РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №37»
(МБОУ СОШ № 37 г. Шахты)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА
ПО ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В течении 2016 – 2017 учебного года проводилась работа по психологическому сопровождению процесса подготовки к школе. Она проходила по нескольким направлениям:
1) психологическая диагностика (первичная и повторная);
2) коррекционно-развивающая работа;
3) психологическое просвещение;
4) психологическое консультирование.
На начальном этапе была проведена подготовительная работа:
1) родители, будущих первоклассников, были ознакомлены с особенностями психологического сопровождения процесса подготовки к школе, компонентами психологической готовности, факторами риска школьной дезадаптации (выступления на родительских собраниях на тему: «Психологическая готовность к обучению в школе»);
2) для учителей, набиравших первые классы была проведена групповая консультация на тему: «Психологические аспекты готовности к обучению в школе в свете ФГОС».
3) был разработан диагностический модуль оценки готовности к школе, подобран необходимый инструментарий.
Первичное обследование детей групп «А», «Б», «В» проводилось в ноябре-декабре 2016 года. Диагностировано 21 ребенок группы «А», 22 ребенка группы «Б» и 28 детей группы «В».
Планируя провести диагностику, я ставила своей целью изучить степень готовности детей групп к школьному обучению через оценку развития 4 компонентов психологической готовности: зрелости мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер. Обследование проводилось по методикам диагностического модуля, имеющего уровневое строение и состоящего из следующих методик:
Стандартная беседа Нежновой
Методика «10 слов» (по А.Р. Лурия)
Методика «Исключение предметов (4-ый лишний)» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)
Методика «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» (А.Н. Бернштейн)
Тестовое задание «Продолжи узор»
Тест Л. Бендера
Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)
Методика «Сравни картинки».
В развитии мотивационной сферы оценивались следующие показатели: сформированность «внутренней позиции школьника», исходная мотивация учения.
В развитии интеллектуальной сферы проводилась оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.
Степень психофизиологической готовности осуществлялась через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.
Степень зрелости произвольной сферы оценивалась по развитию произвольного внимания, а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.
В ходе обследования были получены следующие результаты:
Группа «А» (21 человек):
Показатели
Уровни | Мотивационная сфера | Интеллектуальная сфера | Психофизиологическая сфера | Произвольная сфера |
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % |
Высокий | 9 | 43% | 12 | 57% | 9 | 43% | 14 | 67% |
Средний | 7 | 33% | 8 | 38% | 7 | 33% | 3 | 14% |
Низкий | 5 | 24% | 1 | 5% | 5 | 24% | 4 | 19% |
Группа «Б» (22 человека):
Показатели
Уровни | Мотивационная сфера | Интеллектуальная сфера | Психофизиологическая сфера | Произвольная сфера |
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % |
Высокий | 6 | 27% | 13 | 59% | 12 | 55% | 14 | 64% |
Средний | 13 | 59% | 9 | 41% | 6 | 27% | 1 | 4% |
Низкий | 3 | 14% | 0 | % | 4 | 18% | 7 | 32% |
Группа «В» (28 человек):
Показатели
Уровни | Мотивационная сфера | Интеллектуальная сфера | Психофизиологическая сфера | Произвольная сфера |
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % |
Высокий | 9 | 32% | 11 | 39% | 13 | 47% | 19 | 68% |
Средний | 11 | 39% | 15 | 54% | 9 | 32% | 6 | 21% |
Низкий | 8 | 29% | 2 | 7% | 6 | 21% | 3 | 11% |
Выводы об уровне готовности:
Группа
Уровень | «А» | «Б» | «В» |
чел. | % | чел. | % | чел. | % |
Готовность | 12 | 57% | 13 | 59% | 15 | 54% |
Условная готовность | 9 | 43% | 9 | 41% | 13 | 46% |
Неготовность | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
Таким образом, большинство детей групп на начало года оказались потенциально готовы к обучению в школе. Незначительная часть детей условно готова к обучению в школе.
После проведенной первичной диагностики родителям была оказана консультативная помощь. Всего было проведено 5 индивидуальных консультаций.
Учителя групп были ознакомлены с результатами диагностики, совместно разработаны пути коррекционно-развивающей работы.
В основе коррекционно-развивающей работы лежат следующие принципы:
Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Основная задача работы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.
Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции “школьника”. А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.
Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.
Каждое занятие включает задачи из всех четырех блоков и направлены на развитие:
Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).
Произвольного и непроизвольного внимания.
Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
Творческого воображения.
Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.
Формирование позитивной мотивации.
В течение года с детьми, условно готовыми к обучению, проводилась групповая работа: занятия на развитие интеллектуальной сферы, мотивационной и социально-психологической сферы.
Повторная диагностика готовности к школе проводилась в мае 2017 года и ставила своей целью оценку проведенной работы.
По результатам диагностики были получены следующие данные:
Группа
Уровень | «А» | «Б» | «В» |
чел. | % | чел. | % | чел. | % |
Готовность | 20 | 95% | 22 | 100% | 26 | 93% |
Условная готовность | 1 | 5% | 0 | 0% | 2 | 7% |
Неготовность | 0 | 0% | 0 | 0% | 0 | 0% |
Таким образом, можно отметить положительную динамику – большинство детей групп готовы к школьному обучению.
Динамика результатов готовности к обучению в школе детей группы «А»
Динамика результатов готовности к обучению в школе детей группы «Б»
Динамика результатов готовности к обучению в школе детей группы «В»
Педагог – психолог Е.А. Венерцева