Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему: «Состояние работы по освоению детьми знаний по экологическому воспитанию».
Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2015-2016 учебный год, проведена тематическая проверка с 09.03.2016 года по 31.03.2016 года на тему: «пути реализации системы экологической работы в детском саду». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.
Цель:
- Выяснить состояние работы учреждения по организации работы с детьми по формированию экологических навыков у детей.
Содержание контроля:
- просмотр НОД, прогулок;
- анализ по организации предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию дошкольников;
- изучение системы планирования работы с детьми и родителями по данной теме.
В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. Во всех возрастных группах имеются природные уголки. В природных уголках имеется специальная литература, альбомы по ознакомлению дошкольников с представителями флоры и фауны. Во всех возрастных группах есть определенная подборка растений, за которыми осуществляется тщательный уход. Для проявления инициативы педагоги создали условия побуждающие детей к уходу за растениями : в уголках есть салфетки для пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте. Обучение строится по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как на специально организованных занятиях:
«Познавательно – исследовательская деятельность», «Целостная картина мира»:
2 младшая группа – воспитатель Филина С.Д., Брудер А.И.
- «Мокрый песок лепиться»
- «Дует ветерок» (игры с вертушками)
- «Мягкий – твердый» (свойство предметов)
- «Плавает – тонет»
- «Сравнивание веточек ели и сосны»
- «Из бутона распускается цветок»
Средняя группа – воспитатель Дорман О.П., Ткаченко В.Н.
- «Какие птицы у кормушки?»
- «Стекло его качество и свойство»
- «Солнечный зайчик»
- «На сколько вырос лук»
- «Что тяжелее?»
- «Свойство песка»
- «Почему мыльные пузыри летают?»
- «Цветное стекло»
Старшая разновозрастная группа с крымскотатарским языком обучения – воспитатель Бекирова М.Н., Белая Л.Н.
- «Ветер» (ветряки, шуршунчики)
- «Песок» (свойство)
- «Почки на деревьях, кустах» (лупы)
- «Трава» (лупы)
- «Небо» (бинокли)
- «Солнце» (цветные стекляшки, солнце защитные очки)
- «Воздух работает» (воздушные шары)
Старшая группа – воспитатель Вавринюк О.Н., Разовая Н.М.
- «Солнечный зайчик»
- «Волшебные лучи»
- «Магнетизм»
- «Установить, как растение ищет свет»
- «Мы – фокусники» (опыты с водой)
- «Влажное дыхание» (опыты с зеркалом)
- «Почему все звучит?»
- «Пластмасс его качества и свойства»
- «Почва и воздух» (опыты с почвой)
Подготовительная группа – воспитатель Матвеева Л.О.
- «Зависимость роста травы от освещенности»
- «Воздух – вес» (опыты с воздухом, ветряки)
- «Свойство глины, почвы»
- «Набухание почек» (наблюдение за веточкой сирени )
- «Увеличение тени»
- «Притягивается – не притягивается»
- «Хватает ли света»
- «Посадка лука»
- «Родственники стекла»
Так и в свободной деятельности ( наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы).
Чтение художественной литературы:
2 младшая группа – воспитатель Филина С.Д., Брудер А.И Стихотворения: о весне, Т. Ладонщикова «Весна», Н. Гончарова «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер ты могуч», З.А. Александрова «Весна», Е. Благиной «Воробьи».
Средняя группа – воспитатель Дорман О.П., Ткаченко В.Н.
Пословицы и поговорки о весне, народные заклички о весне, солнце, загадки о перелетных птицах Крыма. Легенды Крыма «Как стало соленным море Черное». Стихотворения: В. Кузьмин «Воробьи, воробьи», И. Чуприн «Волшебница весна», Е. Серова «Подснежник», А.Н. Плещеев «Мой садик».
Старшая разновозрастная группа с крымскотатарским языком обучения – воспитатель Бекирова М.Н., Белая Л.Н.
Загадки о погоде, стихотворения: В. Тютчев «Весенняя гроза», К. Арабаджи «Сарыбаш ве тилькичик», «Ячъ, ячъ, ячъ мурым» (народное), «Селям алейкум, кунешчик…» (народное).
Старшая группа – воспитатель Вавринюк О.Н., Разовая Н.М.
Загадки о весенних явлениях, солнце и облаках, птицах. Чтение сказки В.Катаев «Цветик – семицветик», стихотворения: А Майков «Ласточка прилетает из-за бела моря», К. Ушинский «История одной яблоньки», П. Образцов «У крыльца звенят капели», И. Толмакова «Весна».
Подготовительная группа – воспитатель Матвеева Л.О.
Пословицы и поговорки о весне, народных приметах. Стихотворения: М.Пришвин «Еж», А.Усачева «Соблюдается свой распорядок часовой», С. Маршак «Март», Е. Баретынского «Весна! Весна! Как воздух чист», А Майкова «Весна», А. Толстой «Грачи прилетели», А. Плещеев «Весна», В. Биянки «Хвосты».
Во время проведения прогулки педагоги использовали подвижные игры по экологическому воспитанию дошкольников: «Весенние цветочки», «Веснянка», «Птички и птенчики», «Съедобное не съедобное», «Кто быстрее добежит до дерева», «Через болото», «Земелюшка чернозем», «Море волнуется», «Перелет птиц», «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Грачи», «Совушка», «Ослик», «Ловля обезьян», «Белъча терек – дачъ терек», «Волк и ягнята», «Сокол и лисица», «Бездомный заяц».
С детьми были проведены дидактические игры: «Деревья, куст», «Из чего сделана игрушка», «Когда это бывает?», «Подбери картинку», «Нарисуй приметы весны», «Петрушка идет трудится», «Коврик для насекомых», «Весенние месяца», «Весенние цвета», «Что изменилось?», «Собери букет в вазу», «Что лишнее?», «Найди различия».
Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, об обязанностях человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю. Воспитатели: Вавринюк О.Н., Дорман О.П., Ткаченко В.Н., Разовая Н.М., Матвеева Л.О. систематически организуют труд детей в уголке природы. В старшей и средней группах воспитатели оформили « Огород на подоконнике» в котором посадили зелень и лук. Педагоги старшей группы систематически проводят наблюдения за ростом растений, которые фиксируются в схематичном виде. Посещение занятий по природному окружению и экологическому воспитанию. В ходе просмотренных занятий выявился ряд положительных моментов: -в старшей группе воспитатели: Вавринюк О.Н., Разовая Н.М. систематически проводят занятия по экологическому воспитанию, планируя их с учетом сезонного принципа. Каждая тема преподносится детям небольшими порциями на многих занятиях ( лепка, рисование, ручной труд), что способствует более прочному усвоению материала. Для проведения занятий в группе проделывается необходимая предварительная работа: чтение различной литературы, заучивание стихов, рассматривание наглядного материал, наблюдения; - в средней группе воспитатель: Дорман О.П., Ткаченко В.Н.. создают интерес у детей к природному окружению с помощью игровых приемов, активно используя наглядный материал. В работе по ознакомлению с природным окружением в полной мере используются дидактические, словесные, подвижные игры.
Вывод: В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению окружающей среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.
Рекомендации:
1. Всем воспитателям:
1.1. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме. Систематически
1.2. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания . В течение учебного года.
1.3. Изучить результаты диагностического исследования, принять меры к организации индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы по отдельным разделам экологии. В течение учебного года.
1.4.Подготовить отчет о проделанной работе по экологии к итоговому педсовету. Май, 2016г.
1.5 Разнообразить формы и методы с родителями по воспитанию у детей экологической культуры. Систематически.
1.6 Продолжать проводить опытно – исследовательскую работу с детьми. Систематически.
Справку составил
старший воспитатель Попкова И.П.
Заведующий МОУ Рыбак Л.Г.