СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ 1 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Историческая и общественная обусловленность характера главного героя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Анализ 1 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Историческая и общественная обусловленность характера главного героя.»

Анализ 1 главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Историческая и общественная обусловленность характера главного героя.

натура его( Онегина) была слишком хороша, если его не убило такое воспитание.

В.Г. Белинский.



  Цели урока:

  • Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему;

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

                                                                                              

                                                    Ход урока.

1.Введение.

Об истории создания романа «Е.О» мы говорили на прошлом уроке.

Анализируя сегодня  1 главу, подумаем вместе  над тем, что осталось  непонятным  для вас :  в чём странность Онегина, почему он охладел к жизни. Это и будет проблемный вопрос нашего урока.

 2. Работа с текстом.

 Эпиграф к 1главе  взят из стихотворения Петра Андреевича Вяземского «Первый снег». Эти слова и о молодёжи, и, конечно, об Онегине.

                      И  жить  торопится и  чувствовать спешит.

Посмотрим, к чему приведёт нашего героя эта спешка.

Вспомним  содержание 1  главы. Вы дома составляли  простой и цитатный планы.  Проверим  их.  (2ученика с места читают по пунктам планы то простой, то цитатный)

План простой.

1.Детство и юность Онегина  до его вступления в свет. Воспитание и домашнее образование.

2.Светская жизнь Онегина до его отъезда в деревню.

3. Хандра.

4.Безуспешные попытки начать новую жизнь.

5.Переломный момент в жизни героя.

6. Дружба автора и Онегина.

7. Онегин- сельский житель.

План цитатный.

  1. «Мы все учились понемногу  Чему-нибудь  и как- нибудь»

  2. « До утра жизнь его готова Однообразна и пестра»

  3. « Но к жизни вовсе охладел»

  4. « Как женщин он оставил книги»

  5. « Условий света свергнув бремя»

  6. « С ним подружился я в то время»

  7. « И в деревне скука та же».

 ------------------------------------------------------------------------------------

Глава  прочитана , но вопросы остались.

--- Почему роман называется «Евгений Онегин» ?

( Почему в названии романа указаны не только имя, но и  фамилия героя?  В романтической литературе сложилась традиция : герой- это олицетворение авторского идеала. Тогда  имени  в названии  достаточно. Вспомним баллады Жуковского «Светлана», «Людмила».  Но Пушкин ставит перед собой другую задачу:  показать не просто  героя, не похожего на других, но выявить  определённый  человеческий тип, который  олицетворяет собой эпоху, связан с родом, с традициями. Поэтому в названии романа имя «Евгений»  говорит об уникальности героя и в то же время  о том, что он уже известен в русской литературе.  Евгений – греч. «благородный». В решающие моменты жизни он поступает благородно.  Фамилия «Онегин» подчёркивает, что герой - « родов  дряхлеющий потомок». Роман  начинается с фразы : «Мой дядя самых  честных правил..»  Фамилию   Онегин Пушкин образовал сам от названия реки Онега  с помощью суффикса –ин-.) Пушкин подчеркнул центральное место  Евгения  Онегина  среди героев.

3.  Прослушайте начало главы в исполнении актёра Сергея  Юрского.

(1-2 строфы)

---Чем недоволен, раздражён Онегин?

Ответы  уч-ся:

---  Честно  говорит , что ему  придётся ради денег  притворяться , а  этого ему не хочется . Не любовь к дяде, а желание получить наследство после него заставило его поехать к умирающему старику.. Это он называет «низким коварством».

---- А  нравится ли вам Евгений Онегин? ( 3-4 ответа выслушать)

Учитель:

-- Мы знаем, как важно воспитание  для  формирования  характера человека.  Критик В.Г. Белинский пишет:   «Вспомните,  как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если его не убило такое воспитание» ( эти слова критика я взяла  в качестве эпиграфа к уроку).

Онегин получил типичное для аристократической молодёжи образование и воспитание под руководством француза-гувернёра.

И то, и другое носило поверхностный характер . Слово « шутя» сопровождает всю юность героя. Из Онегина получился эгоист. Он живёт с оглядкой на мнение окружающих, зависим от света.

 Автор иронизирует над «учёностью» Онегина , глубиной его экономических познаний, отмечая, что  Онегин был педантом ( т.е. человеком, хвастающим своими знаниями, выставляющим напоказ свою учёность).  

(сообщение «День Онегина»).

Аналитическая беседа:


— *Почему роман начинается не с рождения Онегина, а со смерти его дяди и вступления героя в наследство (гл. I, строфы I—II)?

— Зачем автор сообщает нам о происхождении, образовании, воспитании и образе жизни Онегина? Каков авторский пафос рассказа об Онегине?

— Каково отношение героя к театру (гл. I, строфы XVII— XXII)?

— Как характеризует его убранство кабинета (гл. I, строфы XXIII—XXVIII)?

— Что не нравилось герою в петербургской жизни? Почему он не принимает светской морали? В чём причина его «русской хандры»?

— Что и зачем изменил Онегин в своей деревне? Как это его характеризует? Почему деревня не спасла Онегина от скуки?

— Докажите, что Онегин задуман автором как национально-исторический тип.

— *Чем отличается изображение жизни в главе I и в романтических поэмах?



---- Расскажите, чем  занимается Онегин.  Почему  Пушкин описывает лишь один день его жизни?

Онегин ведёт типичную для «золотой молодёжи» того времени жизнь.

Живёт как по расписанию.  Дни похожи один на другой.  Его жизнь «однообразна и пестра. И   завтра то же, что вчера» : прогулки по набережной  Невы или Невскому проспекту ,  обед в ресторане, посещение театра, балы, ухаживание за женщинами.  Жизнь у него беззаботная, насыщенная развлечениями.  Описывая  лишь  один  день героя, Пушкин  обобщает  всю петербургскую жизнь Онегина.

Учитель : 

 Обратите внимание на глаголы-сказуемые   помчался, полетел, поскакал, взлетел стремглав.  Какую роль они играют в тексте? ( ответ ученика - передают стремительный темп жизни Онегина) . Вспомним эпиграф к 1 главе.  Онегин  порхает и в «науке страсти нежной».  Он только играет в любовь.

 

-----  Заглянем на минутку в кабинет Онегина  ( строфы 24  -25  стр.64) Прочитайте самостоятельно эти строфы  и посмотрите на иллюстрацию этого эпизода ( на стенде)

 ----- Как относился герой к моде?

 

 « мод воспитанник примерный». Франт, 3 часа пред зеркалами проводил. Думал о красе ногтей. У него модная  короткая английская  стрижка, на нём панталоны, фрак, жилет. Следует моде.

Учитель

 Мода преходяща, поверхностна. Следуя моде, нельзя быть самим собой. Мода обрекает на поверхностное  отношение ко всему : видим  легкомыслие О. к латыни, истории, политэкономии.)

 

---   И вот Онегин в театре.  Прослушаем  чтение отрывка наизусть (  21-22 строфы (стр.63). 

  Учитель:

  --- И в театре скучно Онегину!  Он  ничем  серьёзно не увлечён, ко всему равнодушен. В любой момент может оторваться от обеда, балета, совершить лёгкий переход от одного к другому.

---  Каким повторяющимся  словом Пушкин  подчёркивает это ?       («ещё»  в 22 строфе)

4.  Был ли счастлив Евгений?

Включение видео .     С. Юрский читает  строфы 36-37-38) стр.70  ( «Но шумом бала утомленный…» - )

----Почему Онегин не был счастлив?



---Нет. Такая жизнь не может его удовлетворить. Нет труда, нет цели, пустая, бессодержательная, хотя светские знакомые считают её нормальной.

Учитель:

--- Не может не привести  к преждевременной усталости, досаде и разочарованию.    8 лет так жил.

  В своём плане Пушкин назвал 1 главу «Хандра».

---Какие синонимы можем подобрать к слову «хандра»?   (скука, сплин, тоска, уныние и всё это подавленное, тягостное душевное состояние с отсутствием интереса к чему-нибудь)

--- Знакомо ли вам такое душевное состояние?  

Учитель:

--- Вам повезло, если оно вам незнакомо. А вот Пушкину  было знакомо. И об этом он пишет в письмах  к брату.

5. В чём же причины хандры?

--- Онегин разочаровался в жизни , интересах светского общества.

Учитель:

--- Пушкин прямо их не называет. Но не случайно в числе друзей Онегина упоминает своего друга Каверина, будущего декабриста. Говорит об отрицательном отношении Онегина  к окружающей среде ( у него резкий, охлаждённый ум ), недоволен социальной и политической обстановкой в стране , мечтает о свободе и лучшей жизни, как и передовая дворянская интеллигенция  20-х гг.19 века.

Вывод : мы видим, что Огнгин  по требованиям к жизни, по взглядам  стоит выше представителей петербургского высшего света, выделяется из общей массы аристократической молодёжи, резко отличается от молодых людей своего круга.

---  Запишите выводы в тетрадь.

6.  Начинаются поиски смысла жизни. Послушаем, что предпринял герой, чтобы начать новую жизнь и каков был результат.

----  Читает С.Юрский  строфы  43-44- стр.72. ( «И вы, красотки молодые…» -)

 

  Учитель:

---- Затворничество Онегина - необъявленный  конфликт со светом. Писать ему не о чем (не знает жизни, нет призвания и привычки к труду ( сказалось его барское воспитание). Борясь с хандрой, не видит книг, которые держит в руках.  Нет ни названий, ни авторов.  Книги безликие.  И в этом  какая-то небрежность героя.   Всё бесполезно.

--- Назовите переломный момент в судьбе героя. ( строфа 45, стр.72)



-покинул светское общество, оставил свет.

---В это время Автор и подружился с Онегиным. Он называет его добрым приятелем.( т.е. хорошим). Ему  нравятся черты характера Онегина, «мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлаждённый ум».

                         

  1.   И вот Онегин  - сельский житель. Рад, что жизнь его переменилась.

--- Какой была жизнь Онегина  в деревне?   Чтение 54 строфы , стр.77

   ( скука та же , как и хандра)

9.Вернёмся к проблемному вопросу6 В чём же странность героя?



--- Неудовлетворён жизнью, тоскует, хочет найти своё место в жизни. Ему душно в светской среде. Пытается заняться полезной деятельностью, самообразованием. У него высокие требования к жизни, незаурядный ум, свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности.

---Запишите  ответ на проблемный вопрос  в тетрадь.



1 глава прочитана, но  мы  ещё не сказали  о противоречиях  в   характере Онегина,  о лирических отступлениях, о сходстве и различии между автором  и Онегиным. Об этом поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: Ответить на вопросы: Что ожидало Онегина в деревне?

Как относится автор к жизни в «деревенской тишине»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!