К. Случевский «Осенний мотив»
Мой старый клен с могучею листвою,
Еще ты густ, и зелен, и тенист,
А между тем чуть видной желтизною
Уже слегка озолочен твой лист.
Еще и птиц напевы голосисты,
Ты ими полн, как плеском бег реки;
Еще висят вдоль плеч твоих монисты –
Твоих семян созревших мотыльки.
В них бывший цвет – твои воспоминанья,
Остатки чувств, испытанных тобой;
Но ты сказал им только: «До свиданья!»
Ты будешь жить и будущей весной.
Глубокий сон зимы обледенелой
Додремлешь ты и, покидая сны,
Весь обновлен, листвой своей всецело
Отдашься ласкам будущей весны.
Для нас – не то. Хотя живут стремленья,
И в сердце песнь, и грез душа полна,
Но, старый друг, нет людям обновленья,
И жизнь идет, как нить с веретена.
Анализ произведения К. Случевский «Осенний мотив»
1. Элементы комментария к стихотворению:
Жанр: лирическое стихотворение
Стихотворение «Осенний мотив» Константина Случевского входит в книгу Случевского «Из природы», в данной книге стихотворений немного, всего лишь 13, а данное стихотворение 8. В этой книге все стихотворения посвящены природе.
Из природы. Источник: Сочинения К. К. Случевского в шести томах. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1898. Т. 1. - 380 с. - С.261-262
Тема стихотворения: сравнение жизни клёна с жизнью автора
2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
Лирическим героем представлен человек (друг) в сравнении с клёном. Автор испытывает легкую зависть к клёну, так как клён каждый раз начинает жить и расцветать весной заново, а автор этого не может. Автор считает, что жизнь течет по течению, и люди, разочаровавшие его, остаются в его жизни такими же, и у него от этого апатия. Стихотворение, при прочтении вызывает чувства легкой грусти, печали, сожаления, апатии и пессимизма.
3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
Авторская мысль развивается от начала стихотворения к его концу. В начале идет описание клена, того как будет клён проводить осень и чувства в эту пору, зиму и весну. Далее автор сравнивает людей и себя с клёном и проходит к выводу и умозаключению: «Жизнь идет, не смотря ни то, что люди не меняются»
4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
- композиционные решения;
Композиция двухчастная : 1 часть – образ клёна, 2 часть – размышления автора.
В данном стихотворении есть лирический зачин, начинающийся со слов: «Мой старый клен с могучею листвою»; далее идет развитие темы, начинается со слов: «А между тем чуть видной желтизною»; далее подводится концовка «поэтическое открытие», начинается со слов: «Для нас – не то. Хотя живут стремленья».
Основными приёмами композиции являются «противопоставление» жизни клёна жизни человека, также прием «монтаж», т.е. в течение всего стихотворения идут ассоциативные связи такие как, последовательность времен года, последовательность действий дуба с сравнении с человеком.
- особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
В данном произведении автор это «Субъект повествования». Субъектная организация стихотворения это «собственно авторская лирика (поэтический мир)».
Образный ряд : клён осенью, клён зимой, размышления автора.
- звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
В стихотворении есть такие фонетические средства выразительности как:
Ассоннас (повтор звука [е] в 1 четверостишии; повтор [е] и [и] во 2 четверостишии; повтор [о] и [а] в 3 четверостишии;)
Аллитерация (повтор звуков [л], [т] в 1 четверостишии; звуки [ш, ж, щ, ч] показывают шуршание листьев в 3 четверостишии; повтор звука [c] – показывает вой зимнего ветра [ссссс] в 4 четверостишии)
- мотивированность и точность использования выразительных средств;
В стихотворении есть лексические средства выразительности:
Антонимы (зелен-озолочен)
Архаизмы (монисты, грёзы, веретено, тенист)
Диалектизм книжный (голосисты, обледенелый)
Тропы:
Метафора (грез душа- душа полна мечтаний; Уже слегка озолочен твой лист – желтеют листья дерева)
Олицетворение (Но ты сказал им только: «До свиданья!»…
Глубокий сон зимы обледенелой
Додремлешь ты и, покидая сны,
Весь обновлен, листвой своей всецело
Отдашься ласкам будущей весны.)
Сравнение («Еще и птиц напевы голосисты,
Ты ими полн, как плеском бег реки.»
«монисты –
Твоих семян созревших мотыльки.»
«жизнь идет, как нить с веретена»)
Эпитеты (могучею, тенист, чуть видной желтизною, голосисты, глубокой, обледенелой)
Литота (А между тем чуть видной желтизною)
В стихотворении есть синтаксические средства выразительности:
Твоих семян созревших мотыльки.
В них бывший цвет – твои воспоминанья,..)
Додремлешь ты и, покидая сны,
Весь обновлен, листвой своей всецело
Отдашься ласкам будущей весны.)
Антитеза (Мой старый клен с могучею листвою,
Еще ты густ, и зелен, и тенист,
А между тем чуть видной желтизною
Уже слегка озолочен твой лист.
Для нас – не то. Хотя живут стремленья…)
Додремлешь ты и, покидая сны,
Весь обновлен, листвой своей всецело
Отдашься ласкам будущей весны.)
3. Ритм (Амфибрахий 2,11).
Система стихосложения - силлабическая.
Кол-во строф- 5
Вид строфы – терцина.
Рифма в зависимости от ударения чередуется женская с мужской рифмой.
По форме рифма – простая
По созвучности рифма - точная.
По способу рифмовки – перекрестная рифма.
Оценка рифмы – богатая.
Элемент графики стиха «столбик».
4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные).
Читая данное произведение, появяются ассоциации с музыкальным произведением Фредерика Шопена «Осенний вальс». Вспоминается картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень. Слободка», произведение Николая Алексеевича Заболоцкого «Сентябрь». В голове представляется также картина одинокого человека, разочаровавшего в людях, но продолжающего жить дальше своей привычной жизнью.
5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения.
Тема стихотворения переплетается с другими более известными стихотворениями Случевского «Зимний пейзаж» или «Старый дуб листвы своей лишился». Но данное стихотворение всё-таки уникально, наведывает на размышления.
Данное произведение с самого начала пронизано философским смыслом. Автор размышляет о том, как клён проводит времена года. Как он после зимы заново может возродиться и цвести, а человек после осени, имеется в виду, скорее всего проблемы, не может обновиться, то есть заново расцвести, как клён. Автор завидует клёну, его способности и возможности, заново отдаться весне и расцвести. Самому же автору сложно заново поверить в теплые чувства и заново радоваться жизни. Возможно после предательства.
Приложения
(Н. Заболоцкий) Сентябрь
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.