Анализ мотивационной сферы учебно-профессиональной
деятельности студентов Щигровского филиала
Мотивация обучения — средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это, т. к. истинный источник человека находится в нем самом.
Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества — в виде намеков, указаний, подсказок, понуканий, требований, принуждений, т. е. это учеба как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление личности.
Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам. Эти мотивы могут иметь неодинаковую силу влияния на характер и результаты учебного процесса.
Мотивация – сложный процесс, влиять на который можно различными способами:
- демонстрация практической значимости получаемых знаний и умений в будущей профессиональной деятельности;
- работа в сотрудничестве с преподавателем, укрепление в студенте уверенности в собственных силах;
- создание ситуации заинтересованности в изучении предлагаемого материала;
- использование бонусов и преференций за посещение занятий без пропусков, своевременную подготовку проектов, рефератов, курсовых работ, участие в учебно-исследовательской работе и др. видах самостоятельной деятельности;
- мотивация личным примером - преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы, ценится студентами;
- формирование положительного отношения к выбранной профессии. Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентами, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах;
- одобрение успехов студентов, демонстрация их достижений (например, за хорошее или отличное выполнение работы), публичная похвала прибавляют студенту уверенности в себе, повышают его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата;
- заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности, полученным во время производственной практики, а также их личным мнением по каким-либо вопросам. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и учащимся.
Для выяснения мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов Щигровского филиала было проведено исследование с использованием двух методик: методика Овчарова Р.В. позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии и теста А.А. Реана, который позволяет изучить мотивы учебной деятельности обучающихся. Тестирование было проведено среди студентов 1-4 курсов.
Анализ анкет студентов «Мотивы выбора профессии» показал, что у опрошенных преобладают внутренние социально значимые и индивидуально значимые мотивы, что свидетельствует об общественной и личной значимости выбранной специальности, возможности общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Среди внешних мотивов на первое место выходят внешние положительные - материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. Студентами были указаны и внешние отрицательные мотивы, среди которых лидируют навязанное мнение родителей и единственный выбор в сложившихся обстоятельствах. Однако, на выбор профессии они повлияли в меньшей степени. Исследования показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации.
Для успешного обучения важен не только правильный выбор профессии, но и положительная мотивация к учебе. Учебный труд студентов сопровождается теми или иными мотивами. Наиболее часто отмечающиеся в психолого-педагогической литературе особенности эмоционального климата, необходимые для формирования и поддержания мотивации учения. Для установления мотивов учебной деятельности был использован тест А.А. Реана и В.А. Якунина.
Результаты проведенного тестирования показали ряд основных мотивов учебной деятельности:
1) получить диплом - 17%;
2) стать высококвалифицированным специалистом - 14%;
3) обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности - 11%;
4) приобрести глубокие и прочные знания - 10%;
5) добиться одобрения родителей и окружающих - 9%
В целом картина выбора одинакова для студентов всех курсов. Мотивы: «Получить диплом», «Стать высококвалифицированным специалистом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Приобрести глубокие и прочные знания» входят в пятерку наиболее значимых для студентов. Необходимо отметить, что значимым мотивом является также желание добиться одобрения родителей и окружающих (9% студентов), а также «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу (5% студентов).
Для студентов старших курсов растет значение такого побуждающего фактора как возможность приобрести интеллектуальное удовлетворение (7% студентов). Они задействованы в написании курсовых и исследовательских работ, у них возникает область профессиональных интересов, поэтому возможность общаться с преподавателями-специалистами становится для студентов не только нужной, но и интересной. В дополнение к этой причине появляется желание достичь уважения преподавателей (4% студентов).
Важным для всех студентов является также стремление постоянно получать стипендию (6% студентов), а этот мотив тесно связан с мотивом успешно учиться и сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» (4% студентов). Ма-териальная потребность становится важной, так как в 18-19 лет наличие «собственных» денег дает хоть какую-то независимость от родителей.
Для 10% старшекурсников значим мотив приобретения глубоких и прочных знаний. Возможно, что они задумываются о трудоустройстве и получении диплома и поэтому отметки, которые будут во вкладыше к диплому, для них становятся важными. Интересно также отметить, что важность мотива «Получить диплом» для младших курсов, выше, чем мотив «Стать высококвалифицированным специалистом». Для студентов - выпускников получение диплома становится уже безусловным фактом, поэтому теперь они больше задумываются о дальнейшей учебе в ВУЗе (4% студентов) и трудоустройстве, а, как следствие, и получении глубоких знаний по специальности и обеспечении успешности в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, для повышения уровня мотивации профессиональной деятельности студентов можно предложить следующие рекомендации:
– создавать ситуацию успеха в учении, то есть предусматривать градацию учебного материала для групп студентов с разной базовой подготовкой и с разным интеллектуальным развитием;
– использовать такие вопросы и задания, решение которых требует от сту-дентов активной поисковой деятельности;
– по возможности стремиться к тому, чтобы в процессе производственной практики студенты выполняли работу, наиболее соответствующую будущей специальности;
– преподавателям специальных дисциплин приводить больше примеров из производственной деятельности, проводить деловые игры, чтобы создать наиболее полное представление студентов о будущей профессии;
– очень важно разъяснять студентам значимость профессионального образо-вания вообще, независимо от получаемой специальности. Студенты знают из разговоров с взрослыми о том, как сложно в наше время найти работу, у них нет видения четких перспектив, и это, безусловно, является элементом отрицательной учебной мотивации. Поэтому нужно поддерживать уверенность студентов в том, что в будущем при поиске работы многое зависит, прежде всего, от них самих, и получаемые знания могут сыграть при этом существенную роль;
– максимально способствовать участию студентов в общественной жизни колледжа.