СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ мониторинга развития системы ранней помощи детям с ОВЗ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ мониторинга развития системы ранней помощи детям с ОВЗ в Ярославской области проводился в 2019 году. Возможно, данная форма будет полезна педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Анализ мониторинга развития системы ранней помощи детям с ОВЗ»

Аналитическая записка по результатам проведения


МОНИТОРИНГА АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


Кафедрой инклюзивного образования были проведены следующие мониторинги
  • Мониторинг существующих программ, методик, технологий работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с генетическими нарушениями, а также детей группы риска

  • Мониторинг эффективности различных моделей служб ранней помощи и коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

Задачи мониторингов:

  • сбор информации об актуальном состоянии системы ранней помощи в Ярославской области;

  • выявление проблем и разработка предложений по повышению качества и доступности предоставляемых услуг ранней помощи в Ярославской области.

Объект мониторингов - актуальное состоянии системы ранней помощи в Ярославской области

Субъект мониторингов - 49 организаций, оказывающих услуги ранней помощи, на базе следующих учреждений из 182 определенных ДО ЯО 91 мониторинг). 6 МР ЯО (2 мониторинг)

Система ранней помощи определяется, как комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям, и направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.



      1. Список МР ЯО, участвующих в мониторингах:


1 мониторинг:

2 мониторинг:

2. Список учреждений, принимавших участие в мониторинге

  1. МДОУ д/с № 18 "Сказка" г.Углич


  1. МДОУ "Детский сад № 207" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 73" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 85" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 61" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №92" г.Ярославль


  1. МУ ППМС "Центр помощи детям" г. Рыбинск


  1. МДОУ "Детский сад №212" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад "Звёздочка" г. Переславль-Залесский


  1. Детский сад 56 г.Рыбинск


  1. МДОУ "Детский сад № 2 р.п. Семибратово"


  1. "Центр помощи детям", г. Рыбинск


  1. МДОУ детский сад №4 "Олимпийский" .Угличский р-н


  1. МДОУ"Детский сад №78" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 8" Ростовский р-н


  1. МДОУ № 8 "Ленок" ЯМР


  1. МДОУ детский сад "Росинка" Мышкинский р-н


  1. МДОУ "Детский сад №190" г.Ярославль


  1. Р.П. Семибратово д.с.№2


  1. МДОУ "Детский сад №142" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №61" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 59" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №150" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 106" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 23" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 209" г.Ярославль


  1. МДОУ"Детский сад № 130" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №13" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 50" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 183" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №158" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 78" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 232" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 241" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 32" г.Ярославль


  1. МДОУ Детский сад 182 г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №144" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 243" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №109" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 41" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №191" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 133" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад №237" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 19" г.Ярославль


  1. МДОУ детский сад "Тополёк" Мышкинский р-н


  1. МДОУ "Детский сад № 55" г.Ярославль


  1. МДОУ "Детский сад № 228" г.Ярославль


  1. Детский сад N 6 г.Ярославль

  2. МДОУ Детский сад « 179 г.Ярославль



Выявлены основные направления деятельности по ранней помощи:

















Направления ( виды) деятельности Н

% ответов респондентов

Коррекционно-развивающее

50.5%

Диагностическое

66,0

Консультативное

91.3%

Методическое

50.5%

Информационно-просветительское

73.9%

Домашнее визитирование

1.4%

Другое

4.3%

Диагностическая






Очевидно, что в учреждениях доминируют следующие виды деятельности: консультативная, информационно-просветительская и

Диагностическая



















Какие конкретные виды работы по оказанию ранней помощи семье проводятся ДОУ, центрах помощи детям ?

3








Виды работы

Указали на данный вид работ (в %)

1

обследование (оценка) развития ребенка и среды (семьи) для последующего составления индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи

9,4

2

разработка индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

4,8

3

координация и сопровождение реализации индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи;

6,1

4

консультирование и обучение членов семьи;

9,7

5

социально-психологические услуги, психологическая помощь ребенку и семье

8,1

6

Оказание помощи родителям в формировании и развитии социально-бытовых навыков ребенка

2,2

7

формирование и развитие речи, навыков общения ребенка;

5,4

8

развитие двигательной активности;

1,0

9

использование вспомогательных технологий и оборудования;

7,5

10

медицинские услуги по уходу за ребенком и по обучению уходу за больным ребенком;

8,9

11

патронажные услуги;

0

12

услуги по подбору питания ребенка;

4,5

13

услуга по сопровождению ребенка на этапе окончания программы ранней помощи и поступления ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2

14

транспортные услуги;

0

15

услуга социальной поддержки семьи "социальная передышка". социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга

4,9



К какой модели относится деятельность Вашего учреждения ?

1. модель центрированная на ребенке - 56.5%

2. модель центрированная на семье - 36,5 %

3. трудно определить - 7%

Какие из данных методик оказания психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста используются в

вашем учреждении:



34.8%


система ранней комплексной помощи детям с нарушенным слухом,

-

5.8%

методики ранней комплексной помощи детям с нарушенным зрением,


2.9%

система психологической помощи при нарушениях раннего эмоционального развития,


42%

методики комплексной помощи детям раннего возраста с речевой недостаточностью,


71%

методическое обеспечение комплексного сопровождения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями,


29%

методики ранней комплексной помощи недоношенным детям и их семьям,


5.8%

методическое обеспечение ранней помощи детям с опорно-двигательными нарушениями,


8.7%

методическое обеспечение ранней помощи детям со сложными множественными нарушениями в развитии,


11.6%

методики ранней комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста группы биологического риска,


7.2%

научное и методическое обеспечение коррекционной помощи детям-сиротам группы риска.


4.3%

Другое


5.8%

Какие основные методы используются в работе по оказанию ранней помощи




общепедагогические,


89.9%

нейропсихологические,


21.7%

специально-педагогические,


46.4%

психологические


65.2%

междисциплинарного взаимодействия


20.3%












Проблемные вопросы для последующего обсуждения на мероприятиях по работе с детьми раннего возраста, выделенные респондентами








  1. Ознакомиться с новыми подходами в организации работы консультационного пункта

  2. Специальная подготовка кадров для работы с детьми раннего возраста

  3. Управление поведением ребенка

  4. Социализация детей в группе сверстников

  5. Нейропсихологический подход в работе по оказанию ранней помощи

  6. Сопровождение детей раннего возраста с неврологическими нарушениями

  7. Системы организации занятий, формы маршрутов сопровождения детей на консультационных пунктах

  8. вопросы консультирования родителей

  9. Диагностика и выявление детей с ОВЗ от 1 года до 3 лет

  10. Сетевое взаимодействие

  11. Организация социального партнерства с медицинскими учреждениями

  12. Работа с детьми при нарушении раннего эмоционального развития

  13. Методическое обеспечения для работы с детьми раннего возраста.

  14. Своевременная диагностика и коррекция

  15. Диагностическая и коррекционная работа с детьми до 1 года

  16. Организация работы с детьми с РАС

  17. Программное обеспечение дошкольного образования по раннему возрасту

  18. Система взаимодействия специалистов ДОУ в работе с детьми раннего возраста, Раннее выявление детей с ОВЗ

  19. Методы диагностики и коррекции

  20. Индивидуализация в раннем возрасте

  21. Статус службы ранней помощи в ДОУ. Взаимодействие и социальное партнерство.

  22. Взаимодействие ДОУ с неврологом

  23. Развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста; рекомендации по организации игровой деятельности

  24. нет проблем

  25. сопровождение детей до 1,5 лет

  26. Практические рекомендации по организации инклюзивного образования и психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью при отсутствии специалистов, призванных его обеспечить

  27. Ранняя неврология

  28. Нарушение речи в раннем возрасте

  29. Комплексная помощь детям раннего возраста с речевой недостаточностью

  30. Преемственность и сотрудничество семьи и детского сада

  31. Ранняя неврологическая патология

  32. Работа с детьми с 1 до 2 лет

  33. Методы работы с родителями по выявлению и коррекции ранних признаков ОВЗ коррекции

  34. Основы консультирования родителей

  35. Недостаточность медицинского сопровождения в комплексном медико-психолого-педагогическом процессе. Неосведомленность родителей о психо-моторном развитии ребенка раннего возраста.

  36. Организация межведомственного взаимодействия в рамках работы КП с детьми раннего возраста.

  37. Межведомственное взаимодействие системы образования и здравоохранения

  38. Медицинское сопровождение

  39. Вариативные программы по работе с детьми раннего возраста, их особенности

  40. Привлечение родителей

  41. Неврологическая патология

  42. Дифференциальная диагностика нарушений.

  43. Практические рекомендации по организации инклюзивного образования и психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и инвалидностью при отсутствии специалистов в МДОУ.

  44. Взаимодействие с родителями

  45. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с РАС


Преобладающими видами нарушений у детей, получающих раннюю помощь являются тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, умственная отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Наименее распространёнными видами нарушений у детей, получающих помощь являются сенсорные, двигательные расстройства аутистического спектра. Отдельно можно отметить значительное количество детей группы социального риска, которым оказывались услуги ранней помощи.




Выводы

1. Кадровое и обеспечение деятельности показанию ранней помощи не позволяет оказывать ее в полном объеме по всем направлениям и видам работ. В настоящее время в учреждениях Ярославской области, оказывающих раннюю помощь отсутствуют эрготерапевты. А также специалисты в сфере ранней помощи", т.е. специалисты, имеющие высшее образование в области дошкольной или специальной педагогики или психологии детей раннего возраста, а также дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации "Ранняя помощь". В связи с этим необходимо предусмотреть организацию обучения специалистов по программе повышения квалификации "Ранняя помощь"на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО. Для достижения эффективности работы по оказанию ранней помощи данный комплекс услуг должна оказывать междисциплинарная команда профессионалов в области развития детей раннего возраста:

  • педиатр развития

  • специалист по коммуникации (логопед)

  • специальный педагог (дефектолог)

  • психолог

  • эрготерапевт

  • специалист по работе с семьей

  • физический терапевт (инструктор ЛФК)

В Ярославском регионе реализованы отдельные фрагменты работы в, отдельные интересные инициативы и практики, в рамках которых представлен нестандартый подход к восстановлению с участием физических терапевтов и эрготерапевтов из Санкт-Петербурга, а также специалистов областного перинатального центра. (Опыт организации специальной смены для детей с двигательными и ментальными нарушениями в Ярославле в июне 2019 года в лагере, который был организован по инициативе благотворительного фонда «Маленькая страна». Смена объединила 14 детей в возрасте от одного до четырех лет с ограниченными возможностями здоровья и их семьи. Некоторые из них ранее уже наблюдались у петербургских врачей. Общей целью была реабилитация детей.

Замечание. Минздрав РФ намерен включить в обновленную номенклатуру должностей медработников специалистов по медицинской реабилитации – эрготерапевта, кинезотерапевта, медицинского психолога. Проекты соответствующих приказов подготовлены
На Западе эрготерапевт – это специалист, помогающий пациенту с функциональными нарушениями, например двигательными, приобретать или восстанавливать повседневные навыки. Особенно это важно для пациентов с ДЦП. До сих пор в России такой специальности не было.
По сведениям эксперта, до сих пор таких специалистов готовил только частный Медико-социальный институт в Санкт-Петербурге, в котором преподавали специалисты, прошедшие в 1990-е годы учебу в Скандинавии. Всего прошло два годовых курса, на каждом из которых подготовили 20 физических терапевтов и 20 эрготерапевтов. Один курс оплатил Русфонд, другой – программа Spina bifida фонда «Сделай шаг».

2. Необходимо усилить организационную работу по созданию междисциплинарных команд специалистов в процессе работы должна осуществить комплекс профессиональных действий, направленных на:

  • - оценку соответствия состояния ребенка критериям составления ИПРП;

  • - мониторинг развития ребенка группы риска;

  • - проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

  • - разработку, реализацию ИПРП и оценку ее эффективности;

  • - консультирование специалистов организаций образования, здравоохранения и социального обслуживания по вопросам, связанным с поддержкой развития и адаптации ребенка.

3. С целью осуществления информационно-просветительской деятельности в организациях, оказывающих услуги ранней помощи, на официальных сайтах ДОО должны быть созданы разделы «Ранняя помощь детям и их семьям» и сообщества в социальных сетях, в которых размещена информация об оказываемых услугах, специалистах, контактные сведения, полезная информация для родителей (законных представителей) по воспитанию и взаимодействию с детьми раннего возрасту. На базе интернет-ресурсов организаций, оказывающих услуги ранней помощи создана система обратной связи с целью интерактивного обсуждения вопросов развития и воспитания детей целевой категории, осуществления консультирования родителей в дистанционном формате.

4. Одной из причин, негативно влияющей на развитие системы ранней помощи, является недостаточный уровень межведомственного взаимодействия. В целях повышения результативности межведомственного взаимодействия, увеличения спроса родителей на оказание услуг ранней помощи необходимо в 2020 году целесообразно:

  • Провести на площадках организаций рабочие встречи со специалистами муниципальных органов управления образования, специалистами медицинских учреждений, представителями общественных организаций по выработке конкретных мер и решений по созданию региональной программы ранней помощи, направленная на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.

  • Разработать учебно-методические пособия по сопровождению деятельности по оказанию Ранней помощи детям с ОВЗ.

  • Организовать проведение круглых столов с целью трансляции лучших практик работы по межведомственному и сетевому взаимодействию специалистов системы здравоохранения, образования, социальной защиты и других заинтересованных структур по оказанию специализированной помощи детям раннего возраста, родителям, воспитывающим детей данной категории в рамках функционирования организаций, оказывающих услуги ранней помощи.

  • Организовать проведение мастер-классов, учебных семинаров, обучающих программ с целью освоения современных методик и моделей работы по оказания ранней помощи, оказание методической поддержке специалистам по разработке индивидуальных программ ранней помощи" по каждой из целевых групп детей в ней нуждающихся. Критерии для выделения групп:

  1. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет, который имеет статус "ребенок-инвалид", подтвержденный действующей справкой об установлении категории "ребенок-инвалид", выданной учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ).

2. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет, у которого выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к стойким нарушениям функций организма, задержка развития. Факт наличия нарушения функции(й), заболевания, задержки развития подтверждается справкой, выданной медицинской организацией на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений).

3. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет, воспитывается в государственном (муниципальном) учреждении, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет, который воспитывается в семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, что выявляется организациями социального обслуживания, помощи семье и детям, органами опеки и попечительства.

5. Ребенок в возрасте от рождения до трех лет, который относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным психолого-медико-педагогической комиссией.

5. Очевидно, что при оказании ранней помощи большинство учреждений в нашем регионе работают идеологии модели, ориентированной на ребенка, а не на семью в целом. О чем свидетельствует анализ полученных ответов на вопрос « Какие конкретные виды работы по оказанию ранней помощи семье проводятся ДОУ, центрах помощи детям» . Не более 9-10 процентов учреждений оказывают такого рода помощь. Так, например оказание помощи родителям в формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка, двигательных навыков, как услугу отметили 2, 0 % респондентов

-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!