Работаю в должности учителя русского языка и литературы 19 лет, в том числе в МБНОУ «Гимназия №44» г. Новокузнецка с 2010 года. Свою деятельность в качестве учителя выстраиваю в соответствии с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и программой «Развитие системы образования гимназии в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт».
Осуществляю деятельность по следующим направлениям:
преподавание русского языка и литературы;
внеурочная работа по предмету;
деятельность в качестве классного руководителя;
наставничество молодого учителя;
руководство методическим объединением учителей русского языка и литературы МБНОУ «Гимназия №44»;
инновационная деятельность.
Целью своей педагогической деятельности считаю развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина и патриота России.
Приоритетные задачи:
личностное развитие учащихся, направленное на готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке и пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
организация взаимодействия классного коллектива с социокультурной средой ;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения, мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни;
организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся;
включение учащихся в разностороннюю проектную и исследовательскую деятельность.
1.Наличие собственной методической разработки по преподаваемому предмету, имеющей положительное заключение по итогам апробации в профессиональном сообществе
Опыт своей работы обобщаю и представляю для ознакомления в виде публикаций, публичных выступлений (см. таблица №1,также приложение № 1).
Наличие методических публикаций
Таблица №1
№ п.п. | Название статьи | Адрес публикации | Год публикации | Номер свидетельства | Уровень |
1. | «Инновационные технологии в обучении русскому языку и литературе» | http://multiurok.ru/pryachina/files/stat-ia-innovatsionnyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-russkomu-iazyku-i-litieraturie.html | 2015 | МUF291108 | федеральный |
2. | Урок «Лев Кассиль как человек и писатель» (технологическая карта урока, план-конспект урока составлены согласно требованиям ФГОС) | http://multiurok.ru/pryachina/files/konspiekt-uroka-liev-kassil-kak-chieloviek-i-pisatiel.html | 2015 | МUF286875 | федеральный |
Последовательное изложение собственной методической системы |
3 | Методический пакет «Разработки уроков русского языка и литературы в режиме инновационных технологий» | http://multiurok.ru/pryachina/files/mietodichieskii-pakiet-razrabotki-urokov-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-riezhimie-innovatsionnykh-tiekhnologhii.html | 2015 | МUF291111 | федеральный |
Систематическая работа по распространению педагогического опыта
Таблица № 2(см. также приложение №2)
№пп. | Мероприятие | Форма участия | год | уровень |
1 | Всероссийская педагогическая видеоконференция «Информационная компетентность учителя в проектировании уроков» | участник | 2012 | федеральный |
2 | Августовский интернет-форум «Закон об образовании в Российской Федерации как основа модернизации педагогической и управленческой деятельности работников образования» | участник | 2013 | региональный |
3 | Августовский педагогический совет «Муниципальная система образования: актуальное состояние и перспективы развития» (МАОУ ДПО ИПК, г.Новокузнецк) | участник | 2013 | муниципальный |
4 | Всероссийская педагогическая видеоконференция «Современные подходы обучения в работе учителя» | участник | 2014 | федеральный |
5 | Августовский педагогический совет «Приоритеты современной образовательной политики: новокузнецкий вектор» (МАОУ ДПО ИПК, г.Новокузнецк) | участник проблемной сессии | 2014 | муниципальный |
6 | Семинар «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку» (МАОУ ДПО ИПК, г.Новокузнецк) | участник | 2014 | муниципальный |
7 | Семинар «Научно-методическое сопровождение введения ФГОС начального и основного общего образования в образовательные учреждения Кемеровской области в 2014-2015 г.г.» | презентация опыта | 2014 | региональный |
8 | Кузбасская специализированная выставка-ярмарка «Образование. Карьера. Занятость.» | презентация рабочих программ по русскому языку и литературе для 5 класса, составленным согласно требованиям ФГОС | 2014 | региональный |
9 | Фестиваль открытых уроков | видеоурок размещен на официальном сайте МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка | 2014 | муниципальный |
10 | Семинар«Развитие педагогического потенциала образовательной организации как условие реализации ФГОС ООО» | открытый урок | 2015 | региональный |
11 | Форум педагогического мастерства -2015 «Фестиваль мастер-классов» в рамках XVII специализированной выставки –ярмарки «Дети. Спорт. Здоровье.» и IVспециализированной выставки-ярмарки «Мать и дитя» | презентация разработки урока (согласно требованиям ФГОС) | 2015 | региональный |
P.S. Подтверждение участия в работе семинаров регионального уровня см. в дополнительной информации к справке, подтверждающей публичную презентацию профессиональному и местному сообществу результатов педагогической деятельности.
Выступление на региональном семинаре в КРИПК и ПРО, г. Кемерово,23.04.2015 г.
Наличие последователей, работающих по моей методической системе
Свой педагогический опыт передаю молодым преподавателям. Являюсь учителем -наставником молодого специалиста Таракановой Ирины Олеговны. Моя подопечная –выпускница Кузбасской государственной педагогической академии (год выпуска -2013). Положительным результатом наставничества являются победы Ирины Олеговны в мероприятиях гимназического и муниципального уровня (см. таблицу№3 )
Таблица № 3
№п.п | Мероприятие | год | результат | уровень |
1 | Конкурс «Учитель года» | 2014 | 2 место | гимназический |
2 | Фестиваль «Мое первое открытие» | 2014 | победитель | муниципальный |
Тараканова И.О. активно использует в своей деятельности отдельные элементы моей методической системы (в урочной и внеурочной деятельности). Учащиеся Ирины Олеговны успешно выступают в конкурсах и олимпиадах различного уровня. В 2014 году ее ученица стала призером всероссийского заочного дистанционного конкурса «Моя маленькая история».
Являюсь тьютором в МБНОУ «Гимназия №44» по обучению педагогов групповым формам работы с учащимися. В условиях введения ФГОС основного общего образования такая форма работы позволяет сформировать у учащихся универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а в конечном итоге – воспитать личность, готовую к самообразованию и к самореализации, абсолютно адаптированную к жизни в современном обществе.
Являясь руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы, консультирую своих коллег по составлению технологической карты урока, делюсь опытом успешного внедрения в свою педагогическую деятельность современных образовательных технологий (см. таблицу № 17).
Мною составлены рабочие программы в свете требований ФГОС основного общего образования по русскому языку и литературе для 5-9классов (на основе авторских программ: русский язык 5-9 класс, под редакцией А.Д. Шмелева.; по литературе - 5-9 класс, под редакцией Б.А. Ланина). Программа по русскому языку и литературе для 5 класса была презентована в 2013-2014 году на Кузбасской специализированной выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость.».
2.Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года
Позитивная динамика успеваемости и качества знаний
Преподаю в классах с различным уровнем подготовки, разной профильной направленности (физико-математические, гуманитарные классы). Опираясь на знание основ методики преподавания учебных предметов, основ возрастной психологии и педагогики, собственный педагогический опыт, добиваюсь 100-процентного усвоения учебного материала и позитивной динамики учебных достижений учащихся. За последние три года в классах, где преподаю литературу и русский язык, неуспевающих по предмету нет.
Общая успеваемость (на «3» - «5») по предметам
Таблица №4
Учебный год | Русский язык | Литература |
2012-2013 | 100% | 100% |
2013-2014 | 100% | 100% |
2014-2015 | 100% | 100% |
Количество учащихся, успевающих на «4» и «5» (в процентах)
Таблица №5.
Учебный год | Литература | Русский язык |
012-2013 | 8 А- 91% 8 Г- 72% 9 А- 100% | 8 А-50% 8 Г- 50% 9А-78 % |
2013-2014 | 5 В-100% 9Б- 50% 10А-83% 10Б-91% | 5 В-79% 9Б-50% 10А-80% 10Б-52% |
2014-2015 | 6 В- 100% 11А-100% 11 Б-91% | 6 В-81% 11А -85% 11Б- 57% |
Как видно из таблицы, в классах, в которых я преподаю не первый год, процент качественной успеваемости стабильно высок или имеет положительную динамику( см. диаграмму №1)
Диаграмма №1
Как видно из диаграммы, с 2012 года абсолютная успеваемость учащихся 9-11А класса по русскому языку и литературе составляет 100%. Качественная успеваемость по литературе остается стабильно высокой -100%. Качественная успеваемость по русскому языку выросла на 7% (от 78% в 2012-2013 г. до 85% в 2015 г.).
Повышение качества подготовки детей подтверждают результаты мониторинга образовательных достижений учащихся.
Мониторинг оценки качества учебных достижений по русскому языку
Таблица № 6.
Предмет | Уч.год | Общее количество участников | Количество учащихся, получивших положительную оценку | Количество учащихся, получивших отрицательную отметку |
Всего | 5 баллов | 4 балла | З балла |
Русский язык | 2012-2013 | 40 | 40 | - | 35 | 5 | 0 |
Русский язык | 2013-2014 | 77 | 77 | 21 | 39 | 17 | 0 |
Русский язык | 2014-2015 | 19 | 19 | 7 | 9 | 3 | 0 |
Высокий уровень подготовки показывают учащиеся на Государственной итоговой аттестации.
Результаты ГИА по русскому языку
Таблица № 7
год | Класс | Количество учащихся | Выполнили на «5» | Выполнили на «4» | Выполнили на «3» | Качество выполнения |
2012-2013 | 9А | 23 чел. | 15 | 7 | 1 | 96% |
2013-2014 | 9Б | 26 чел. | 16 | 8 | 2 | 92% |
Высокое качество обученности по русскому языку показали пятеро учащихся, которые получили максимальный балл (42 балла) на ГИА в 2012-2013 учебном году: Аминов Данил, Величкин Алексей, Гальчина Анастасия, Евса Александра, Жилина Кристина.
Качественную подготовку показывают учащиеся 11 классов на ЕГЭ.
Результаты ЕГЭ по русскому языку
Таблица №8.
Год | Класс | Сдавали экзамен | Получили 67-70 | Получили 71-79 б. | Получили 80-89 б. | Получили 90-98 б. | Получили 100 б. |
2014-2015 | 11А | 22 | 6 | 6 | 4 | 9 чел | - |
11Б | 23 | 6 | 6 | 2 | 6 чел | - |
Как видно из таблицы, из 45 выпускников 3 учащихся получили на ЕГЭ-98 баллов (Аминов Данил ,Минакова Ольга, Жилина Кристина);11 человек -от 90 до до 98 баллов),6 человек-от 80 до 89 баллов.
Диаграмма №2
В 2014-2015 учебном году средний балл моих выпускников по русскому языку на ЕГЭ составил 82 балла, что на 13, 9% выше среднерегионального значения (68,1) и на 16, 1% больше, чем по России (65, 9). См.диаграмму №2
Качество подготовки учащихся подтверждается наличием в выпускных классах, где я работаю, учащихся-медалистов (в 2014-2015 г.- Минакова Ольга, Кушнарева Анастасия, Гущина Екатерина)
Рост мотивации к изучению предмета
Формируя мотивацию учащихся к изучению русского языка и литературы, добиваюсь высоких результатов в обучении. Для определения уровня мотивации в системе использую результаты диагностики и рекомендации специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАР»: «Мотивация деятельности учащегося на уроке и создание условий для ее развития», «Отношение к учебным предметам», «Состояние и уровень внимания, памяти, логического мышления учащихся». Использование общеизвестной диагностики «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития» позволяет выявить уровень мотивации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и определить условия, способствующие ее повышению. Результаты диагностик приведены в таблице (см. таблицу №9).
Уровень мотивации к изучению русского языка и литературы
Таблица № 9.
Год | Класс | Уровень мотивации в процентах |
Русский язык | Литература |
2012-2013 | 9 А | 67% | 65% |
2013-2014 | 10 А | 70 % | 80 % |
2014-2015 | 11 А | 89 % | 94 % |
Оценка уровня: 85% - 100% – оптимальный уровень; 84% - 65% – достаточный уровень; 64% - 40% – низкий уровень. Диаграмма, приведенная ниже, демонстрирует рост мотивации к изучению русского языка и литературы у учащихся физико-математического профиля ( см. диаграмму №3)
Диаграмма №3
Все это способствовало постепенному повышению качества обучения и позволило добиться отличного результата на ГИА и ЕГЭ (см. таблицы №7, №8). По результатам опроса, проведенного в ходе классно-обобщающего контроля, 100 % учеников 11 классов 2014-2015 учебного года считают уровень преподавания русского языка и литературы высоким.
Рост числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах
Систематическая работа по формированию мотивации к изучению русского языка и литературы, углублению знаний, совершенствованию умений, навыков, развитию творческого потенциала определяет интерес учащихся к олимпиадам различного уровня.
Результаты участия в предметных олимпиадах
Результаты участия в олимпиаде по русскому языку и культуре речи
Таблица №10 (см.также приложение №3)
Год | Название олимпиады | Уровень | Кол-во участников | Кол-во победителей и призеров |
2012-2013 | Олимпиада по русскому языку и культуре речи | гимназический | 7 | 5 |
2013-2014 | Олимпиада по русскому языку и культуре речи | гимназический | 10 | 5 |
2014-2015 | Олимпиада по русскому языку и культуре речи | гимназический | 7 | 5 |
2012-2013 | Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку | муниципальный | 2 | 1 |
2012-2013 | Городская олимпиада по русскому языку для обучающихся 8 классов, городская школа «Интеллект будущего» | муниципальный | 2 | 2 |
2013-2014 | Всероссийская предметная олимпиада центра поддержки талантливой молодежи | федеральный | 6 | 1 |
2014-2015 | Олимпиада по русскому языку и культуре речи среди 5-8 классов общеобразовательных учреждений юга Кузбасса | региональный | 3 | 2 |
2014-2015 | Предметная олимпиада школьников КузГТУ | муниципальный | 8 | 6 |
Результаты участия в олимпиаде по литературе
Таблица №11
Год | Название олимпиады | Уровень | Кол-во участников | Кол-во победителей и призеров |
2014-2015 | Олимпиада по литературе | гимназический | 6 | 4 |
2014-2015 | Олимпиада по литературе среди 5-6 классов общеобразовательных учреждений юга Кузбасса | региональный | 3 | 3 |
204-2015 | Всероссийская олимпиада школьников по литературе | муниципальный | 1 | 1 |
2015 | Открытая региональная межвузовская олимпиада школьников (ОРМО) по литературе | региональный | 1 | 1 |
Общее количество участников и призеров олимпиады по русскому языку и культуре речи (см. диаграмму №4).
Диаграмма №4
Как видно из диаграммы, общее количество участников олимпиад различного уровня по русскому языку и литературе с 2012 г.по 2015г. выросло на 63%;общее количество победителей и призеров-на 62, 5 %. Это свидетельствует о росте числа учащихся , вовлекаемых мною в олимпиадное движение, а также о качественной подготовке призеров и победителей олимпиад различного уровня.
Общественное признание высоких учебных результатов
Таблица №12 (см. также приложение№4)
№п.п. | Год | Кем награждена | За что награждена | Награда |
1 | 2012 | Организационный комитет Всероссийского дистанционного конкурса «Мир знаний» | За подготовку участников, а также помощь в организации конкурса | Благодарственное письмо |
2 | 2012 | Департамент образования и науки Кемеровской области | За добросовестный труд, высокий профессионализм, ответственное отношение к делу и значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения | Почетная грамота, приказ №1796 ДОиН от 14.08.2012 г. |
3 | 2013 | Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка | За профессионализм, высокие результаты подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации и в связи с празднованием Международного Дня учителя | Грамота, приказ №234-л от 6.09.2013г. |
4 | 2013 | ЦДО «Отличник» | За организацию конкурса «Родное слово», за творческое отношение к своей работе | Благодарственное письмо |
5 | 2014 | Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка | За высокий профессионализм и большой вклад в развитие системы образования г.Новокузнецка | Грамота, приказ №280-к от 25.09.2014 |
6 | 2014 | Комитет образования и науки администрации г.Новокузнецка | За качественную подготовку материалов к Кузбасской специализированной выставке-ярмарке «Образование. Карьера. Занятость.» | Благодарственное письмо |
7 | 2015 | Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка | За профессионализм, высокие результаты подготовки к Государственной итоговой аттестации | Почетная грамота, приказ №352-нот 15.09.2015 |
8 | 2015 | Комитет по делам молодежи г.Новокузнецка | За вклад в гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения, поддержку молодых инициатив | Благодарственное письмо |
9 | 2014, 2015 | Оргкомитет общероссийского проекта «Школа цифрового века» | За активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, представленных в рамках проекта | Диплом «Учитель цифрового века» |
Положительная динамика учебных достижений свидетельствует о качестве педагогической деятельности, направленной на формирование не только лингвистически образованной личности, но и личности, готовой реализовать себя в современном обществе.
3.Высокие результаты внеурочной деятельности
обучающихся по учебному предмету
Наличие обучающихся, занявших призовые места
в интеллектуальных конкурсах
Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе позволяет мне осуществлять формирование познавательных интересов, совершенствовать умения и навыки, развивать творческие способности детей. Мои ученики принимают активное участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах по данным учебным предметам и добиваются высоких результатов (см. таблица №13, а также приложение №5 ).
Результаты участия в творческих и интеллектуальных конкурсах Таблица № 13
Год | Название конкурса | Уровень | Кол-во участников | Кол-во победителей, призеров, лауреатов, финалистов |
2012-2013 | «Самый классный класс» | гимназический | 25 | 25(весь классный коллектив) |
2012-2013 | Конкурс литературно-музыкальных композиций «России славные сыны» | районный | 7 | 7 |
2012-2013 | II городской открытый конкурс «Класс года» | муниципальный | 25 | 25(весь классный коллектив) |
2013-2014 | Городской интеллектуальный турнир «Четыре четверти» | муниципальный | 6 | 6 |
2015 | Открытый городской конкурс чтецов | муниципальный | 1 | 1 |
2015 | Городской конкурс печатных материалов «Литературой я живу» | муниципальный | 1 | 1 |
2012 | Конкурс стихов и прозы «Мои размышления у Вечного огня» | региональный | 1 | 1 |
2012 | II Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний» среди учащихся общеобразовательных учреждений по предмету Русский язык | федеральный | 5 | 1 |
2014 | Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество», «Зимний» тур. Экзамен по русскому языку. | федеральный | 1 | 1 |
2013 | II Всероссийский конкурс-игра «Зубр» | федеральный | 6 | 6 |
2013 | Всероссийский конкурс по русскому языку и литературе «Родное слово» | федеральный | 10 | 1 |
2015 | III Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» | международный | 3 | 1 |
Наличие обучающихся, занявших призовые места
на научно-практических конференциях
С 2010 года являюсь руководителем секции «Русский язык и культура речи» гимназического научного общества учащихся. Учащиеся представляют свои работы и на секциях: «Литература», «Литературное творчество: проба пера», «Живая классика».
Результативность участия научно-практических конференциях
Таблица №14
год | Кол-во участников | Кол-во призеров и победителей | ФИО призеров и победителей, класс | Место | Секция | Название работы |
Результативность участия в гимназических научно-практических конференциях |
2012-2013 | 6 | 3 | Жилина Кристина, 9 А | 1 | «Русский язык и культура речи» | «Слова-паразиты в нашей речи» |
Песоцкая Екатерина, 8 Б | 1 | «Литература» | «Дуэль в русской литературе» |
Сарычева Софья, 9 А | 2 | «Литературное творчество: проба пера» | Стихотворение собственного сочинения «У Вечного огня» |
2013-2014 | 8 | 4 | Чижухина Эвелина, 5 В | 3 | «Русский язык и культура речи» | «Тайны категории рода существительных» |
| Крюкова Софья, 5 В | 2 | «Живая классика» | Чтение наизусть, Дементьев А., «Баллада о солдате» |
| Линькова Мария, 5 В | 3 | «Живая классика» | Чтение наизусть, Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» |
| Кровякова Дарья, 5 В | 1 | «Литературное творчество: проба пера» | Рассказ собственного сочинения «Так бывает» |
2014-2015 | 10 | 6 | Богина Ульяна, 6 В | 1 | «Литература» | «Образ зеркала в русских сказках» |
Денисов Ефим, 6 В | 2 | «Литература» | « Что читают мои сверстники?» |
Петров Денис, 6 В | 2 | «Русский язык и культура речи» | «Мы и интернет: наши ники» |
Крюкова Софья | 1 | «Живая классика» | Чтение наизусть, И.С. Тургенев «Памяти Вревской» |
Линькова Мария, 6 В | 3 | «Живая классика» | Чтение наизусть, О.Май «В клетке» |
Тасенко Анна, 6 В | 2 | «Русский язык и культура речи» | «Тайны происхождений наших имен» |
Результативность участия во Всероссийских научно-практических конференциях |
2015 | 1 | 1 | Романова Анна,7 В | 1 | Всероссийский дистанционный конкурс исследовательских работ «Шаги в науку» | «Когда рак на горе свистнет или Почему мы так говорим» |
Общее количество участников и призеров научно-практических конференций по предмету (см. диаграмму №5)
Как видно из диаграммы, наблюдается рост числа учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью под моим руководством, а также рост количества призеров и победителей.
Реализация форм и видов внеурочной деятельности
Достижению учащимися положительных результатов освоения образовательной программы способствует организация внеурочной деятельности по предмету, что помогает мне создать атмосферу сотворчества с учащимися, установить с ними доверительные партнерские отношения. В 2012 году разработала программу внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная грамматика» для учащихся 5 классов. Данная программа обеспечила устойчивый интерес подростков к изучению грамматики русского языка. В 5В классе качество успеваемости заметно выросло в течение года(см. таблицу №15)
Таблица №15
Четверть | Русский язык | Литература |
первая | 71% | 80% |
вторая | 75% | 84% |
третья | 81% | 88% |
четвертая | 86% | 94% |
Из таблицы видно, что качественная успеваемость в 5 В классе в течение года по русскому языку выросла на 15 %,по литературе -на 14%.
Веду следующие факультативы и спецкурсы: «Теория и практика анализа художественного текста» (10-11 классы), «Трудные вопросы русской грамматики» (10-11 классы).Данные внеурочные занятия помогают учащимся развить творческое мышление, углубить знания в области речевой культуры, совершенствовать навыки анализа текстов разных жанров и создания собственного устного и письменного высказывания. Это позволяет моим ученикам успешно выступать в творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях (см. таблицы №10, №11,№13,№14) и качественно сдавать ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку (см. таблицы №7,№ 8).Реализация программ зафиксирована в журналах проведения элективных курсов, факультативных занятий за соответствующие годы.
Увеличение количества и повышение качества
творческих работ учащихся
В целом результаты внеурочной деятельности имеют положительную динамику (см.диаграммы №4, №5; таблицы №13,№14, №15).Реализация различных форм и видов внеурочной деятельности является в моей педагогической деятельности системной. Учащиеся регулярно вовлекаются в различные конкурсы и олимпиады, научно-практические конференции, причем их уровень растет .
4.Создание учителем условий для приобретения обучающимися
позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции
Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы
Наличие органа ученического самоуправления в классе
Преподавательскую деятельность сочетаю с воспитательной работой в качестве классного руководителя. В процессе педагогической деятельности сложилась собственная система воспитательной работы.
Приоритетные задачи:
сплочение классного коллектива через усиление элементов самоорганизации как необходимого условия развития коллектива;
организация жизнедеятельности классного коллектива в соответствии с нормами нравственности;
воспитание активной гражданской позиции;
создание ситуации успеха.
Особое внимание уделяю развитию классного самоуправления, которое строится в соответствии с работой школьного общества СамИТ («Самостоятельность! Инициатива! Творчество!»).
Участие в органах ученического самоуправления школы
Учащиеся класса принимают активное участие в работе школьных органов самоуправления СамИТ. Например:
проведение школьных акций (выборы президента гимназии, помощь в организации различных мероприятий ,см.ниже таблицу № 16) ;
участие в работе школьного пресс-центра, размещение материалов на сайте гимназии (www.gymnasium44.ru): «Внешний вид – это важно!» (отчет о проведении классного часа), «11А-дружный класс!» (статья-презентация ).
Развитию классного самоуправления способствует включение класса в активное, продуктивное взаимодействие с различными школьными подструктурами (см. ниже схему №1). Учащиеся моего класса на протяжении всех лет являлись опорой при проведении различных гимназических праздников, коллективно-творческих дел, представляли гимназию на спортивных, туристических соревнованиях, интеллектуальных и творческих конкурсах.
Высоким результатом воспитательной работы в классе считаю победы и призовые места 7-11 А в ежегодном гимназическом конкурсе «Самый классный класс» (2012 г, 2013г, 2014г), а также победу классного коллектива во II городском открытом конкурсе «Класс года» в 2013 г.(см. выше таблица №13, а также приложение № 5)
II городской открытый конкурс « Класс года» (2013, победитель 9А,МБНОУ «Гимназия №44»)
Активное участие учащихся в социально направленной деятельности
Таблица №16.
Уровень | Акция |
Гимназический | Акция «День пожилого человека». Шефство над ветераном ВОВ, ветераном педагогического труда. Благоустройство территории гимназии. Акция «Снежный городок на пришкольном участке». |
Муниципальный | Участие в работе Волонтерского отряда «Здоровье. РУ». Акция «Красная гвоздика». Благотворительная акция «Рука помощи другу». Праздник «Рождественские встречи» для воспитанников детского дома № 3, детского сада № 182. Экологическая акция «Сохраним дерево» (сбор макулатуры). Несение Вахты памяти на Посту №1. Конкурс «Сто путей – сто дорог!» (презентация профессий). |
Региональный | Всекузбасский День шахмат. |
Федеральный | Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России»: конкурсы «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс», «Восхождение к творчеству». Всероссийская акция «Читаем детям о войне». |
Классный час в 10 А «Паралимпийские игры: учимся побеждать!» | Всероссийская акция «Читаем детям о войне» | «Рождественские встречи», детский дом №3 |
Взаимодействие школьного, ученического сообщества с местными властными структурами
В классе организована работа по следующим направлениям:
«Выборы в органы местного и государственного управления» (встреча со специалистами муниципальной избирательной комиссии);
«Уроки безопасности» ( встречи со специалистами ГО и ЧС);
«Мы и окружающий мир» ( встречи с представителями Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации г.Новокузнецка);
«О спорт, ты-мир!» (встречи с представителями Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Новокузнецка);
«Горячая линия» ( с представителями Комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка по вопросам организации и проведения ЕГЭ).
Общественность (Управляющий совет, Совет родителей) высоко оценила мою работу в качестве классного руководителя, что отмечено в отзывах выпускников 2015 года (гимназический журнал «Парус» № 34, анкеты «А напоследок я скажу…»)
5.Создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся
Адресную работу с учащимися осуществляю по трем направлениям:
Для оказания адресной работы с учащимися, обучающимися на дому (по состоянию здоровья), мною составлены рабочие программы по русскому языку и литературе , а также календарно-тематическое планирование к ним (в 2014г.-для учащегося 10 А класса Бехтенева Егора; в 2015-для учащейся 7 В класса Израильской Елизаветы). Обучение данных учащихся осуществляется дистанционно.
Имею опыт работы с опекаемыми детьми (Аминов Данил, выпускник 2015учебного года). Целью такой работы считаю создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни классного коллектива,гимназического сообщества,а также создание условий для дальнейшей самореализации личности. Положительным результатом такого опыта работы считаю успешные выступления Аминова Данила на научно-практических конференциях и олимпиадах ( Данил - дважды призер муниципальной олимпиады по экологии в 2013г и в 2015 г. , победитель олимпиады «Здоровое поколение» в 2015г; получил высокий балл на ЕГЭ по русскому языку в 2015- 98 баллов. В данное время Аминов Данил успешно обучается в Сибирском государственном медицинском университете , г.Томск).
Свою деятельность с одаренными детьми осуществляю через урочную и внеурочную деятельность. Мною составлена программа работы для подготовки учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам « Путь к успеху» для 5-8 классов, которая предусматривает углубленное изучение основных разделов грамматики русского языка, в том числе и исторической. Результативность работы с одаренными детьми представлена в таблицах №10,№11,№13, №14(см. выше)
6.Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
С целью обеспечения высокого качества образовательного процесса особое внимание уделяю современным образовательные технологиям.
Систематическое использование современных образовательных технологий в обучении предмету и в воспитательной работе
Систематически использую современные образовательные технологии в обучении предмету, внеурочной деятельности по предмету и в воспитательной работе.
Преподавание русского языка и литературы строю на основе личностно-ориентированного подхода к учащимся и следующих педагогических принципах:
взаимосвязи обучения, развития и воспитания;
научности;
последовательности и систематичности обучения;
практической направленности.
Технологии, используемые в обучении предмету и в воспитательной работе
Таблица №17
Современные образовательные технологии | Классы | Результат использования технологий | Перспективы использований технологий |
Личностно-ориентированное обучение | 5– 11 | - формирование качественных предметных знаний, умений и навыков; - формирование научного мировоззрения; - развитие надпредметных знаний, умений и навыков, универсальных учебных действий; - участие гимназистов в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях; - развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей; - развитие духовно-нравственной сферы личности; - сохранение физического и психического здоровья гимназистов | - развитие индивидуальных способностей; - овладение способами самосовершенствования и самоопределения; - возможность первичного погружения в будущую профессию; - развитие коммуникативных качеств обучающихся; - создание образовательной среды с благоприятным морально-психологическим климатом; - обогащение технологических возможностей обучения, использование межпредметных связей; - воспитание успешной и социально адаптированной личности |
Технология разноуровневого обучения | 8 – 11 |
Технологии развивающего обучения | 5 – 11 |
ТОГИС (технология образования в глобальном информационном сообществе) | 5 - 11 |
Технологии развития критического мышления | 5 – 9 |
Технология модульного обучения | 10 – 11 |
Проектная технология | 5 – 11 |
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) | 8 – 11 |
Технология КСО (коллективных способов обучения) | 5 – 11 |
Интерактивная технология | 5 - 11 |
Здоровьесберегающие технологии | 5 - 11 |
Технология индивидуализированного способа обучения | 10-11 | - оценка и контроль знаний ,соответствующих индивидуальным особенностям учащихся | -саморазвитие личности -ориентация на успех |
Дистанционные образовательные технологии | 5-11 | -организация индивидуального подхода, возможность обучаться в своем темпе ,в любом месте | -переход от репродуктивного обучения к креативному |
Отражение результативности использования современных образовательных технологий
Каждая педагогическая технология имеет свои возможности для формирования у обучающихся умений и навыков самоорганизации, самостоятельности, творчества и самоопределения, создания атмосферы саморазвития.
Как показывает практика, именно систематическое использование данных технологий (см. выше таблицу №17) позволяет достичь позитивных результатов в обучении гимназистов (см. выше таблицы №5,№6, №7,№10,№16) , способствует успешному выступлению ребят в интеллектуальных, творческих конкурсах и олимпиадах (см. таблицы № 10, №13,№14; диаграмму №4), помогают качественно сдавать итоговые аттестационные испытания (см. таблицы № 7,№ 8;диаграмму №2).
Использование здоровьесберегающих технологий
Особенно значимыми в условиях современной жизни считаю здоровьесберегающие технологии. В связи с этим при организации воспитательно-образовательного процесса первостепенное внимание уделяю работе в данном направлении.
Задачи использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе:
обеспечение гигиенических условий труда;
обеспечение оптимальной учебной нагрузки;
обеспечение двигательной активности.
Во время уроков создаю благоприятные условия труда, соответствующие нормам СанПиНа, обеспечиваю чередование учебной деятельности и необходимой двигательной активности. Слежу за соблюдением режима проветривания кабинета, световым и тепловым режимами. Регулярно провожу утреннюю зарядку, динамические паузы во время занятий, слежу за осанкой учащихся. Во избежание перегрузок и с целью сохранения благоприятного психологического климата на уроке дифференцирую задания, рационально дозирую материал, меняю виды и характер деятельности учащихся, использую игровые формы работы, создаю ситуацию успеха, сотрудничества.
Особое внимание уделяю ученикам, имеющим проблемы со здоровьем (Смирнов Иван, 11 А -заболевание нервной системы; Щигорева Ольга,11 А- вегето-сосудистая дистония).Считаю, что здоровьесбережению способствует проведение праздников, подвижных игр на улице, природе (например, гимназический традиционный праздник «Осенний марафон», классные праздники «Веселые старты», «Наше здоровье в наших руках!» и другие)
| |
Междуреченск, база отдыха «Мрас-су», 9 А, 2013 год | «Веселые старты», 11 А, 2015год |
В целом использование современных образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих, обеспечивает высокую результативность в обучении русскому языку и литературе (см. таблицы №4,№5), а также позволяет создать атмосферу сотрудничества и взаимоуважения на уроках и внеурочных занятиях. По результатам анкетирования во время классно-обобщающего контроля в 2013-2014 учебном году в классах, где я работаю ( 6, 10, 11 классах), 100% учащихся отметили, что на уроках русского языка и литературы они чувствуют себя комфортно.
7.Непрерывность профессионального развития учителя
Постоянно и непрерывно повышаю квалификацию через :
курсовую подготовку;
интерактивные формы в рамках неформального повышения квалификации в гимназии ;
обобщение собственного педагогического опыта ;
ознакомление с опытом работы коллег ;
самообразование ;
экспертную работу .
Обучение на курсах повышения квалификации и участие в обучающих профессиональных семинарах, тренингах
Таблица 18 (см. также приложение №6)
Год | Наименование образовательной программы повышения квалификации .Название семинара | Уровень | Кол-во часов |
2012 | «Русский язык и литература: теория и методика преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС основного общего образования»(МАОУ ДПО, г.Новокузнецк) | муниципальный | 144 |
2012 | Особенности преподавания литературы в условиях перехода на новые образовательные стандарты(УМК «Литература»под редакцией Ланина Б.А.,УМК «Литература»под редакцией Москвина Г.В.) | муниципальный | 3 |
2012 | Мастер-класс «Целостное обучение школьников в свете современной научной парадигмы на уроках естественно-природного цикла»(МАОУ ДПО ИПК, г.Новокузнецк) | муниципальный | 24 |
2013 | Модуль «Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности педагога в условиях введения ФГОС общего образования» (МАОУ ДПО ИПК, г.Новокузнецк) | муниципальный | 18 |
2013 | Семинар «Формирование УУД на уроках русского языка и литературы» | муниципальный | 4 |
2014 | «Научно-исследовательская работа . ЕГЭ. Особенности подготовки заданий повышенной сложности», НФИ КемГУ | муниципальный | 16 |
2014 | «ЕГЭ-2015:подготовка сочинений»», НФИ КемГУ | муниципальный | 6 |
2015 | Семинар «Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку»(МАОУ ДПО ИПК, г.Новокузнецк) | муниципальный | 4 |
2015 | Семинар «Научно-методическое сопровождение введения Федеральных государственных стандартов в 2014-2015 учебном году: итоги, проблемы и перспективы»(КРИПКи ПРО, г.Кемерово) | региональный | - |
В качестве деятельности, повышающей уровень профессиональной подготовки, рассматриваю экспертную работу в различных предметно-методических комиссиях. С 2013 года являюсь членом экспертно-методической комиссии по проверке основного государственного экзамена по русскому языку. В 2015 году являлась членом экспертно-методической комиссии районного и муниципального этапов Всероссийского конкурса сочинений, приуроченного празднованию Года литературы в России. С 2010 года являюсь организатором проведения единого государственного экзамена на базе МБНОУ «Гимназия №44»
Участие в профессиональных конкурсах
Принимаю участие в профессиональных конкурсах (см.таблица №19, приложение № 7).
Участие в педагогических конкурсах
Таблица 19.
Год | Название | Результат |
2014 | Городской фестиваль открытых уроков | участник |
Особое внимание уделяю самообразованию. Совершенствую навык работы с интерактивной доской. Посещаю уроки коллег, знакомлюсь с материалами, представленными учителями в различных сетевых образовательных проектах. Все это дает мне возможность добиваться высоких достижений обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
Претендент Г.Н. Пряхина
Директор гимназии: Л.И. Метелева
26