СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ эпизода. Сон Татьяны

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ эпизода Сон Татьяны (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин)

Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода. Сон Татьяны»



«И снится чудный сон Татьяне…»

Анализ эпизода. Глава пятая романа в стихах «Евгений Онегин»



Цель урока – обучить анализу эпизода художественного произведения на примере пятой главы романа в стихах «Евгений Онегин».

Задачи урока:

  1. Усвоение понятия о композиционной роли сна в художественном произведении.

  2. Развитие внимания, логического мышления, умения делать выводы.

  3. Воспитание интереса к явлениям русской культуры.


Оборудование: экран, мультимедийная установка, тексты романа в стихах «Евгений Онегин», заготовки для опорных конспектов.


Ход урока



  1. Оргмомент: приветствие класса, проверка готовности рабочих мест.

  2. Введение в тему. Чтение учителем или подготовленным учеником начала пятой главы романа:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых во дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.



- Скажите, какая глава открывается этими сроками?

- Этими строками открывается пятая глава романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

- Что интересного в этой главе? (Выслушиваем мнение учащихся и подводим их к выводу: в центре пятой главы находится самое загадочное место во всем романе – сон Татьяны).

Слайд 1. Запись темы урока в опорный конспект.

-Проведем небольшую словарную работу (Слайд 2, один щелчок). На слайде вы видите значения слов, вам нужно вспомнить и записать слова из пятой главы к каждому значению. Время работы три минуты. Проверка – Слайд 2, еще один щелчок.

- Тему урока я неслучайно назвала строчками самого поэта. Пушкин в них сам определил характер сна героини. Каким эпитетом характеризуется сон?

- Поэт называет сон «чудным».

Как вы считаете, почему? (Слайд 3, один щелчок). Растолкуйте значение этого слова путем подбора синонимов. Проверка – Слайд 3, еще один щелчок. Заносим результаты в опорный конспект.

- Характеристика сна будет неполной, если мы не обратимся к эпиграфу пятой главы. Зачитайте его (оформление записи в опорный конспект).

О, не знай сих сташных снов

Ты, моя Светлана!

- Кто автор этих строк, и из какого они произведения? Какое отношение Светлана имеет к роману Пушкина.

- Эти строки из баллады В.А. Жуковского «Светлана». Героиня Жуковского тоже видит сон. Кроме того, Пушкин несколько раз сравнивает Татьяну со Светланой. Скорее всего, героиня Пушкина такая же светлая, как и героиня Жуковского.

- Как характеризуется сон в эпиграфе?

- Жуковский его определяет как «страшный» (Слайд 3, еще один щелчок). Заносим записи в опорный конспект.


-Сделайте вывод, какой сон нам придется истолковать.

- Нам придется истолковать чудный, странный, необычный и страшный сон героини.

- Добавлю, что снится он ей накануне ее именин.

3. Определение роли сна в художественном произведении.

- Не задавали ли вы себе вопрос: для чего нужно писателю вводить сон в литературное произведение. Мы с вами уже неоднократно встречались со снами на страницах произведениях русской классики. Предлагаю вспомнить, прослушав сообщение вашего товарища «Роль сна в художественном произведении». Ваша задача не просто слушать, но и делать соответствующие записи в таблице опорного конспекта. По окончании работы проверка (Слайд 4).

- Какие первые предположения вы можете сделать?

- Сон Татьяны помогает раскрыть внутренний мир героини и предсказать дальнейшие события романа.

-Определим, как это происходит.

- В какое время года происходит действие пятой главы?

- События разворачиваются зимой, в январе, точнее в святки.

- У В.И. Даля читаем: «Святки это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают».

- Вообще гадания, предания, приметы очень интересовали героиню. Как вы думаете, почему?

Выслушиваем мнения ребят и вместе делаем вывод:

- Поэт называет героиню «русская душою», интерес к гаданиям, приметам, преданиям говорит о народности героини.

- Да, несмотря на то, что воспитана Татьяна на иностранных романах, ее ежедневно окружает русский быт, русская старина, а это не может не интересовать человека русского душою.

- Какие гадания присутствуют в пятой главе?

- Гадания на суженного: подблюдные песни, гадание на имя, гадание с зеркалом.

- Это и неудивительно, ведь героиня влюблена, а разве не любопытно узнать, кто твой будущий жених.

- Но и гадания здесь чудные. Что выпадает Татьяне во время пения подблюдных песен (Сообщение учащегося).

- Итак, гадание с одной стороны предвещает богатство, а с другой – утраты (символы реки, золота)

- Закончится ли на этом предвещания утрат?

- Нет. Сон их продолжит.

4. Выразительное чтение сна и работа с текстом по вопросам.

- Почему именно на два прибора накрывался стол?

- Один прибор для героини, другой для суженого.

- Как вы думаете, какое значение имеет поясок и почему Татьяна его снимает?

- Пояс – оберег от нечистой силы. Снять пояс: значит остаться незащищенной, открытой для общения с иным миром.

- А что символизирует зеркало?

- Зеркало – это иной, потусторонний мир. Гадание на зеркалах считается самым страшным и опасным: можно увидеть нечистую силу.

- Перед Татьяной возникает бурлящий ручей, и она переходит его по гибельному мосточку. Что символизирует этот переход? (Слайд 5, один щелчок)

- Переход в иной, потусторонний мир.

-Что еще символизирует река, ручей в русском фольклоре?

- Символизируют свадьбу (Слайд 5, еще щелчок)

- А кто проводник Татьяны во сне? (Слайд 6, один щелчок) Почему именно медведь?

- Медведь – проводник в потусторонний мир, его природа двояка: свирепый «хозяин леса» и священный зверь, действующий очищающее.

С медведем в романе связана и еще одна вещь. Он косвенно раскрывает нам суть Онегина; в 15 строфе читаем:


Медведь промолвил: «Здесь мой кум:

Погрейся у него немножко!»


Кумом называет Онегина медведь. Чтобы это значило? Кумовья – люди, состоящие в духовном родстве. Если духовная природа медведя – двойная, то какова же духовная природа Онегина? (Слайд 6,еще один щелчок). Оформление записей в опорном конспекте.

- Тоже двойная. С одной стороны он честен и мил. С другой – предводитель шайки домовых.

- Найдем еще раз эпизод, который видит Татьяна в шалаше, куда ее приводит медведь. Опять переплетающие мотивы свадьбы и похорон. А когда оправдывается мотив смерти?

- В эпизоде спора Онегина и Ленского, заканчивающего убийством Ленского.


5. Подведем итог:

1. Как характеризует сон Татьяну и Онегина?

Татьяну – как истинно русскою душою, народную, светлую героиню. В ее подсознании сочетаются элементы страшных готических сюжетов и фольклорные образы.

  1. Как можно соотнести сон и эпиграф?

Татьяна – самая светлая, любимая поэтом героиня, но именно в ее сне разворачивается самая темная и страшная вакханалия потусторонних сил, заканчивающая смертью.

3. Пятая глава связывает предыдущие события с последующими. В том числе с драматическими эпизодами 6 главы. Как вы думаете, какие события предсказывает сон?

Расставание с Онегиным, дуэль и смерть Онегина.

4. Так реализуются мотивы расставания, утрат, смерти. А как вы думаете, реализуется ли мотив свадьбы, выйдет ли Татьяна замуж, будет ли она счастлива? Судя по гаданиям, замуж она выйдет за человека богатого, но нелюбимого и счастлива не будет (Слайд 7). Оформление записи в опорном конспекте.

5. Сон Татьяны заканчивается, вернее, плавно перетекает в именины. С ними и будет связано ваше домашнее задание. Разберем его (Слайд 8).

Сопоставьте два отрывка – из сна Татьяны, и из описания ее именин:

  • …Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

  • …В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога…


  1. Объясните, почему в романе стала возможной смысловая «рифмовка» этих эпизодов.

2. Ответьте на вопрос: «Какова роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин? В каких произведениях русской литературы звучит мотив сна?» (Напишите рассуждение 5-10 предложений).



Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны. Именины».

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

  • развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

  • воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.



 Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

  • Перечитать 5 главу.

  • Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

  • Выполнить задания теста по 4 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка

Сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

4. Анализ 5 главы «И снится чудный сон Татьяне…»

Беседа по тексту.

-Выразительно прочитайте наизусть строфу 2.

-Почему глава открывается зимним пейзажем? («Татьяна … любила русскую зиму»).

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж? (Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Гаданья Татьяны. Перечитаем строфы 4-10.

-Чем занимались девушки в крещенские вечера? (гадали)

-Во что верила Татьяна? («Татьяна верила преданьям и снам, и гаданьям»).

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?

- Какие плохие приметы знала Татьяна? Видеть месяц с правой стороны, встреча с монахом, заяц перебегает дорогу«Младой двурогий лик луны на небе с левой стороны»; «Когда случалось где – нибудь ей встретить чёрного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей»).

 - Когда надо было загадывать желанья? («Когда падучая звезда по небу тёмному летела»).

 - Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? (Чтобы приснился вещий сон).

Вещий – предвидящий будущее, пророческий

Чтение учителем XI строфы романа.

     Главное место в 5 главе  занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется. 

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу? (Ведёт себя естественно: она боится.)

- Что видит Татьяна во сне? (Добрый медведь. Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик).

-Найдите примеры одухотворённости природы. (Ручей мешает Татьяне, сучья цепляются за её шею и вырывают серьги из ушей).

Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

-Куда приносит медведь Татьяну? (В хижине, в которую попадает Татьяна, “крик и звон стакана” “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего). XVI строфа.

-Кого она видит за столом? Пируют страшные чудовища. Опишите их.

-Кто был главным среди них? (Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти). XVIII строфа

-Чем заканчивается сон Татьяны? (Входят Ольга, Ленский. Онегин убивает Ленского).

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.



Выразительное чтение учащимися XXV - XXVIII строфы.

-Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают? (Гости похожи на чудищ из сна Татьяны).

-В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.

-Как Онегин относится к поместному дворянству?

-Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны).

-Какие чувства испытал Онегин? (Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

-Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

-Как он отомстил? (Онегин начинает ухаживать за Ольгой, приглашает её на танец. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

-На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

Котильон — танец, которым обычно заканчивается бал.

-Как отреагировал на это Ленский? (Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

-Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

- Как изменились суждения Ленского об Ольге?    

Итоги: Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

     Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум по заслугам оценил окружающих жалких людей.

Выводы урока.

 -Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)

5. Домашнее задание.

  • Перечитать 6 главу.

  • Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

  • Дать характеристику гостям на именинах Лариных.

  • Выполнить тестовые задания по содержанию 5 главы.



Приложение №1

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?


2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?


3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?


4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?


5. Как относится к речи Онегина автор?


6.Что стало следствием свиданья?


7. О ком пишет автор: «Я так люблю … милую мою?


8.Что читает Ольге Ленский?


9.Что пишет Ленский об Ольге?


10.Чем занимался Евгений летом?


11. Каковы были занятия Онегина зимой?


12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи .. Что за душа!»?


13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?


14. Почему Ленский весел был?


15. . С какого известного выражения о любви начинается четвертая глава?





Приложение №2

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин



3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе



4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины



5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь



6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина



8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички



9.Кого из соседей автор называет «тяжелым сплетником, старым плутом»?

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова



10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани



11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный



12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»



13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки



14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон



15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль





-Почему глава открывается зимним пейзажем?

-Во что верила Татьяна?

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?

-Какие плохие приметы знала Татьяна?

- Когда надо было загадывать желанья?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? 

- Что видит Татьяна во сне?

-Найдите примеры одухотворённости природы.

-Куда приносит медведь Татьяну?

-Кого она видит за столом?

-Чем заканчивается сон Татьяны?

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают?

-В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны?

-Из-за чего произошла ссора?

-Какие чувства испытал Онегин?

-Что решил сделать Онегин?

-Как он отомстил?

-Как отреагировал на это Ленский?

-Как изменились суждения Ленского об Ольге?    

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.



Ве́щий – предвидящий будущее, пророческий

Котильо́н — танец, которым обычно заканчивается бал.



Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин



3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе



4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины



5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь



6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина



8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички



9.Кого из соседей автор называет «тяжелым сплетником, старым плутом»?

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова



10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани



11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный



12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»



13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки



14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон



15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!