Анализ литературного образа упы́ря.
Цикл: лингвистические характеристики характеров и ситуаций
Автор: Ершов Денис Иванович
Анализ литературного образа упыря является интересным и многогранным исследованием, так как упырь – это фантастическое существо, преобладающее в славянской мифологии и литературе. Упырь обычно ассоциируется с нечистой силой, злом и смертью. В ходе анализа можно изучить различные интерпретации данного образа, его символическое значение и эволюцию в разных литературных традициях и языках.
В славянской литературе и мифологии упырь обычно представлен как кровопийца, который встает из могилы ночью и питается кровью живых. Он имеет общие черты с вампирами и оборотнями, но обладает собственными особенностями. Например, упырь может менять форму и превращаться в животное, а также запутывать людей в привидения и манипулировать их умами. Примерами литературных произведений, в которых встречается образ упыря, могут служить "Разговор с упырем" Александра Грина и "Упырь" Николая Гоголя.
Однако не только в славянской литературе можно найти упырей. В румынской мифологии существует образ стригоя – вампира, который имеет сходства с упырем. Он также питается кровью и может принимать облик животного. Румынский писатель Мирча Элиаде в своих произведениях исследует этот образ и его связь с мистическими представлениями о жизни и смерти.
Также в восточноевропейской мифологии упырь известен как стричи (стреказь), ведьма или дух, который нападает на людей, чтобы высосать из них жизненные силы. В произведениях из этой мифологической традиции, например в рассказах Михаила Булгакова "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита", образ упыря используется как символ зла и нравственной деградации общества.
Еще одним интересным примером образа упыря можно назвать вампиров в английской литературе, особенно в произведениях Брэма Стокера и его знаменитому роману "Дракула". Образ графа Дракулы вдохновил множество авторов и способствовал развитию вампирской тематики в мировой литературе.
Таким образом, анализ литературного образа упыря раскрывает многочисленные аспекты этого фантастического персонажа, его связь с мифологией, символическим значением и развитие в разных литературных традициях и языках. Примеры из разных языков и культур помогают лучше понять образ упыря и его интеграцию в разнообразные литературные произведения.
В обеих французской и немецкой литературах есть образы вампиров, которые, в свою очередь, являются аналогом упырей. Ниже приведены некоторые примеры:
Французская литература:
1. Роман "Кармен" Анри Мюрже (1845). В этом произведении встречается женщина-упырь Кармен.
2. Стихотворение "Сотник" Шарля Бодлера (1861). В этом стихотворении упоминается образ упыря.
3. Роман "Вампир" Шарля Нодье (1900). В этом романе рассказывается история о вампире.
Немецкая литература:
1. Роман "Вампир" Иоганна Апостола (1748). Этот роман является одним из первых произведений, где встречается образ вампира.
2. Роман "Каменный герцог" Готхольда Эфраима Лессинга (1774). В этом романе главный герой становится вампиром.
3. Роман "Дракула" Брэма Стокера (1897). Хотя автор британский, этот роман получил широкую популярность и в нем встречается изображение вампира.
Во всех этих произведениях образ упыря/вампира различен, в зависимости от автора и его литературного подхода. Некоторые авторы изображают вампиров как злых и жестоких существ, обладающих сверхъестественными способностями, в то время как другие могут представлять их более романтичными и трагическими персонажами.
В китайской литературной традиции образ упыря представлен в ряде произведений, включая классические и современные. Например, в китайской классической драме "Увертыш" ("The Chalk Circle"– «Меловой круг»– 灰闌記–灰阑记) из сборника "Тринадцать классических пьес о любви и преступлениях" (Минг-дай) есть упырь по имени Шуйда. Также упыри встречаются в ряде древних китайских исторических и религиозных текстов, например в романе "Верный наемник Шэньци" и др.
Во вьетнамской литературной традиции образ упыря известен под названием "ma cà rồng", что можно перевести как "вампир". В этой традиции он обычно представлен как существо, питающееся кровью людей и обладающее сверхъестественными способностями. Упыри появляются в ряде вьетнамских фольклорных сказок и легенд.
В арабской литературной традиции термин "упырь" не так распространен, однако есть существа, близкие по своим характеристикам к упырям. Например, в арабской мифологии встречаются существа под названием "ghoul" или "ghul", которые являются демонами, питающимися мясом и кровью людей. Их образ также нашел свое отражение в некоторых арабских литературных произведениях.
Однако, стоит отметить, что все произведения и истории могут основываться на традициях и мифах, которые могли претерпеть изменения с течением времени, и поэтому их интерпретации могут различаться.
Заключение
Научная работа по анализу литературного образа упыря позволяет сделать следующие выводы:
1. Упыри в литературе представлены в различных формах и интерпретациях: от кровожадных монстров до трагических героев.
2. Упыри являются универсальным образом, присутствующим в мировой литературе на протяжении многих веков. Они отражают различные страхи и темы, связанные с смертью, бессмертием, человеческой природой и темными силами.
3. Литературные упыри часто являются символом того, что скрывается внутри человека, его темных желаний, пассивности и сожалений.
Систематизация материала, имеющегося в мировой литературе по упырям, может быть проведена следующим образом:
1. Исторические корни упырей: рассмотрение упырей в древней мифологии и фольклоре различных культур.
2. Литературные представления о вампирах: анализ наиболее известных литературных произведений, где упыри представлены в основных ролях (к примеру, "Дракула" Брэма Стокера).
3. Символическое значение упырей: изучение и интерпретация упырей в контексте литературных тематик и символизма.
4. Эволюция образа упыря: анализ изменений в изображении и роли упыря в разных эпохах и жанрах.
Заключение работы должно состоять из обобщения проведенного анализа, подчеркивая значение литературного образа упыря в культуре и литературе. Также стоит отметить его универсальность и способность отражать глубинные страхи и вопросы, актуальные для человечества на протяжении многих столетий.
Литература и источники
Упырь // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
Вампир, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Вампир / Левкиевская Е. Е. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 283—286. — ISBN 5-7133-0704-2.
Левкиевская Е. Е. Упырь // Мифы русского народа. — М.: Астрель, Аст, 2000. — 527 с. — ISBN 5-271-00676-X.
Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1865. Апрель-Июнь. Книга вторая. — М.: Университетская типография, 1865. — С. 1—310.
Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаментных кодексов XI—XIV вв. — М.: Наука, 2000. — 543 с. — ISBN 5-02-009049-2.
Токарев С. А. Религия древних славян // Религия в истории народов мира / Под ред. А. Н. Красникова. — 5-е изд. — М.: Республика, 2005. — С. 197. — 543 с. — ISBN 5-250-01865-3.
Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. — 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1999. — Т. 1: А – Пантомима. — С. 239. — 624 с. — ISBN 5-200-02685-7.
Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя / Под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971. — 542 с.
Упырь // Этимологический словарь Шанского
1