СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет педагога – психолога МБОУ «Брасовская сош им. В.А. Алексютина» за 2015 – 2016 учебный год.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет

педагога – психолога МБОУ «Брасовская сош им. В.А. Алексютина»

за 2015 – 2016 учебный год.

 

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет педагога – психолога МБОУ «Брасовская сош им. В.А. Алексютина» за 2015 – 2016 учебный год.»

Аналитический отчет

педагога – психолога МБОУ «Брасовская сош им. В.А. Алексютина»

за 2015 – 2016 учебный год.

 

Цель: психологическое сопровождение образовательного процесса .

 

Задачи:

  • Создание условий для  максимального личностного развития и обучения учащихся.

  • Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности школьников.

  • Исследование динамики интеллектуального и личностного развития школьников, используя современные психологические диагностики.

  • Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогической компетентности в общении.

  • Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.

  • Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни.


 

Анализ профессиональной деятельности по направлениям.

Работа психолога в образовательном учреждении строится по следующим направлениям в соответсвии с годовым планом, а также по запросами администрации школы.

В  2015 -2016 учебном году  работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:

  • Работа с учащимися по всем направлениям:

-  охрана жизни и здоровья детей,  профилактика правонарушений;

- психолого – педагогическое  сопровождение учащихся «группы риска»;

- психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

-психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

  • Работа с педагогическим коллективом

-проведение индивидуальных консультаций;

-просветительская работа (выступления на собраниях, семинарах)

  • Работа с родителями.

- индивидуальные и групповые  консультации (по запросу и результатам диагностик)

- работа по психопросвещению ( выступления на родительских собраниях).


I. Диагностическая работа.

Включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, Диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА.

 

1)    Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды

-         Диагностика  и мониторинг адаптации к школе первоклассников). (2 четверть). 

-         Диагностика учащихся 5,10 классов (адаптация к новым условиям обучения). (2четверть).

Результат адаптационного периода в 2015-2016уч. году

Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий вывод об адаптации учащихся 5-х и 10-х классов:

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Дезадаптация

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

5 класс

12

69%

8

17%

1

5%

-

-

10 класс  

1

33%

2

67%

-

-

-

-

В ходе анкетирования  5-х и 10-х классов было выявлено, что учащиеся испытывают определенные трудности в учебе при переходе в среднее звено , в освоении нового материала на уроке,  в самоорганизации на уроке, трудности  в привыкании к новому составу учителей. 

 в 1-х  классах был проведен  мониторинг адаптации ( 32 учащихся)

Проблемы адаптации учащихся:

-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;

-перемена условий нахождения, появление новой социальной общности - «школа»;

-отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;

-низкая мотивация учебной деятельности;

- проявления гиперактивности у учащихся.

Мониторинг адаптации учащихся 1, 5, 10 классов:


Классы

Уровни адаптации

 

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Дезадаптация

 

2013-2014

2014-2015

2015-2016

 

2013-2014

2014-2015

2016-2017

2013-2014

2014-2015

2015-2016

2013-2014

2014-2015

2015-2016

1

1 кл.

33%

55%

46 %

37%

28%

35%

24%

17%

9%

3

-

-

2

5 кл.

16%

31%

69%

68%

60%

17%

16%

9%

5%

-

-

-

3

10 е кл.

75%

83%

66%

11%

13%

33%

-

-

-

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)  Мониторинг  готовности будущих первоклассников к обучению в школе.

Определение уровня психологической готовности дошкольника  к обучению в школе


 

Уровень готовности дошкольника

Высокий

среднего

Ниже среднего

низкий

Необследуемые дети

Дети посещающие ДОУ

3

13%

 11

48%

8

35%

-

-

5

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Общий уровень готовности к обучению в школе – средний ( хороший), которому соответствует достаточный уровень развития всех психических процессов, умения  систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, наличие  запаса сведений об окружающем мире и  умение ими пользоваться ,умение различать звуки в словах и  элементарные математические навыки, готовность руки к письму,  а также умение действовать по инструкции; сформированность самостоятельности дошкольника, проявление самоорганизации и саморегуляции .  По результатам диагностического исследования можно сделать вывод, что у   61%  дошкольников был выявлен оптимальный и достаточный уровень психологический готовности детей к школьному обучению. Из них только у 27% проявился – средний уровень, у остальных 12% высокая  и 55% - хорошая готовность к школе. Низкий уровень готовности проявился у 1-го ребенка, что составляет 3% от общего числа обследованных детей.


Мониторинг готовности дошкольников за 3 уч год:


Учебный год

Уровень готовности дошкольника

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Очень

низкий

2013-2014

20%

46%

14%

5%

2%

2014-2015

36%

29%

25%

-

-

2015-2016

13%

48%

35%

-

-

3) Проведение диагностики на выявление немедецинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (анонимно)

4)Изучение познавательных возможностей учащихся средней школы (6-7 кл.)

Групповой интеллектуальный тест (ГИТ)

 

Уровень развития

Высокий уровень умственного

развития

Возрастная норма

Немного ниже нормы


Низкий уровень

умсвенного развития

Очень низкий уровень

6 класс

4

20%

6

30%

4

20%

3

15%

-

-

 7 класс

3

12%

8

32%

4

16%

2

8%

-

-

 В 6 классе отсутствовало -8 чел.; в 7 классе-3 чел.

Выявление неблагополучных в плане умственного развития, нуждающихся в коррекции умственного развития, контроль за эффективностью школьного обучения













5)  Профессиональная направленность


« Анализ опросника для выявления готовности к выбору профессии (8-10 кл.)

(по В. Б. Успенскому)

класс

Уровни готовности школьников к выбору профессии

неготовность

Низкая готовность

Средняя готовность

Высокая готовность

8 (22 уч.)

___



6 (26%)


14 (66%)


2 (8%)

9 (21 уч.)

1 (5%)



3(14%)


14(67%)


3(14%)

10 (3 уч.)

___



1(33%)


1(33%)


1(33%)


6).Определение выбора профессиональной сферы учащихся 9-11-х классов.

 « Карта интересов».( 5-11 кл.)



Название профессиональной  сферы деятельности

Общие данные

9 кл.

Общие данные

11 кл.

1

Человек – знак

2

9%

1

7%

2

Человек - техника

3

12%

1

7%

3

Человек – природа

5

17%

2

14%

4

Человек – художественный образ

2

12%

1

7%

5

Человек - человек

9

37%

6

65%

 

7)   Диагностика уровня тревожности учащихся 9, 11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА, определение готовности учащихся к сдаче экзаменов по результатам анкетирования учащихся.

Изучение уровня тревожности проводилось в ноябре 2015 года и марте 2016 года. По результатам получены следующие данные:


Уровень тревожности

9 кл.

ноябрь

9 кл.

март

11 кл.

ноябрь

11 кл.

март

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокая тревожность

-

-

-

-

-

-

-

-

Повышенная тревожность

6

29%

3

14%

5

16%

2

22%

Тревожность не выявлена

15

72%

18

86%

4

84%

7

78%

Всего обследованных учащихся

21

21

9

9


После проведенной трененговой работы с выявленными учащимися гр. «риска» , степень тревожности понизилась у 3 учащихся из 6 выявленных в 9 классах, и 3 учащихся их 5-ти выявленных из 11-х классов. Основными факторами повышенной тревожности остались  тревожности - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; переживание социального стресса.

В конце 3 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление готовности учащихся к сдаче экзаменов. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся 11-х классов более подготовлены к сдаче экзаменов, чем уч-ся 9-х классов. О чем свидетельствуют полученные данные :

 

Критерии оценивания

 

9 кл.

11кл.

1. Хорошо пред­ставляют, как прохо­дит ЕГЭ

-

64%

93%

2.Полагают, что смогут правильно распреде­лить время и силы во время ЕГЭ

-

35%

85%

3.Знают, как вы­брать наилучший для себя способ выпол­нения заданий

-

19%

71%

4.Считают, что ре­зультаты ЕГЭ важны для их будущего

-

29%

86%

5. Волнуются, когда думают о предстоящем экзамене

-

43%

19%

6. Знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

-

16%

67%

7. Думают, что у ЕГЭ есть свои преимуще­ства

-

75%

85%

8. Считают, что могут сдать ЕГЭ на высо­кую оценку

-

29%

64%

9. Знают, как можно успокоиться в труд­ной ситуации

-

86%

35%

10. Понимают, какие качества могут  им помочь при сдаче ЕГЭ

-

19%

19%

11. Думают, что смогут справиться с трево­гой на экзамене

-

67%

68%

12. Достаточно мно­го знают  про ЕГЭ

-

43%

92%

13. Чувствуют, что сдать этот экзамен не по силам им

-

16%

16%

 

2.  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

 

1.Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании. Их значительно уменьшилось в сравнении с прошлым годом.

2.Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

3.По запросам (как со стороны кл. руководителей, так и администрации проводились индивидульные и групповые консультации по нормализации психологического климата в проблемных классах.

 

II. Коррекционная и развивающая работа.

 

         Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей и администрации школы, проводились занятия с  детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении. 

В 2015- 2016 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем:

1. Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе « Хочу быть успешным» - 24 занятия.

2. Развивающая программа «Формула успеха» для 9 – 11 классов - 5 занятий.

3. коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском саду -16 занятий

4. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»  по программе « Трудность взросления»

5. Работа с учащимися 9-х классов по программе «Психология и выбор профессии»

6. Индивидуальные беседы с детьми группы «риска».

7. Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной  сферы детей (работа с эмоциями)  в индивидуальной форме .

8. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие тревожности.

9. Развитие стратегий саморегуляции поведения. Проводились занятия с учащимися на формирование стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях.

10. Индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения, тревожности

 





I I I. Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.

Консультативная работа  велась по двум направлениям:

¨   индивидуальное консультирование;

¨   групповое консультирование.

Категории обращающихся к психологу

Количество индивидуальных приемов

Количество групповых приемов

Учащиеся

11

-

Родители

4

3

Педагоги

4

2

Всего за год

19

5

 

 

Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся велись с целью более эффективной работы с детьми. Наибольшее количество консультаций проведено с учителями начальных классов и воспитателей дет. сада по поводу взаимодействия с гиперактивными детьми в классе, а также по другим вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей.

Велись беседы с родителями детей «группы риска».

Консультирование осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на родительских собраниях согласно плану работы.  Ведутся журналы учета  индивидуальных и групповых консультаций. 

Темы  групповых консультаций:

« Введение в школьную жизнь» - для родителей первоклассников.

 « Гиперактивный ребенок в школе» - для родителей ДОУ

« Психологическая готовность ребенка к школе» - для родителей дошкольников.

« Подготовка к экзаменам» - для учащихся 9, 11 классов.

« Рекомендации родителям по адаптации пятиклассников»

 





IV Психологическое просвещение и профилактика

Данная  работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.

Групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.



Категория участников

Форма мероприятия

Тема мероприятия

Примечание

Учащихся 

Профилактические занятия в 9,11 классах


Работа по программе «Формула успеха»

Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Родители

Выступления на родительских собраниях

«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ»;

Подготовка к ЕГЭ

 « Готовность ребенка к школе»;

Работа с дошкольниками

 

Общешкольное родительское собрание

«Шоплифтинг, клептомания, селфи»;


 Просвещение

родителей

 

 

Перспективы  работы на 2016 - 2017  учебный год.

 

На 2016 - 2017 учебный год следует усовершенствовать коррекционно-развивающее направление работы:

  1. Дополнить тематику выступлений на родительских собраниях.

  2. Повышение квалификационной категории педагога-психолога.

  3. Разработать программу индивидуального сопровождения учащихся с агрессивным поведением, с проявлениями гиперактивности.

  4. Познакомиться с содержанием адаптивной программы.

  5. Включить в сою работу психологические занятия сэлементами тренинга для повышения адаптивности личности, психологические игры для сохранения здоровья учащихся.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!