СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ урока истории и обществоведения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются варианты анализа и самоанализа урока истории и обществоведения на основе собственного многолетнего опыта работы заместителем директора по учебной работе и учителем

Просмотр содержимого документа
«Анализ и самоанализ урока истории и обществоведения»


Анализ и самоанализ урока истории и обществоведения


В.П.Поправко,

учитель истории и обществоведения

ГУО «СШ № 66 г. Гомеля»


Урок — это видимая часть работы учителя. Ему предшествует боль­шая подготовительная деятельность в соответствии с требованиями к содержанию урока и технике его ведения, анализа и самоанализа.

Самоанализ в работе учителя – это основа знаний, которые должны быть усвоены учащимися.

Главные взаимосвязанные компоненты учебной деятельности на уроке — это: знание объекта воздействия: знание возрастных особенностей учащихся, их физиологического, психического и интеллектуального уров­ня развития, правильное видение и оценка эмоционального состояния как ученического коллектива в целом, так и каждого обучающегося как личности; разумное, обоснованное сочетание классических (порой и консервативных) методов обучения и воздействия на учащихся с внедрением и применением новых методов и техно­логий обучения; научная организация труда как учителя, так и учащихся; сочетание дифференцированного и индивидуального под­хода к учебной деятельности учащихся одного класса, учет особенностей организации деятельности каждого класса-коллектива; мировоззренческая и воспитательная составляющая урока, которая должна быть практически ориентирована.

Для качественного урока, для его подготовки и успешного, результативного проведения необходимо обязательно учитывать следующие аспекты: 1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; 2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учи­теля и учащихся завершенными; 3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и уча­щихся на уроке; 4) обязательно строгое соблюдение педагогического такта; 5) учебная деятельность на уроке должна быть управляемой; 6) здоровьесберегающие технологии в организации урока необходимы и важны, они должны быть органической частью урока, «вплетаться» в материал, ритм и смысл урока

Обязательные требования к организации урока: цель урока должна быть четко сформулирована, при этом в целеполагание необходимо включать самих учащихся, так как понимание и принятие цели стимулируют успешное овладение материалом; на каждом этапе урока ставятся конкретные достижимые для учащихся задачи; необходим план подачи нового материала; на доске следует записать основные положения излагаемого материала, на основе которого учащиеся по ходу урока могут со­ставить опорный конспект; отразить на доске сложные понятия в виде схем, таблиц, разместить карты и другой наглядный материал, который используется в ходе урока; на уроке при изложении нового материала сбалансировано воздействовать на зрение и слух, включая все формы воздействия на память; предусмотреть и организовать как самостоятельное рассмотрение материала школьниками, так и комментирование, объяснение сложных понятий. учитывать и формировать эмоциональный климат на уроке, создавая ситуацию успеха с учетом возможностей обучающихся; организовать рефлексию.

Самоанализ урока это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся. Самоанализ дает возможность увидеть сильные и слабые стороны проведенного урока, и, следовательно, помогает выстроить последующие уроки наиболее эффективно, проведя необходимую коррекцию.

Анализируя результаты проведенного урока, необходимо обратить осо­бое внимание на следующие критерии: 1)Насколько доступны для ознакомления учащихся тема, цель, план и конкрет­ные задачи урока. 2) Как согласуются использованные методы, цели и содержание урока, насколько они эффективны для применения. 3) Как влияет на развитие интереса и познавательной активности учащих­ся использование на уроке активных методов, самостоятельной ра­боты, наличие элементов исследовательской деятельности. 4)Насколько результативны в использовании новые методические приемы и технологии. 5) Оптимально ли привиты учащимся умения учебного труда и развивается их трудоспособность посредством, например, самостоятельной аналитической деятельности. 6)Какова степень самостоятельной работы учащихся, их умение приме­нять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на уроке основного содержания материала. 7) Какова воспитательная эффективность организации работы учащихся на уроке. 8) Насколько оптимальны формы и методы проверки знаний учащихся, соответствуют ли они современным требованиям. 9) Эффективно ли использование наглядности и ЭСО. 10) Рационально ли распределено и используется учебное вре­мя согласно этапам урока. 11) Обоснованно ли содержание, дозировка и методика по­дачи домашнего задания, его индивидуализация и дифференциация. 12) Соблюдаются ли требования культуры формирования устной и письменной речи. 13) Соблюдаются ли санитарно-гигиенические, психологические и эти­ческие требования к уроку. 14) Учитываются ли индивидуальные особенности учащихся и особенности конкретного классного коллектива. 15) Создается ли благоприятный микроклимат на уроке.

Психологическая оценка урока при самоанализе дается учителем, исходя из того, насколько успешно реализован запланированный уровень организации урока, какова доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок. Большое значение имеют соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие их мышления, соотношение монологического, диалогического общения меж­ду учителем и детьми на уроке. Обязательно должен быть учтен темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту учащихся класса, соответствие форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся, оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, ви­зуальный, кинестетический).




Психологический анализ деятельности учителя на уроке может быть дан только квалифицированным специалистом.

Вариант алгоритма самоанализа урока может представлять собой следующую табличку с вопросами:

Класс:__________
Тема урока:____________________
Тип урока и его структура:____________________

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся).

Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект и аспект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

Отбор дидактических материалов, ЭСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах, и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Наметить перспективы своей деятельности.

Системный подход к самоанализу урока формирует его системное видение у учителя и помогает ему лучше осмыслить свою собственную работу. Педагог-мастер начинается с освоения анализа своего собственного труда.










Вариант схемы С А М О А Н А Л И З А У Р О К А

Учитель

Класс

ШКОЛА

Тема урока




Цель урока


Задачи урока




Тип урока и его структура

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?



Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся)





Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?







Какова триединая дидактическая цель урока (обучающий, развивающий, воспитательный объект)? Дать оценку успешности трудовой деятельности учащихся





Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап урока и дать ему полный анализ, основываясь на результаты урока







Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока. Показать, как другие этапы урока работали на главный этап.





Отбор дидактического материала, наглядных пособий в соответствии с целями урока





Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся, на каких этапах урока?





Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Перспективы своей деятельности по предмету.






Исходя из собственного опыта работы учителем и заместителем директора по учебной работе, предлагаю следующую стратегию по подготовке учителем урока. Назовем ее «Стратегия 20 шагов»

Шаг 1. Диагностично поставьте цели. Создайте общее представление о занятии в связи с триединой целью урока и имеющимися возможностями.

Шаг 2. Убедитесь, что вам ясны основные понятия, которые будут предложены учащимся для усвоения.

Шаг 3. Подберите примеры, которые позволят вам быстро достичь предложенных целей.

Шаг 4. Подберите необходимое количество упражнений и задач.

Шаг 5. Распределите время.

Шаг 6. Заложите в единицу времени гораздо меньшее количество материала и действий, чем вам хотелось бы.

Шаг 7. Предусмотрите многократное (до 5-6) раз повторение материала во все более сжатом виде.

Шаг 8. Настройтесь на то, чтобы объяснять только тот материал, с которым учащиеся не смогут справиться сами.

Шаг 9. Материал, который учащиеся смогут усвоить сами, предлагаем им для самостоятельной проработки.

Шаг. 10. Не пытайтесь спланировать материал с точностью до минуты, но время контролировать надо.

Шаг 11. Выделите обязательный материал.

Шаг 12. При большом объеме материала разбейте его на части, запланируйте между начальным и завершающим этапом урока фазы, которые будут повторяться в каждой части: изучение небольшой порции информации; обработка информации учащимися; закрепление.

Шаг 13. Предусмотрите чередование видов работ.

Шаг 14. Подготовьте наглядность и дидактические материалы.

Шаг 15.Подготовьт тесты или текстовые работы для контроля.

Шаг 16. Предусмотрите формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Шаг 17. Предусмотрите смену видов деятельности и нагрузки.

Шаг 18. Предусмотрите действия на случай неординарных ситуаций на уроке.

Шаг 19. Продумайте вопросы для мотивации, стимулирования и рефлексии.

Шаг 20. Ищите возможность разгрузить себя.

Таким образом, успешная организация учебной деятельности немыслима без зна­ний принципа мотивации учения, выбора оптимального варианта обу­чения. Знание методологии творческого подхода к образовательному процессу позволяет учителю научно обоснованно анализировать и прогнозировать свою работу — условие, без которого невозможен путь к педагогическому мастерству.




5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!