СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ литературного произведения К. СЛУЧЕВСКИЙ «ОСЕННИЙ МОТИВ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ литературного произведения К. Случевский «Осенний мотив»

Просмотр содержимого документа
«Анализ литературного произведения К. СЛУЧЕВСКИЙ «ОСЕННИЙ МОТИВ»»

К. Случевский «Осенний мотив»

Мой старый клен с могучею листвою,

Еще ты густ, и зелен, и тенист,

А между тем чуть видной желтизною

Уже слегка озолочен твой лист.


Еще и птиц напевы голосисты,

Ты ими полн, как плеском бег реки;

Еще висят вдоль плеч твоих монисты –

Твоих семян созревших мотыльки.


В них бывший цвет – твои воспоминанья,

Остатки чувств, испытанных тобой;

Но ты сказал им только: «До свиданья!»

Ты будешь жить и будущей весной.


Глубокий сон зимы обледенелой

Додремлешь ты и, покидая сны,

Весь обновлен, листвой своей всецело

Отдашься ласкам будущей весны.


Для нас – не то. Хотя живут стремленья,

И в сердце песнь, и грез душа полна,

Но, старый друг, нет людям обновленья,

И жизнь идет, как нить с веретена.



Анализ произведения К. Случевский «Осенний мотив»

1. Элементы комментария к стихотворению:

Жанр: лирическое стихотворение

Стихотворение «Осенний мотив» Константина Случевского входит в книгу Случевского «Из природы», в данной книге стихотворений немного, всего лишь 13, а данное стихотворение 8. В этой книге все стихотворения посвящены природе.

 Из природы. Источник: Сочинения К. К. Случевского в шести томах. СПб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1898. Т. 1. - 380 с. - С.261-262

Тема стихотворения: сравнение жизни клёна с жизнью автора

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

Лирическим героем представлен человек (друг) в сравнении с клёном. Автор испытывает легкую зависть к клёну, так как клён каждый раз начинает жить и расцветать весной заново, а автор этого не может. Автор считает, что жизнь течет по течению, и люди, разочаровавшие его, остаются в его жизни такими же, и у него от этого апатия. Стихотворение, при прочтении вызывает чувства легкой грусти, печали, сожаления, апатии и пессимизма.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.

Авторская мысль развивается от начала стихотворения к его концу. В начале идет описание клена, того как будет клён проводить осень и чувства в эту пору, зиму и весну. Далее автор сравнивает людей и себя с клёном и проходит к выводу и умозаключению: «Жизнь идет, не смотря ни то, что люди не меняются»



4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- композиционные решения;

Композиция двухчастная : 1 часть – образ клёна, 2 часть – размышления автора.

В данном стихотворении есть лирический зачин, начинающийся со слов: «Мой старый клен с могучею листвою»; далее идет развитие темы, начинается со слов: «А между тем чуть видной желтизною»; далее подводится концовка «поэтическое открытие», начинается со слов: «Для нас – не то. Хотя живут стремленья».

Основными приёмами композиции являются «противопоставление» жизни клёна жизни человека, также прием «монтаж», т.е. в течение всего стихотворения идут ассоциативные связи такие как, последовательность времен года, последовательность действий дуба с сравнении с человеком.

- особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

В данном произведении автор это «Субъект повествования». Субъектная организация стихотворения это «собственно авторская лирика (поэтический мир)».

Образный ряд : клён осенью, клён зимой, размышления автора.

- звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

В стихотворении есть такие фонетические средства выразительности как:

  • Ассоннас (повтор звука [е] в 1 четверостишии; повтор [е] и [и] во 2 четверостишии; повтор [о] и [а] в 3 четверостишии;)

  • Аллитерация (повтор звуков [л], [т] в 1 четверостишии; звуки [ш, ж, щ, ч] показывают шуршание листьев в 3 четверостишии; повтор звука [c] – показывает вой зимнего ветра [ссссс] в 4 четверостишии)

- мотивированность и точность использования выразительных средств;

В стихотворении есть лексические средства выразительности:

  • Антонимы (зелен-озолочен)

  • Архаизмы (монисты, грёзы, веретено, тенист)

  • Диалектизм книжный (голосисты, обледенелый)


Тропы:

  • Метафора (грез душа- душа полна мечтаний; Уже слегка озолочен твой лист – желтеют листья дерева)

  • Олицетворение (Но ты сказал им только: «До свиданья!»…

Глубокий сон зимы обледенелой

Додремлешь ты и, покидая сны,

Весь обновлен, листвой своей всецело

Отдашься ласкам будущей весны.)

  • Сравнение («Еще и птиц напевы голосисты,

Ты ими полн, как плеском бег реки.»

«монисты –

Твоих семян созревших мотыльки.»

«жизнь идет, как нить с веретена»)

  • Эпитеты (могучею, тенист, чуть видной желтизною, голосисты, глубокой, обледенелой)

  • Литота (А между тем чуть видной желтизною)


В стихотворении есть синтаксические средства выразительности:

  • Эллипсис (Еще висят вдоль плеч твоих монисты –

Твоих семян созревших мотыльки.

В них бывший цвет – твои воспоминанья,..)

  • Инверсия (Глубокий сон зимы обледенелой

Додремлешь ты и, покидая сны,

Весь обновлен, листвой своей всецело

Отдашься ласкам будущей весны.)

  • Антитеза (Мой старый клен с могучею листвою,

Еще ты густ, и зелен, и тенист,

А между тем чуть видной желтизною

Уже слегка озолочен твой лист.

Для нас – не то. Хотя живут стремленья…)

  • Ряд однородных членов предложения (Глубокий сон зимы обледенелой

Додремлешь ты и, покидая сны,

Весь обновлен, листвой своей всецело

Отдашься ласкам будущей весны.)



3. Ритм (Амфибрахий 2,11).

Система стихосложения - силлабическая.

Кол-во строф- 5

Вид строфы – терцина.

Рифма в зависимости от ударения чередуется женская с мужской рифмой.

По форме рифма – простая

По созвучности рифма - точная.

По способу рифмовки – перекрестная рифма.

Оценка рифмы – богатая.

Элемент графики стиха «столбик».

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные).

Читая данное произведение, появяются ассоциации с музыкальным произведением Фредерика Шопена «Осенний вальс». Вспоминается картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень. Слободка», произведение Николая Алексеевича Заболоцкого «Сентябрь». В голове представляется также картина одинокого человека, разочаровавшего в людях, но продолжающего жить дальше своей привычной жизнью.

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения.

Тема стихотворения переплетается с другими более известными стихотворениями Случевского «Зимний пейзаж» или «Старый дуб листвы своей лишился». Но данное стихотворение всё-таки уникально, наведывает на размышления.

Данное произведение с самого начала пронизано философским смыслом. Автор размышляет о том, как клён проводит времена года. Как он после зимы заново может возродиться и цвести, а человек после осени, имеется в виду, скорее всего проблемы, не может обновиться, то есть заново расцвести, как клён. Автор завидует клёну, его способности и возможности, заново отдаться весне и расцвести. Самому же автору сложно заново поверить в теплые чувства и заново радоваться жизни. Возможно после предательства.



Приложения

(Н. Заболоцкий) Сентябрь
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!