Анализ эпизода из повести
А.Н.Толстого « Похождения Невзорова, или Ибикус»
Эпизод из повести «Похождения Невзорова, или Ибикус» А.Н. Толстого, несмотря на его краткость, показывает нам персонажей настолько выпукло и ярко, что они кажутся вполне современными, можно сказать, реальными, до какой-то степени известными. Не такую ли картину мы можем увидеть, к примеру, на Украине. Простой человек, живущий обычной жизнью, попадает в вихрь революции, хаоса, «конца света».
Когда я прочитала данный отрывок, мне стало страшно: разве нельзя ли было избежать этого ужаса? Неужели ради прекрасного, светлого будущего надо пройти через такой ад?
Главная проблематика эпизода состоит во взаимодействии личности и общества в период смены власти « имперского столпа». Способна ли эта «взъерошенная птица, летающая по улицам и дворам», изменить общество, или мертвящая атмосфера поглотит все лучшее, что есть в человеке, и он смирится с неизбежностью?
В сюжете две революции: внешняя, социальная и внутренняя, коренная ломка прежних жизненных традиций и человеческих судеб. Главный герой Семён Иванович кушает утренний кофе из желудей, без сахара. Февраль, гниль, прокисший туман – жизнь изменилась. И вдруг стукнула судьба: «Дзынь!»
Двор - это реальная действительность, в которой существует Семён Иванович, это его «здесь и сейчас».
Далее метафорично осуществляется показ ужасающих картин русской революционной действительности: «куча людей», «горы трупов», « околодошного жарят заживо». В качестве приметы наступающей свободы автор предлагает читателю такую сцену: бойкий голос называет царя вампиром, « его давно пора по шапке».
Центральное место в эпизоде занимают образы громко плачущей женщины и дворничихиной дочки, которая шепчет: « Боюсь, боюсь». В женщину два раза стреляли.
Старое разрушено, но новое, построенное на крови, ничем не лучше. Мир складывается из отдельных художественных деталей: « война, измена, хлеб с навозом, из подъездов женские взвизги». Картина оживает при помощи глаголов: « из тумана бухало, хлопало, тактактакало»
Наконец, и Семён Иванович сталкивается с результатами этих стихийных процессов. Они отнюдь не воодушевляют его и не вызывают восхищение: «мрачно на душе, он встал, хрустел пальцами и опять сел», у него дрожат руки и подгибаются колени. Вот оно, это страшное слово – Революция.
Нельзя не обратить внимания на синтаксис, именно через односоставные предложения реализуется авторский замысел: проследить сложный ход мысли героя. Семён Иванович не произносит ни одного слова. Он думает.
Синтаксические конструкции, используемые автором для изображения второстепенных героев, — это в большинстве своем простые предложения, ничем не осложненные. Они имеют исключительно информативный характер, передают действия героев, просто перечисляют их поступки, сообщают о них: « Брось, идём», « Затворите на крючок», « На Невском страшный бой, горы трупов».
Производя анализ эпизода, нельзя не заметить, что в конце, как контраст, появляется женщина удивительной красоты, темноглазая, бледная, в шёлковой шубке и оренбургском платке. Возможно, её внезапное появление сулит спасение и надежду на то, что ужасы исторической катастрофы будут сняты, а народу хватит сил все преодолеть в обновлённой России.
Колесо глобальных перемен не будет сосредоточено на маленьком человеке Семёне Ивановиче, мне кажется, так Толстой видит революцию в данном эпизоде. Он четко описывает проявления беспомощности простого народа перед стихией, что врывается в жизнь каждого, в результате, она не щадит никого. Ее «жертвами» становятся почти все герои произведения. Главное, не потерять собственное «я» в водовороте революции. Жизнь сама потом все расставит по своим местам. Но этот стихийный процесс долго не будет давать покоя.