СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ финансово-хозяйственной деятельности: метод.указания по изучению МДК.02.02 и контрольные задания: для студентов спец. 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)" заочной формы обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания содержат рекомендации по изучению междисциплинарного курса, требования к оформлению контрольной работы, задания к контрольным работам, список рекомендуемой литературы

Просмотр содержимого документа
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности: метод.указания по изучению МДК.02.02 и контрольные задания: для студентов спец. 38.02.04 "Коммерция (по отраслям)" заочной формы обучения»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

гбПОУ ВО

воронежский государственный

промышленно-гуманитарный колледж









АНАЛИЗ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методические указания по изучению междисциплинарного курса и контрольные задания

Для студентов специальности

38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)»

заочной формы обучения














ВОРОНЕЖ

2015


ББК 65.053

А64







Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа



Составитель Е.К. Бойкова







А64

Анализ финансово-хозяйственной деятельности : метод. указания по изучению междисциплинарного курса и контрольные задания : для студентов специальности 38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)» заоч. формы обучения / департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост. Е. К. Бойкова]. – Воронеж : ВГПГК, 2015. – 67 с.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и рабочей программой по междисциплинарному курсу. Они содержат методические рекомендации по изучению междисциплинарного курса, требования к оформлению контрольной работы, задания к контрольным работам, список рекомендуемой литературы.

ББК 65.053




©

©

Бойкова Е. К., 2015

Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2015


СОДЕРЖАНИЕ


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………….……..


5

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ………………………………………………….…….


8

3. ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТА………………………….…...

10

4. Контроль и оценка результатов освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК.02.02 «аНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»…………………………………………….




11

5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК.02.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» для специальности 38.02.04 (100701) «Коммерция»………………………………



16

6. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.02.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»……………………



17

7. условия реализации МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК.02.02 «аНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»……………………



21

7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………….…..


21

7.2. Информационное обеспечение обучения…………….

22

8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА И МЕТОД КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ по МДК.0202 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности 38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)»………………………………………………….




23

9. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по освоению по МДК.0202 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности 38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)»……….




28

10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ МДК.02.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»………………………………………………..…



30

11. Методические рекомендации По изучению МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО курса МДК.02.02 «аНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»…………………………………………….




31

12. Требования к оформлению и выполнению Контрольной работы…………………………………….


41

13. Варианты контрольной работы………………..

42

14. ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ…………………………….

46

Приложения………………………………………………...

48

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………

65



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


(ПМ 02) Организация и проведение экономической

и маркетинговой деятельности


1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

38.02.04 (100701) Коммерция (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована при разработке программ профессиональной подготовки и переподготовки бухгалтеров в рамках специальности 38.02.04 (100701) «Коммерция» (по отраслям).


1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- оформления финансовых документов и отчетов;

- проведения денежных расчетов;

- расчета основных налогов;

- анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;

- выявления потребностей (спроса) на товары;

- реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;

- участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;

- анализа маркетинговой среды организации.

уметь:

- составлять финансовые документы;

- осуществлять денежные расчеты;

- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

- рассчитывать основные налоги;

- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;

- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;

- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;

- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;

- проводить маркетинговые исследования рынка;

- оценивать конкурентоспособность товаров.

знать:

- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;

- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;

- основные положения налогового законодательства;

- функции и классификацию налогов;

- организацию налоговой службы;

- методику расчета основных видов налогов;

- методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды; информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организаций оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;

- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;

- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров, маркетинговые коммуникации и их характеристику;

- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;

- этапы маркетинговых исследований, их результат; управления маркетингом.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ПМ 02) «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации.

ПК 2.2

Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем.

ПК 2.3

Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов.

ПК 2.4

Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату.

ПК 2.5

Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров.

ПК 2.6

Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации.

ПК 2.7

Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений.

ПК 2.8

Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации.

ПК 2.9

Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также стандартов, технических условий.


3. ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТА


После освоения междисциплинарного курса МДК 02.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» Вам необходимо будет показать свои умения и знания по каждому результату данного МДК по специальности 100701 (38.02.04) «Коммерция (по отраслям)», а именно:

уметь:

- применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

Важнейшим элементом при определении Ваших достижений и соответствия стандартам данного МДК является постоянная демонстрация усвоения Вами компетенций МДК.02.02.

В качестве итоговой оценки будет засчитываться выполнение комплексного задания МДК.02.02, а также выполнение курсовой работы по ПМ.02 «Организация и проведения экономической и маркетинговой деятельности».

Помимо этого при оценке достижения результатов модуля будет учитываться Ваш портфолио в целом по освоению модуля ПМ 02 «Организация и проведения экономической и маркетинговой деятельности»:

ПК 2.9 Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты


4. Контроль и оценка результатов освоения МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК.02.02 «аНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.

- знание и расчет основных показателей, применяемых при экономическом анализе;

- применение методов экономического анализа при факторном анализе экономических показателей;

- проведение анализа результатов деятельности торгового предприятия;

- представление рекомендаций по улучшению работы предприятия.

Входной контроль в форме:

- тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной работы;

- решения ситуационных задач;

- тестирования по темам;

- написания рефератов и творческих работ;

- создания презентаций по выбранной тематике.

Рубежный контроль в форме:

- зачетов (письменной работы) по каждому разделу дисциплины.

Итоговый контроль в форме экзамена.

Оценка:

- результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы;

- оформления документов согласно эталону.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- объяснение социальной значимости профессии;

- проявление точности, аккуратности, внимательности;

- стремление к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений (участие в предметных конкурсах, олимпиадах и др.).

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля.

Мониторинг участия в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии.

Анализ результатов, их стабильности.

Анализ достижения высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- организация собственной деятельности в соответствии с поставленной целью;

- определение и выбор способов решения производственной задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля:

- оценка за решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях;

- устный и письменный экзамен;

- положительные отзывы руководителей производственной практики от предприятий - баз практики.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- определение и выбор способа разрешения проблемы в соответствии с заданными критериями;

- проведение анализа производственной ситуации;

- оценивание последствий принятия решений.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- поиск и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

- корректное использование информационных источников для анализа, оценки и извлечения информационных данных, необходимых для решения профессиональных задач;

- владение приемами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом, программой «1С: Бухгалтерия», активное применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля:

- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы;

- выполнение исследовательской творческой работы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством;

- положительные отзывы с мест прохождения производственной практики.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля:

- участие в ролевых (деловых) играх и тренингах;

- выполнение заданий учебной и производственной практики по профилю специальности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- ответственное отношение к результатам выполнения профессиональных обязанностей членами команды;

- проведение самоанализа и коррекции результатов собственной работы.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- владение механизмом целеполагания, планирования, организации, анализа, рефлексии, самооценки успешной собственной деятельности и коррекции результатов в области образовательной деятельности;

- владение способами физического, духовного и интелектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля:

- участие в ролевых (деловых) играх и тренингах;

- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы;

- выполнение исследовательской творческой работы;

- выполнение заданий учебной и производственной практики по профилю специальности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля:

- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы;

- выполнение исследовательской творческой работы;

- выполнение заданий учебной и производственной практики по профилю специальности;

- в ходе выполнения заданий квалификационного экзамена.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также стандартов, технических условий.

- соблюдение действующего законодательства и обязательных требований нормативных документов, а также стандартов, технических условий.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля:

- участие в ролевых (деловых) играх и тренингах;

- выполнение заданий учебной и производственной практики по профилю специальности;

- выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы;

- выполнение исследовательской творческой работы;

- оценка за решение проблемно-ситуационных задач на практических занятиях;

- устный и письменный экзамен;

- в ходе выполнения заданий квалификационного экзамена;


5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

МДК.02.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

Для специальности 38.02.04 (100701) «Коммерция»

заочной формы обучения






Наименование разделов и тем

Макс

Самостоятельная работа

Кол-во аудиторных часов

Всего

Теоретическое обучение

Практические занятия

МДК.02.02. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.






Тема 1. Теоретические основы экономического анализа.

24

20

4

2

-

Тема 2. Анализ хозяйственной деятельности.

42

38

4

2

2

Тема 3. Анализ финансовой деятельности.

49

45

4

2

4

ИТОГО

115

103

12

6

6




6. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ МДК.02.02 «АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ 02 Организация и проведение экономической

и маркетинговой деятельности

МДК 02.02 Анализ финансово-хозяйственной

Деятельности

115


Тема 1. Теоретические основы экономического анализа.

Содержание

2

2, 3

1

Предмет, значение и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности.

2

Метод и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности.

3

Методика определения величины резервов в анализе финансово-хозяйственной деятельности.

4

Организация и информационное обеспечение АФХД.

Тема 2. Анализ хозяйственной деятельности.

Содержание

2

2, 3

1

Анализ производства и реализации продукции.

2

Анализ использования персонала предприятия и фонда заработной платы.

3

Анализ использования основных средств.

4

Анализ использования материальных ресурсов.

5

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг).

Практические занятия

2

1

Расчет влияния факторов на изменение объемов выпуска и реализации продукции.

2

Факторный анализ фонда рабочего времени.

3

Факторный анализ производительности труда.

4

Расчет показателей эффективности использования персонала.

5

Факторный анализ фонда заработной платы.

6

Расчет показателей, характеризующих эффективность использования основных средств.

7

Факторный анализ фондоотдачи оборудования.

8

Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

9

Расчет влияния факторов на изменение уровня затратоемкости продукции.

Тема 3. Анализ финансовой деятельности.

Содержание

2

2, 3

1

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

2

Анализ финансового состояния предприятия.

Практические занятия

4

1

Факторный анализ прибыли.

2

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции.

3

Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли.

4

Показатели эффективности и интенсивности использования капитала.

5

Факторный анализ доходности собственного капитала.

6

Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности предприятия.

7

Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств.

8

Пути финансового оздоровления субъекта хозяйствования.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Способы обработки экономической информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности.

  2. Способы измерения влияния факторов в анализе финансово-хозяйственной деятельности.

  3. Расчет базисных, цепных и среднегодовых темпов роста и прироста объема производства и реализации продукции.

  4. Расчет и анализ коэффициентов ассортимента выпускаемой продукции.

  5. Расчет коэффициентов ритмичности, вариации, их анализ и влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

  6. Расчет коэффициентов сортности при анализе качества продукции.

  7. Расчет и анализ показателей обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

  8. Расчет и анализ показателей движения и технического состояния основных средств.

  9. Расчет показателей, характеризующих интенсивность использования основных средств.

  10. Расчет показателей использования производственной мощности предприятия и технологического оборудования.

  11. Определение и анализ резервов увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности.

  12. Расчет показателей эффективности использования материальных ресурсов.

  13. Факторный анализ общей суммы затрат с делением на постоянные и переменные.

  14. Факторный анализ прямых материальных затрат.

  15. Факторный анализ зарплаты на производство продукции.

  16. Расчет факторов изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

  17. Расчет и анализ показателей рентабельности производства и реализации.

  18. Расчет и анализ показателей безубыточности объемов продаж и зоны беопасности предприятия.

  19. Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала предприятия.

  20. Оценка стоимости капитала предприятия.

  21. Анализ структуры активов предприятия.

  22. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов.

  23. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов.

  24. Анализ состояния производственных запасов.

  25. Анализ состояния дебиторской задолженности.

  26. Анализ остатков и движения денежных средств.

  27. Методика расчета и анализа движения денежных средств.

  28. Анализ оборачиваемости капитала.

  29. Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага.

  30. Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала.

  31. Оценка запаса финансовой устойчивости предприятия.

  32. Анализ финансового равновесия между активами и пассивами.

  33. Методы диагностики вероятности банкротства.

103

1, 2

Производственная практика (для СПО – по профилю специальности).

Виды работ.

Анализ финансового состояния предприятия и выработка рекомендаций по его улучшению (для предприятия, являющегося базой производственной практики).



7. условия реализации МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА МДК.02.02 «аНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


7.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация МДК.02.02 предполагает наличие учебных кабинетов бухгалтерского учета, экономического анализа; лабораторий информационных технологий в профессиональной деятельности.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, телевизоры.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный экран;

- программное обеспечение;

- интерактивная доска;

- автоматизированное рабочее место преподавателя (компьютер, мультимедийный проектор).

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

- технические средства, в т.ч. компьютерные и телекоммуникационные;

- рабочее место специалиста;

- деловая документация;

- профессиональные компьютерные программы.

7.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основной

Бухгалтерская финансовая отчетность / А.И. Нечитайло [и др.] / под ред. А. И. Нечитайло и Л. Ф. Фоминой. – изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 654 с.

Ефимова О. В. Финансовый анализ : современный инструментарий для принятия экономических решений : учебник / О. В. Ефимова. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 349 с.

Чеглакова С. Г. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие / С. Г. Чеглакова. – М. : Дело и Сервис, 2013. – 288 с.


Дополнительный

Пивоваров К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учеб. пособие. / К.В. Пивоваров. – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2012. – 312 с.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / под ред. д. э. н., проф. М. А. Вахрушиной. – М. : Вузовский учебник, 2013. – 463 с.


Интернет-источники

Бухгалтерия.ru www.buhgalteria.ru

Годовой отчет www.buhgod.ru

Бухгалтерия для начинающих от А до Я. www.buhpomosch.ru

Главбух. Электронный журнал, сообщество, справочная система и онлайн-сервисы www.glavbukh.ru/ko/

Интернет-портал для бухгалтера, юриста www.pravcons.ru

Сайт Энциклопедия экономистиа www.grandars.ru


8. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА И МЕТОД КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ

по МДК.0202 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности

38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)»


Задание 1

Определить коэффициенты, характеризующие структуру основных производственных фондов.

Исходные данные: стоимость основных производственных фондов на начало года (ОПФнач) = 15 млн. р. В течение года было введено (ОПФвв) = 5,4 млн. р., списано с баланса предприятия (ОПФсп) = 2,7 млн. р.


Задание 2

Определить стоимость ввода (ОПФвв) и выбытия (ОПФвыб), коэффициент прироста (Кпр) и выбытия (Квыб).

Исходные данные: стоимость ОПФнач = 2,0 млн. р.; прирост ОПФпр = 0,2 млн. р.; коэффициент обновления Кобн = 0,35.


Задание 3

Определить средний возраст оборудования цеха.

Данные для расчетов:

На 1 января 2013 года возрастной состав оборудования цеха составил:

- 1 станок (время приобретения октябрь 2010 года);

- 4 станка (время приобретения август 2005 года);

- 2 станка (время приобретения июнь 1999 год)


Задание 4

На основании данных задания определить рентабельность ОПФ и провести анализ ее изменения методом абсолютных разниц.

Данные для расчетов:

Выручка от реализации продукции предприятия в прошлом году составила 1 890 000 р.; в отчетном – 2 060 000 р.

При этом:

- затраты предприятия в отчетном году увеличились на 10 % по сравнению с прошлым и составили 1 300 000 р.;

- среднегодовая стоимость ОПФ прошлого года составляла 1 400 000 р., что соответствует 80 % отчетного.


Задание 5

Предприятие выпустило основной продукции на сумму 325,6 тыс. р.

Стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, составила 41,15 тыс. р.

Полуфабрикатов собственного производства изготовлено на 23,7 тыс. р., из них 80 % потреблено в своем производстве.

Размер незавершенного производства увеличился на конец года на 5,0 тыс. р.

Материальные затраты составляют 40 % от стоимости товарной продукции.

Определить размер реализованной, валовой и чистой продукции.


Задание 6

Определить оборачиваемость оборотных средств, т. е. количество оборотов и длительность одного оборота, если стоимость реализованной продукции (РП) = 46 млн. р., валовая прибыль (Пвал) = 10 млн. р., средний остаток, или норматив, оборотных средств (ОСнорм) = 9 млн. р.


Задание 7

Определить порог рентабельности, если стоимость реализованной продукции РП = 2 000 тыс. р., полная себестоимость реализованной продукции Среал = 1 600 тыс. р., доля условно-переменных затрат УДу.п = 0,8.


Задание 8

Определить коэффициенты, характеризующие структуру основных производственных фондов.

Исходные данные: стоимость основных производственных фондов на начало года (ОПФнач) = 15 млн. р. В течение года было введено (ОПФвв) = 5,4 млн. р., списано с баланса предприятия (ОПФсп) = 2,7 млн. р.


Задание 9

Постоянные затраты равны 20 000 р., цена реализации единицы продукции – 50 р., переменные затраты на единицу продукции – 30 р. Определить точку безубыточности.


Задание 10

Определить стоимость ввода (ОПФвв) и выбытия (ОПФвыб), коэффициент прироста (Кпр) и выбытия (Квыб).

Исходные данные: стоимость ОПФнач = 2,0 млн. р.; прирост ОПФпр = 0,2 млн. р.; коэффициент обновления Кобн = 0,35.


Задание 11

В апреле объем продаж составил 200 000 р. Себестоимость проданной продукции равна 90 000 р., а расходы (арендная плата, зарплата и т. д.) – 30 000 р. Определить валовую прибыль и чистую прибыль.


Задание 12

Стоимость оборудования цеха – 15 000 тыс. р.

С 1 марта введено в эксплуатацию оборудование стоимостью 45,6 тыс. р.; с 1 июля выбыло оборудование стоимостью 20,4 тыс. р.

Объем выпуска продукции 800,0 тыс. т, цена 1 т. – 30 р.

Производственная мощность – 1 000,0 тыс. т.

Определить величину фондоотдачи оборудования и коэффициент интенсивного использования оборудования.


Задание 13

На конец финансового года внеоборотные активы предприятия равны 100 000 р., оборотные активы – 40 000 р., а краткосрочные обязательства – 30 000 р. В течение отчетного финансового года объем продаж равен 300 000 р. Определить коэффициент оборачиваемости активов.


Задание 14

Определить производственную мощность цеха и коэффициент использования мощности при следующих условиях.

Количество однотипных станков в цехе 100 ед., с 1 ноября установлено еще 30 ед., с 1 мая выбыло 6 ед., число рабочих дней в году – 258, режим работы – двухсменный, продолжительность смены – 8 ч, регламентированный процент простоев на ремонт оборудования – 6 %, производительность одного станка – 5 деталей в час; план выпуска за год – 1 700 000 деталей.


Задание 15

В апреле объем продаж составил 200 000 р. Себестоимость проданной продукции 90 000 р., а расходы (арендная плата, зарплата и т.д.) – 30 000 р. Определить чистую маржу, валовую маржу и наценку.


Задание 16

Определите стоимость поставки материальных ресурсов, если стоимость потребления за декаду Цдек = 72 тыс. р., при цене 1 т. Ц = 2 тыс. р.; интервал плановой поставки Ипл = 8 дней, страховой запас Зстр = 1 день, транспортный запас Зтр = 1 день, технологический запас Зтехн = 3 %.


Задание 17

Среднесписочная численность работников предприятия за год составила 600 чел.

В течение года уволилось по собственному желанию 37 чел., уволено за нарушение трудовой дисциплины 5 чел., ушло на пенсию 11 чел., поступило в учебные заведения и призвано в Вооруженные Силы 13 чел., переведено на другие должности и в другие подразделения предприятия 30 чел.

Определить:

1) коэффициент выбытия кадров (%);

2) коэффициент текучести кадров (%).


Задание 18

Основная продукция предприятия запланирована в объеме 520 тыс. р., услуги промышленного характера – 48 тыс. р.

Стоимость полуфабрикатов составит в планируемом периоде 50 тыс. р., из них 50 % – для собственного производства.

Размер незавершенного производства на конец периода увеличится на 38 тыс. р.

Остатки готовой продукции на складе на начало периода – 80 тыс. р., на конец периода – 30 тыс. р.

Определить объем реализованной, валовой и чистой продукции предприятия, если известно, что стоимость материальных затрат составляет 55 % товарной продукции.



9. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по освоению МДК.0202 «Анализ финансово-хозяйственной

деятельности

38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)»


  1. Способы обработки экономической информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности.

  2. Способы измерения влияния факторов в анализе финансово-хозяйственной деятельности.

  3. Расчет базисных, цепных и среднегодовых темпов роста и прироста объема производства и реализации продукции.

  4. Расчет и анализ коэффициентов ассортимента выпускаемой продукции.

  5. Расчет коэффициентов ритмичности, вариации, их анализ и влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

  6. Расчет коэффициентов сортности при анализе качества продукции.

  7. Расчет и анализ показателей обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

  8. Расчет и анализ показателей движения и технического состояния основных средств.

  9. Расчет показателей, характеризующих интенсивность использования основных средств.

  10. Расчет показателей использования производственной мощности предприятия и технологического оборудования.

  11. Определение и анализ резервов увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности.

  12. Расчет показателей эффективности использования материальных ресурсов.

  13. Факторный анализ общей суммы затрат с делением на постоянные и переменные.

  14. Факторный анализ прямых материальных затрат.

  15. Факторный анализ зарплаты на производство продукции.

  16. Расчет факторов изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

  17. Расчет и анализ показателей рентабельности производства и реализации.

  18. Расчет и анализ показателей безубыточности объемов продаж и зоны безопасности предприятия.

  19. Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала предприятия.

  20. Оценка стоимости капитала предприятия.

  21. Анализ структуры активов предприятия.

  22. Анализ состава, структуры и динамики внеоборотных активов.

  23. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов.

  24. Анализ состояния производственных запасов.

  25. Анализ состояния дебиторской задолженности.

  26. Анализ остатков и движения денежных средств.

  27. Методика расчета и анализа движения денежных средств.

  28. Анализ оборачиваемости капитала.

  29. Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага.

  30. Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала.

  31. Оценка запаса финансовой устойчивости предприятия.

  32. Анализ финансового равновесия между активами и пассивам.

  33. Методы диагностики вероятности банкротства.




10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ

МДК.02.02 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»


11.1. Текущий контроль. По окончании изучения темы проводится устный опрос. Оценка за ответы на вопросы для устного опроса выставляется с учетом следующих критериев:

- студент, правильно ответивший на 90-100 % вопросов – отлично;

- студент, правильно ответивший на 70-89 % вопросов – хорошо;

- студент, правильно ответивший на 50-69 % вопросов – удовлетворительно;

- студент, правильно ответивший на 0-49 % вопросов – неудовлетворительно.


11.2. Практическая работа. Критериями оценки практической работы являются следующие требования:

- практическая работа выполнена на «отлично» при условии правильного выполнения всех заданий и наличия аргументированных выводов, соблюдения правильной степени точности представленного показателя;

- практическая работа оценивается на оценку «хорошо» при условии, что в работе допущена одна ошибка или расчет представлен не в полном объеме;

- практическая работа оценивается на оценку «удовлетворительно» при условии выполнения студентом только половины работы или нескольких ошибок (не более двух).

Итогом работы является решение задач, заполнение таблиц, а при необходимости изображение графиков с расчетами, пояснениями, выводами, указанием степени точности расчетов и единиц измерения. По окончании занятия выполненная работа сдается на проверку преподавателю.


11. Методические рекомендации По изучению МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО Курса

МДК.02.02 «Анализ финансово-хозяйственной

деятельности»


Основная форма учебной деятельности студента-заочника – самостоятельная работа над учебным материалом, включающая его изучение по рекомендуемой литературе, решение задач с помощью учебных пособий, самопроверка и только затем – выполнение контрольных работ. Завершающим этапом изучения основных разделов междисциплинарного курса (МДК) «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» (АФХД) является сдача экзамена.

Цель курса – формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем освоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа финансово-хозяйственной деятельности, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Задачами курса являются:

  1. Ознакомление студентов с основной терминологией МДК.

  2. Совершенствование и систематизация ранее приобретенных студентами знаний и умений по экономическим дисциплинам.

  3. Формирование у студентов целостного представления о роли и месте финансового анализа на предприятии.

  4. Совершенствование умения студентами детализировать, систематизировать и моделировать, а также определение влияния факторов на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.

  5. Формирование умения и навыка обосновывать экономические решения по завершении анализа.

  6. Ознакомление студентов с основами анализа финансово-хозяйственных показателей, применение результатов аналитических расчетов на практических примерах, проведение комплексного финансово-экономического анализа.

Междисциплинарный курс «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» состоит из двух разделов.

Первый раздел «Теория экономического анализа» включает следующие темы: «Научные основы экономического анализа в условиях рыночной экономики», «Предмет и задачи экономического анализа», «Метод, приемы анализа», «Виды экономического анализа, факторы, резервы повышения эффективности производства», «Система комплексного анализа».

Второй раздел «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» содержит темы: «Анализ технико-организационного уровня производства», «Анализ эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов», «Анализ производства и реализации продукции», «Анализ использования основных средств», «Анализ использования трудовых ресурсов», «Анализ затрат на производство», «Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия».

Приступая к изучению темы «Научные основы экономического анализа в условиях рыночной экономики», необходимо обратить внимание на определение экономического анализа как научного способа познания сущности экономических явлений и процессов, основанного на расчленении их на составные части, и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Важно помнить, что анализ финансово-хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческого решения. Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как подготовку информационно-аналитической базы для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

Изучая тему «Предмет и задачи экономического анализа», нужно помнить, что возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов ученые связывают непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения. Содержание анализа хозяйственной деятельности объясняется ролью и функциями, которые он выполняет в системе управления предприятием и где он занимает одно из центральных мест. Предмет АФХД составляют причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, объект же – экономические результаты хозяйственной деятельности.

Тема «Метод, приемы анализа» основана на изучении диалектического метода познания, который исходит из того, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии, как единство и борьбу противоположностей. В АФХД предприятия используются множество различных способов и приемов: логические способы обработки информации, способы и приемы детерминированного факторного анализа, приемы стохастического факторного анализа, методы оптимизационного решения экономических задач.

В теме «Виды экономического анализа, факторы, резервы повышения эффективности производства» проводится исследование факторов, которые могут быть классифицированы по разным признакам: по своей природе, по степени воздействия на результаты, по отношению к объекту исследования, по степени зависимости от субъекта хозяйствования, по степени распространенности, по продолжительности воздействия на результаты деятельности, по характеру действия, в зависимости от состава, по уровню соподчиненности (иерархии) и др. Также необходимо изучить способы обработки экономической информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности: способ сравнения, способы приведения показателей в сопоставимый вид, использование относительных и средних величин, способы группировки информации, балансовый способ, а также способы табличного и графического представления аналитических данных.

В заключение данной темы необходимо рассмотреть методику определения величины резервов. Для этого надо четко знать определение хозяйственных резервов – возможности повышения эффективности деятельности организации на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Необходимо классифицировать хозяйственные резервы по различным признакам: пространственному, стадиям жизненного цикла изделия, стадиям процесса воспроизводства, видам ресурсов, экономической природе и характеру воздействия на результаты производства, источникам образования, способам выявления.

Тема «Система комплексного анализа» рассматривает совокупность способов измерения влияния факторов на экономические результаты деятельности предприятия. В систему комплексного анализа включаются следующие способы: способ цепной подстановки (позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базового уровня каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактический его уровень в отчетном периоде), способ абсолютных разниц (умножение абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов отчетного периода, расположенных слева от него в модели), способ относительных разниц (относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов), способы пропорционального деления и долевого участия (способом цепной подстановки определяется, насколько изменился результативный показатель, за счет числителя и знаменателя, а затем рассчитывается влияние факторов второго порядка способом пропорционального деления по соответствующим алгоритмам), интегральный способ (дополнительный прирост результативного показателя, полученный расчетным путем от взаимодействия факторов присоединяется не к последнему фактору, как было представлено при предыдущих расчетах, а делится поровну между ними), способ логарифмирования (в отличие от интегрального метода, используются не абсолютные приросты показателей, а индексы их роста (снижения)).

Приступая к изучению тем второго раздела следует учесть, что они носят прикладной характер. Это обусловливается тем, что при изучении каждой темы данного раздела необходимо придерживаться четко выработанной программы, которая включает совокупность всех изучаемых вопросов первого раздела.

При рассмотрении темы «Анализ технико-организационного уровня производства» необходимо провести анализ основных показателей технического и организационного уровня производства и выявить основные направления анализа показателей уровня производства. Изучение данной темы начинается с анализа основных показателей технико-организационного уровня по четырем направлениям. Проводится оценка влияния технико-организационного уровня на объем производства различными методами, рассмотренными в теме «Система комплексного анализа», затем рассчитываются важнейшие показатели и оценка их влияния на интенсификацию использования производственных ресурсов, раскрываются резервы повышения технико-организационного производства (изучение показателей проводился в первом разделе дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»).

Приступая к теме «Анализ производства и реализации продукции», необходимо помнить содержание предыдущей темы. В данной теме проводится анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции, для чего определяют главные обобщающие показатели: валовой и внутрихозяйственный оборот, объем валовой, товарной продукции, незавершенное производство, объем реализации продукции. Также рассматривается ассортимент и структура продукции, влияние изменения показателей на объем производства и реализации.

Следующим вопросом данной темы является изучение изменения качества продукции и влияние его на объемы реализации в стоимостных показателях. Необходимо знать, что качество продукции – совокупность свойств, которые удовлетворяют потребности покупателя в соответствии в назначением данной продукции. Изучаются: динамика изменения показателей качества, рассчитываются коэффициенты сортности продукции, а также анализируются обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества. Далее изучается ритмичность работы предприятия как один из главных показателей анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рассчитываются коэффициенты ритмичности, аритмичности, а также коэффициент договорных обязательств, который показывает степень выполнения поставок готовой продукции предприятия. В заключение проводится анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

В теме «Анализ использования основных средств» необходимо определить, что является основными производственными фондами – как части основных средств, которые многократно используются в процессе производства, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений. Проводится расчет показателей, необходимых для анализа: показатели движения и технического состояния основных средств, обобщающих показателей, характеризующих уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Далее анализируется использование производственных мощностей предприятия. Определяется степень использования производственных мощностей путем расчета показателя использования мощности и определения баланса производственных мощностей предприятия.

В заключение проводится анализ использования технологического оборудования как наиболее активной части основных производственных фондов с определением интенсивности загрузки оборудования – выпуска продукции за единицу времени в среднем на одну машину. Определяются резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности.

Тема «Анализ использования трудовых ресурсов» посвящена изучению обеспеченности предприятия кадровым составом по количественным и качественным параметрам. Ее изучение начинается с определения обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, для чего необходимо рассчитать и проанализировать динамику показателей движения персонала. Далее проводится анализ фонда рабочего времени с выявлением причин потерь рабочего времени как одного из важнейших показателей резервов увеличения производства продукции, не требующих дополнительных инвестиций и позволяющих быстро получить отдачу. Анализ производительности труда и его составляющих также является одним из вопросов изучения данной темы. Изучаются обобщающие показатели производительности труда: среднегодовая, среднечасовая выработка продукции, определяется влияние различных факторов на величину выработки продукции, выявляются резервы повышения выработки с помощью техники, технологии и организации производства, уровня автоматизации и механизации производства, уровня квалификации рабочих, мотивации труда.

В заключение проводится анализ использования фонда оплаты труда (ФОТ). Рассчитываются абсолютные и относительные отклонения фактической величины ФОТ от плановой, анализируется переменная и постоянная части оплаты труда, проводится анализ динамики ФОТ, дается оценка эффективности использования средств на оплату труда.

В теме «Анализ затрат на производство» рассматриваются следующие вопросы: анализ себестоимости (издержек) производства продукции, анализ прямых материальных затрат, анализ прямых трудовых затрат, анализ косвенных затрат, определение резервов снижения себестоимости продукции.

В первом вопросе данной темы раскрываются основные понятия, объекты анализа себестоимости продукции и изменения, влияющие на общую сумму затрат на производство. Далее производится расчет и анализ затрат на 1 рубль произведенной продукции, устанавливаются факторы изменения данного показателя и проводится анализ влияния исследуемых факторов на изменение суммы прибыли.

Второй вопрос посвящен определению и анализу факторов, влияющих на общую сумму материальных затрат и последовательности анализа. Рассматриваются факторы изменения материальных затрат на единицу продукции, факторы изменения суммы прямых материальных затрат на весь объем производства каждого вида продукции. Дается обоснование изменения общей суммы материальных затрат за счет каждого фактора.

Третий вопрос раскрывает факторы, влияющие на общую сумму прямой зарплаты, которая зависит от объема производства продукции, структуры производства, уровня затрат на отдельные изделия.

В четвертом вопросе раскрываются понятия косвенных затрат и специфика факторов, влияющих на изменение косвенных затрат, а также проводится анализ элементов косвенных затрат.

В последнем вопросе данной темы определяются основные источники резервов снижения себестоимости продукции, а также определяется экономия затрат по оплате труда и другие резервы снижения себестоимости

Тема «Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия» включает в себя ряд вопросов: анализ состава и динамики прибыли, финансовых результатов от реализации продукции и услуг, анализ ценовой политики предприятия и дополнительных финансовых доходов и расходов, анализ использования прибыли, определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятии, анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.

В процессе изучения данной темы рассматриваются основные задачи анализа, используемые показатели, а также показатели формирования прибыли. Далее проводится анализ прибыли от реализации продукции и влияние себестоимости, цен и объема продаж на формирование прибыли предприятия. Раскрывается сущность ценовой политики и анализ среднереализационных цен, виды финансовых доходов и расходов, доходов по ценным бумагам и прочих доходов и расходов. Проводится анализ распределения прибыли, изменений налогооблагаемой прибыли, изменений чистой прибыли, а также раскрываются внешние и внутренние факторы, влияющие на распределение прибыли предприятия. Далее приводятся способы определения безубыточности и зоны безопасности: графический и аналитический.

В заключение раскрываются факторы, влияющие на безубыточный объем продаж и зону безопасности и проводится факторный анализ зоны безопасности предприятия.

Тема «Анализ финансового состояния предприятия» включает основные вопросы, необходимые для рассмотрения при изучении дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и состоит из следующих основных вопросов, таких как: значение и задачи анализа финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости, бухгалтерский баланс, анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала, особенности составляющих капитала, анализ заемных средств предприятия, анализ структуры капитала, анализ имущественного состояния предприятия, показатели эффективности и интенсивности использования капитала, анализ оборачиваемости капитала, оценка эффективности использования заемного капитала, факторный анализ доходности собственного капитала, анализ финансовой устойчивости предприятия, анализ финансового равновесия между активами и пассивами, анализ платежеспособности предприятия на основе показателей ликвидности.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым, кризисным. Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Далее рассматривается баланс как модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации. Модель баланса предусматривает два разреза. При рассмотрении имущества предприятия анализируется как собственный капитал, так и заемный капитал, выявляются внутренние и внешние источники формирования капитала предприятия. Затем проводят расчеты, используемые для оценки состояния кредиторской задолженности (средняя продолжительность периода погашения кредиторской задолженности, удельный вес в ней расчетов по векселям, сроки востребовании долгосрочных кредитов, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности). Затем проводится анализ структуры капитала предприятия. Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень ликвидности – скорость превращения в денежную наличность, по которому все активы делятся на долгосрочные и оборотные активы.

В процессе анализа проводится расчет и анализ периода оборачиваемости капитала в запасах сырья и материалов, продолжительность нахождения капитала в готовой продукции, продолжительность производственного цикла.

Далее проводятся расчеты по выявлению доходности (рентабельности) капитала: рентабельность операционного капитала, рентабельность оборотного капитала. Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага, который показывает, на сколько процентов увеличивается сумма собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. При факторном анализе доходности собственного капитала необходимо произвести расчет рентабельности собственного капитала, выявить взаимосвязь рентабельности собственного и совокупного капиталов.

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала и от оптимальности структуры активов предприятия, в первую очередь от соотношения основных и оборотных средств, а также от уравновешенности отдельных видов активов и пассивов предприятия. Анализ финансового равновесия между активами и пассивами определяется расчетом таких показателей, как доли собственного капитала в формировании внеоборотных активов, доли собственного и заемного капитала в формировании оборотных активов, коэффициента маневренности капитала, после чего переходят к анализу показателей ликвидности.

Ликвидность баланса – возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства. Ликвидность предприятия – понятие более общее, чем ликвидность баланса и означает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

В заключение проводится анализ основных финансовых показателей, характеризующих финансовое положение предприятия и его деловую активность, а также рассматриваются изыскания резервов для улучшения работы предприятия в случае ухудшения положения предприятия.


12. Требования к оформлению и выполнению Контрольной работы


Контрольная работа включает практическое задание – решение задач и ответ на теоретический вопрос объемом не менее 10–12 страниц. Каждый пункт задания должен начинаться с нового листа. Ответ на практическое задание должен содержать условие задачи, пошаговое решение задачи, ответ со всеми необходимыми пояснениями. Ответ на теоретический вопрос должен полностью раскрывать содержание необходимых явлений и процессов.

Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки и соответствует последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то это соответствует десятому варианту.

При выполнении работы необходимо следовать списку рекомендованной литературы. Кроме того, рекомендуется использовать материалы лекций, а также словари и справочные пособия.

Контрольная работа должна быть сдана за две недели до начала сессии.


13. Варианты контрольной работы


Вариант 1

Задание 1

Методы оценки конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке.


Задание 2

По данным Бухгалтерского баланса ООО «Альфа» на 31.12.2013 г. (приложение 1) произвести анализ и оценку ликвидности Бухгалтерского баланса данной организации по состоянию на 31.12.2011 г., 31.12.2012 г., и 31.12.2013 г.

Сформулируйте выводы.


Вариант 2

Задание 1

Экономическая оценка влияния мероприятий по повышению качества продукции на издержки и доходы предприятия.


Задание 2

По данным Бухгалтерского баланса ООО «Альфа» на 31.12.2013 г. (приложение 1) рассчитать и проанализировать финансовые коэффициенты платежеспособности фирмы на конец 2011–2013 гг.

Сформулируйте выводы.


Вариант 3

Задание 1

Диагностика производственного потенциала предприятия.


Задание 2

По данным Бухгалтерского баланса (приложение 1) рассчитать и проанализировать показатели финансовой устойчивости ООО «Альфа» по состоянию на конец 2011–2013 гг.

Сформулировать выводы.


Вариант 4

Задание 1

Анализ факторов и резервов наращивания выпуска и реализации продукции на предприятии.


Задание 2

По данным Отчета о прибылях и убытках ООО «Альфа» за 2012–2013 гг. (приложение 2) провести анализ и оценку уровня и динамики финансовых результатов указанной организации.

Сформулировать выводы.


Вариант 5

Задание 1

Анализ состояния и эффективного использования основных средств и производственных мощностей на предприятии.


Задание 2

По данным приложений 1 и 2, а также дополнительных исходных данных по стр. 1300, 1400 и 1600 Бухгалтерского баланса ООО «Альфа» на начало и конец 2012–2013 гг. (см. таблицу к заданию) провести сравнительный анализ показателей рентабельности ОООО «Альфа» за 2012–2013 гг.

Сформулируйте выводы.

Тыс.р.

Показатели по форме №1

Код стр.по форме №1

На начало 2013 г.

На конец 2013 г.

На начало 2012 г.

На конец 2012 г.

Капитал и резервы

1300

185 154

217 253

238 943

185 154

Долгосрочные обязательства

1400

18 800

17 100

20 500

18 800

Общая сумма активов

1600

367 062

365 188

432 598

367 062


Вариант 6

Задание 1

Анализ факторов и резервов снижения затрат на предприятии.


Задание 2

На основе данных форм № 1 и 3, а также пояснений к Бухгалтерскому балансу ООО «Альфа» (пункты 3.1, 3.2, 3.3) провести анализ и оценку состава, динамики и качества собственного капитала ООО «Альфа» за 2012 и 2013 гг.

Сформулировать выводы.


Вариант 7

Задание 1

Анализ и оценка потребностей в основном и оборотном капитале на предприятии.


Задание 2

По данным Бухгалтерского баланса ООО «Альфа» провести исчисление и последующий анализ величины чистых активов организации по состоянию на 31.12.2011 г., 31.12.2012 г. и 31.12.2013 г.

Сформулировать выводы.


Вариант 8

Задание 1

Анализ использования краткосрочных кредитов банка и их влияние на эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


Задание 2

Проанализировать движение потоков денежных средств ООО «Альфа» за 2013 г. по данным Отчета о движении денежных средств указанной организации за 2013 г. (приложение 4).

Сформулировать выводы.


Вариант 9

Задание 1

Анализ формирования и управления портфелем ценных бумаг предприятия.


Задание 2

На основе данных пояснений 1.2 к Бухгалтерскому балансу ООО «Альфа» (приложение 5) провести анализ структурной динамики основных средств ООО «Альфа» за 2013 г. (без учета величины незавершенных капитальных вложений), а также по данным формы № 2 ООО «Альфа» за 2013 г. (приложение 2) и п. 2.1 пояснений к формам № 1 и 2 (приложение 5) рассчитать показатели эффективности использования оборотных средств общества за 2012–2013 гг.

Сформулируйте выводы.


Вариант 10

Задание 1

Маржинальный анализ и его использование в планировании и повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.


Задание 2

По данным п. 2.2, 5.1 пояснений к формам № 1 и 2 ООО «Альфа» (приложение 5) проанализировать состав и динамику дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Альфа» за 2012–2013 гг.

Сформулировать выводы.

14. ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


Задание № 00

На основании исходных данных провести анализ движения и технического состояния основных средств.

Показатели

Прошлый

год (р.)

Отчетный

год (р.)

Первоначальная стоимость основных средств

200 000

210 000

Износ основных средств

50 000

52 000

Стоимость поступивших основных средств

27 000

29 000

Стоимость выбывших основных средств

21 000

22 000

Стоимость основных средств на начало периода

180 000

186 000

Заполним таблицу.

Показатели

Прошлый год (р.)

Отчетный год (р.)

Изменения


Коэффициент обновления

0,145

0,150

0,005

Срок обновления основных средств

6,67

6,41

–0,26

Коэффициент выбытия

0,117

0,118

0,001

Коэффициент прироста

0,033

0,038

0,005

Коэффициент износа

0,25

0,248

–0,002

Коэффициент годности

0,75

0,752

0,002

Поясним, как заполняется таблица.

Стоимость основных средств на конец периода = стоимость основных средств на начало периода + стоимость поступивших основных средств – стоимость выбывших основных средств.

Тогда стоимость основных средств на конец прошлого года составит 180 000 + 27 000 – 21 000 = 186 000 р., а стоимость основных средств на конец отчетного года равна 186 000 + 29 000 – –2 000 = 193 000 р.

Коэффициент обновления Кобн = (стоимость поступивших основных средств)/(стоимость основных средств на конец периода). Отсюда в прошлом году Кобн = 27 000 / 186 000 = 0,145, а в отчетном году Кобн = 29 000 / 193 000  0,150.

Срок обновления основных средств Тобн = (стоимость основных средств на начало периода)/(стоимость поступивших основных средств). Поэтому в прошлом году Тобн = 180 000 / 27 000 = = 6,67, а в отчетном году Тобн = 186 000 / 29 000  6,41.

Коэффициент выбытия Квыб = (стоимость выбывших основных средств)/(стоимость основных средств на начало периода). Тогда в прошлом году Квыб = 21 000 / 180 000 = 0,117, а в отчетном году Квыб = 22 000 / 186 000  0,118.

Сумма прироста основных средств = стоимость поступивших основных средств – стоимость выбывших основных средств. Значит в прошлом году сумма прироста основных средств = = 27 000 – 21 000 = 6 000 р., а в отчетном году сумма прироста основных средств = 29 000 – 2 200 = 7 000 р.

Коэффициент прироста Кпр (сумма прироста основных средств)/(стоимость основных средств на начало периода). Поэтому в прошлом году Кпр = 6 000 / 180 000 = 0,033, а в отчетном году Кпр = 7 000 / 186 000  0,038.

Коэффициент износа Кизн = (сумма износа основных средств)/(первоначальная стоимость основных средств). Тогда в прошлом году = 50 000/200 000 = 0,25, а в отчетном году Кизн = 52 000 / 210 000 = 0,248.

Остаточная стоимость основных средств = первоначальная стоимость основных средств – сумма износа основных средств. Отсюда в прошлом году остаточная стоимость основных средств = 200 000 – 50 000 = 150 000 р., а в отчетном году остаточная стоимость основных средств = 210 000 – 52 000 = 158 000 р.

Коэффициент годности Кгодн = (остаточная стоимость основных средств)/(первоначальная стоимость основных средств). Поэтому в прошлом году Кгодн = 150 000/200 000 = 0,75, а в отчетном году Кгодн = 158 000 / 210 000  0,752.

Заметим, что коэффициент износа Кизн + коэффициент годности Кгодн = 1. Из каждого числа 3-го столбца вычитаем соответствующее число 2-го столбца и результат пишем в 4-й столбец.

Приложение 1


Продолжение приложения 1


Приложение 2


Приложение 3


Продолжение приложения 3


Продолжение приложения 3


Окончание приложения 3


Приложение 4


Продолжение приложения 4


Окончание приложения 4


Приложение 5


Продолжение приложения 5


Продолжение приложения 5


Продолжение приложения 5


Продолжение приложения 5


Продолжение приложения 5


Окончание приложения 5


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Основная

Бухгалтерская финансовая отчетность / А.И. Нечитайло [и др.] / под ред. А. И. Нечитайло и Л. Ф. Фоминой. – изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 654 с.

Ефимова О. В. Финансовый анализ : современный инструментарий для принятия экономических решений : учебник / О. В. Ефимова. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 349 с.

Чеглакова С. Г. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие / С. Г. Чеглакова. – М. : Дело и Сервис, 2013. – 288 с.


Дополнительная

Пивоваров К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учеб. пособие. / К.В. Пивоваров. – М : Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2012. – 312 с.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие / под ред. д. э. н., проф. М. А. Вахрушиной. – М. : Вузовский учебник, 2013. – 463 с.


Интернет-источники

Бухгалтерия.ru URL: http://www.buhgalteria.ru

Годовой отчет URL: http://www.buhgod.ru

Бухгалтерия для начинающих от А до Я. URL: http://www.buhpomosch.ru

Главбух. Электронный журнал, сообщество, справочная система и онлайн-сервисы URL: http://www.glavbukh.ru/ko/

Интернет-портал для бухгалтера, юриста URL: http://www.pravcons.ru

Сайт Энциклопедия экономистиа URL: http://www.grandars.ru


Союз педиатров России [Офиц. сайт]. URL: http://www.pediatr-russia.ru/ (дата обращения: 22.01.2011).







Учебное издание



АНАЛИЗ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Методические указания по изучению междисциплинарного комплекса и контрольные задания

Для студентов специальностей

38.02.04 (100701) «Коммерция (по отраслям)»

заочной формы обучения


Составитель бойкова Елена Константиновна




Подписано в печать Формат 60 × 84 1/16. Бумага для офисной техники. Гарнитура Таймс. Цифровая печать. Усл.печ.л. Уч.-изд.п.

Тираж… Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)


Учебно-производственный участок оперативной полиграфии ВГПГК

Г. Воронеж, Ленинский проспект, 119а



Редактор Н. В. Осадчая

Компьютерная верстка Е. К. Бойкова





Адрес колледжа:

394000 г. Воронеж, пр. Революции, 20


19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!