Анализ контрольной работы
Общее значение имён существительных и особенности их употребления в речи. Морфологические признаки имён существительных
Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.
Цель:
Подчеркнуть важное значение имен существительных, углубить понимание его морфологических признаков, расширить словарный запас учащихся, развивать мотивацию к познавательной деятельности.
извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (кластер, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
анализировать и характеризовать общеграмматическое значение «предмет» (в том числе значения «действие» как предмет и «признак» как предмет), выявлять морфологические признаки имени существительного.
Ход урока
-
Оргмомент
-
Анализ контрольной работы
Словарный диктант
Цыганочка. цитата, огурцы, синицын, цыц, циклон, цитадель, авиация, на цыпочках
Словарная работа
Записать синоним
-
Ланиты.ПерстДлань глаголет брадобрей
-
Ректи, ланита, русичи, бояре
-
Кочет, слухать, рушник.
-
Актуализация опорных знаний
Записать под диктовку предложение:
У берегов наросла стеклянная ледяная полоска.
– Обозначьте орфограммы в корне слова. Это одна или разные виды орфограмм?
– Произведите синтаксический разбор предложения,
– Разберите слово ледяная по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи.
-
Открытие новых знаний.
Относится к одному из родов: жен, муж, ср.
Имя существительное
Называет предмет
Кто? Что?
Изменяется по падежам и числам
Одушевленное - неодушевленное
Собственное - нарицательное
Может быть любым членом предложения
Относится к одному из трех склонений
-
Закрепление
Распределительный диктант
Жен. Р. Муж. Род ср.род + определить склонение
метель, радуга, счастье, взрыв, прыжок, труд, чудо, красота, ум, мужество.
Выборочный диктант
Выписать имена сущ, определить род, число, падеж
1.В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки. Они забрались на вершину высокой ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за шишками.
На еловый сучок белка повесила сушить крепкий подосиновик. В незаметное дупло спрятала вкусные орехи.
Вскоре переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку. Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.
Распределительная работа
1 вариант
478. Выпишите в левый столбик существительные, а в правый- прилагательные. Выберите синонимы к слову смелость.
Смелый, смелость; храбрость, храбрый; доброта,добрый; отважный, отвага; грубый, грубость; синий,синева; нежность, нежный; бесстрашие, бесстрашный.
2 вариант
479. Выпишите в левый столбик существительные, а в правый - глаголы.Выполняя упражнение, пользуйтесь образцом устного рассуждения (см.упр. 477).
Сомневаться, сомнение; бег, бегать; резать, ре..ьба!;делать, дело; пахать, пахота; работать, работа; косить, ко-.ьба1; хо..ьба, ходить; труд, трудиться; дремать, дремота; ненависть, ненавидеть; заниматься, занятие.
Осложненное списывание
480. Спишите текст К. Паустовского, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите род и склонение имён существительных.
Склонение каких существительных вы не можете определить?• Составьте схему последнего предложения.
Мы часто путаем два понятия — закат со(?)нца и вечернюю зарю. Вечерн..я заря начинает(?)ся когда со(?)нце уже зайдёт за край земли.5 Тогда она овл..девает меркнущим небом разл..вает по нему множество чистых красок — от червонного золота до б..рюзы — и переходит в поз(?)ние2 сумерки и в ночь. Кричат в кустах коростели б(?)ют перепела гудит выпь горят первые звёзды а заря ещё долго дотл..вает над далями и туманами.5
481. Рассмотрите картину Г Нисского «Февраль. Подмосковье» (см.репродукцию в конце учебника). Назовите существительные, которые потребовались бы вам для её описания. Запишите 4-5 распространённых предложений
-
Домашнее задание
Выучить кластер, параграф 88, упр. 476
476. Озаглавьте текст. Спишите, деля его на абзацы. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. • Назовите близкие по значению глаголы, с помощью которых объединены в тексте второе и третье предложения.
Сначала мы любим то место, где родились и выросли. Человек прежде всего узнаёт свой дом сад, в котором запоминает каждую яблоню каждую стё(ж, ш)ку. Сер(?)це никогда не забудет3 дом матери игры детства дорогу в школу.4 Мы любим берёзу, которая р..стёт2 у родно..
дома, тих..ю речку свою городскую улицу. Так начинает(?)ся любовь к родной стране.
Род и число имён существительных