СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитический отчет педагога - психолога по готовности детей к школьному обучению

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аналитический отчет педагога - психолога по готовности детей к обучению в школе.

Просмотр содержимого документа
«Аналитический отчет педагога - психолога по готовности детей к школьному обучению»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №37»

(МБОУ СОШ № 37 г. Шахты)



АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

ПО ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


В течении 2016 – 2017 учебного года проводилась работа по психологическому сопровождению процесса подготовки к школе. Она проходила по нескольким направлениям:

1) психологическая диагностика (первичная и повторная);

2) коррекционно-развивающая работа;

3) психологическое просвещение;

4) психологическое консультирование.


На начальном этапе была проведена подготовительная работа:

1) родители, будущих первоклассников, были ознакомлены с особенностями психологического сопровождения процесса подготовки к школе, компонентами психологической готовности, факторами риска школьной дезадаптации (выступления на родительских собраниях на тему: «Психологическая готовность к обучению в школе»);

2) для учителей, набиравших первые классы была проведена групповая консультация на тему: «Психологические аспекты готовности к обучению в школе в свете ФГОС».

3) был разработан диагностический модуль оценки готовности к школе, подобран необходимый инструментарий.


Первичное обследование детей групп «А», «Б», «В» проводилось в ноябре-декабре 2016 года. Диагностировано 21 ребенок группы «А», 22 ребенка группы «Б» и 28 детей группы «В».


Планируя провести диагностику, я ставила своей целью изучить степень готовности детей групп к школьному обучению через оценку развития 4 компонентов психологической готовности: зрелости мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер. Обследование проводилось по методикам диагностического модуля, имеющего уровневое строение и состоящего из следующих методик:

  1. Стандартная беседа Нежновой

  2. Методика «10 слов» (по А.Р. Лурия)

  3. Методика «Исключение предметов (4-ый лишний)» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

  4. Методика «Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом» (А.Н. Бернштейн)

  5. Тестовое задание «Продолжи узор»

  6. Тест Л. Бендера

  7. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин)

  8. Методика «Сравни картинки».


В развитии мотивационной сферы оценивались следующие показатели: сформированность «внутренней позиции школьника», исходная мотивация учения.


В развитии интеллектуальной сферы проводилась оценка развития образного, логического мышления, механического и опосредованного запоминания, сформированности причинно-следственных связей и закономерностей.


Степень психофизиологической готовности осуществлялась через оценку зрительно-моторной координации, моторики руки, готовности руки к письму.


Степень зрелости произвольной сферы оценивалась по развитию произвольного внимания, а также по наличию следующих умений: способности понять инструкцию, умения планировать свою деятельность, целенаправленно, сосредоточенно работать, умения ориентироваться на правило, образец.


В ходе обследования были получены следующие результаты:


Группа «А» (21 человек):


Показатели



Уровни

Мотивационная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиологическая сфера

Произвольная

сфера

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокий

9

43%

12

57%

9

43%

14

67%

Средний

7

33%

8

38%

7

33%

3

14%

Низкий

5

24%

1

5%

5

24%

4

19%



Группа «Б» (22 человека):

Показатели



Уровни

Мотивационная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиологическая сфера

Произвольная

сфера

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокий

6

27%

13

59%

12

55%

14

64%

Средний

13

59%

9

41%

6

27%

1

4%

Низкий

3

14%

0

%

4

18%

7

32%





Группа «В» (28 человек):

Показатели



Уровни

Мотивационная сфера

Интеллектуальная сфера

Психофизиологическая сфера

Произвольная

сфера

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокий

9

32%

11

39%

13

47%

19

68%

Средний

11

39%

15

54%

9

32%

6

21%

Низкий

8

29%

2

7%

6

21%

3

11%



Выводы об уровне готовности:

Группа



Уровень

«А»

«Б»

«В»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Готовность

12

57%

13

59%

15

54%

Условная готовность

9

43%

9

41%

13

46%

Неготовность

0

0%

0

0%

0

0%


Таким образом, большинство детей групп на начало года оказались потенциально готовы к обучению в школе. Незначительная часть детей условно готова к обучению в школе.

После проведенной первичной диагностики родителям была оказана консультативная помощь. Всего было проведено 5 индивидуальных консультаций.

Учителя групп были ознакомлены с результатами диагностики, совместно разработаны пути коррекционно-развивающей работы.


В основе коррекционно-развивающей работы лежат следующие принципы:

  1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.

  2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.

  3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.

  4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Основная задача работыСоздание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.

  1. Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции “школьника”. А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.

  2. Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

  3. Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.

  4. Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.

Каждое занятие включает задачи из всех четырех блоков и направлены на развитие:

  • Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).

  • Произвольного и непроизвольного внимания.

  • Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).

  • Творческого воображения.

  • Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.

  • Формирование позитивной мотивации.

В течение года с детьми, условно готовыми к обучению, проводилась групповая работа: занятия на развитие интеллектуальной сферы, мотивационной и социально-психологической сферы.

Повторная диагностика готовности к школе проводилась в мае 2017 года и ставила своей целью оценку проведенной работы.

По результатам диагностики были получены следующие данные:


Группа



Уровень

«А»

«Б»

«В»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Готовность

20

95%

22

100%

26

93%

Условная готовность

1

5%

0

0%

2

7%

Неготовность

0

0%

0

0%

0

0%


Таким образом, можно отметить положительную динамику – большинство детей групп готовы к школьному обучению.













Динамика результатов готовности к обучению в школе детей группы «А»


Динамика результатов готовности к обучению в школе детей группы «Б»


Динамика результатов готовности к обучению в школе детей группы «В»



Педагог – психолог Е.А. Венерцева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!