:
Знакомила учителей с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.
С родителями:
Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей.
С администрацией:
Сообщала о результатах логопедического обследования учеников начальной школы, о зачислении на логопедические занятия, о результативности занятий.
Повышение квалификации
Повышала профессиональное мастерство через изучение логопедической литературы, посещение семинаров, вебинаров логопедов, психологов, нейропсихологов. Использовала полученные знания на занятиях с детьми.
Некоторые трудности в работе:
Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.
Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.
Недостаточно отработанные логопедом связи: логопед-родитель, логопед-педагог.
Недостаточная оснащенность кабинета дидактическими, наглядными и интерактивными материалами.
Задачи на 2022-2023 учебный год
Продолжать совершенствовать методы и приёмы коррекционной логопедической работы.
Продолжить работу по коррекции устной и письменной речи обучающихся начальных классов и обучающихся с ОВЗ.
Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы.
Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении обучающихся-логопатов.
Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ и речевые нарушения.
08.06.2022
Учитель-логопед Ковалева О.А.________________