Анализ образовательно-воспитательной работы
дошкольной группы МОУ Барановской СОШ
за 2011 - 2012 уч. г.
1. Общие сведения.
В МОУ Барановская СОШ, дошкольная группа работают 2 возрастные группы, общая численность детей составляет 18 человек. Из них:
| 1,5 лет | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет |
девочек | 4 | 5 | 9 | 3 | 10 | 4 |
мальчиков | 6 | 7 | 5 | 3 | 8 | 2 |
Всего выпускников – 2 человека (Сабуров Владимир и Копылова Александра).
Организация воспитательно – образовательной работы в дошкольной группе МОУ Барановская СОШ осуществлялась в условиях реализации типовой Программы «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, включающая в себя базисные направления, предусмотренные современными требованиями дошкольного образования:
физкультурно – оздоровительное,
художественно – эстетическое,
познавательно – речевое
социально – личностное.
2. Педагогический коллектив работал над следующими задачами:
Содействовать развитию связной речи в различных видах детской деятельности и свободном общении.
Формировать у детей дошкольного возраста интерес и потребность к двигательной активности, воспитывать культуру здоровья через взаимодействие детского сада и семьи.
3. Анализ образовательной деятельности.
Работа по выполнению программы во всех группах велась стабильно: наилучшую результативность в выполнении программы показали ребятишки старшего возраста, чуть пониже дети 2 младшей группы. Причина – особенности контингента воспитанников.
№ п/п | Раздел программы | Показатель |
1 | Физическое воспитание | 66 % |
3 | Ознакомление с окружающим | 72% |
4 | Развитие речи | 68% |
5 | Ознакомление с художественной литературой | 82% |
6 | Развитие элементарных математических представлений | 77% |
7 | Экологическое воспитание | 82% |
8 | Нравственное воспитание | 81% |
9 | ИЗО | 80% |
10 | Конструирование и ручной труд | 87% |
11 | Игровая деятельность | 96% |
12 | Трудовая деятельность | 89% |
Итого средний показатель усвоения программы по детскому саду | 83,5% |
Анализ качества знаний по отдельным разделам программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок: наиболее высокий уровень усвоения программы по трудовой и игровой деятельности; несколько ниже - по физическому, умственному, эстетическому воспитанию.
В детском саду создавались все условия для социально-личностного развития дошкольников: для адаптации, для комфортного пребывания детей в учреждении, положительного отношения ребенка к себе, другим людям, к окружающему миру для коммуникативной и социальной компетентности детей. Организовывались разнообразные формы работы с детьми, дети были включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) развитию познавательного отношения к миру.
Тематический контроль по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в д\с проводился в декабре месяце 2011 года зам. директора по дошкольному образованию Мельниковой Л.М., по итогам которого были даны следующие рекомендации:
систематически проводить закаливающие мероприятия в каждой возрастной группе;
иметь уголки, отражающие здоровьесберегающую направленность, пополнять информационный уголок для родителей «Нетрадиционные методы в работе с детьми»;
продолжить работу по созданию здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в д/с;
систематически и планомерно взаимодействовать с родителями для развития культуры здоровья, планируя различные формы работы;
при планировании занятий в обязательном порядке указывать здоровьесберегающее сопровождение.
Тематический контроль по пожарной безопасности проводился в феврале. В качестве выводов и рекомендаций было выявлено, что в детском саду в недостаточном количестве создан и систематизирован учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами пожарной безопасности (учебные пособия, альбомы, плакаты, дидактические игры, конспекты занятий, буклеты и памятки). Отсутствие необходимого количества детской художественной литературы для дошкольников по пожарной безопасности и основам безопасности жизнедеятельности.
4. Результаты воспитательной деятельности.
В течение 2011-2012 учебного года было проведено 9 мероприятий: подготовка и проведение праздника «Осень золотая»; подготовка и проведение Новогодних праздников и каникул; развлечение «Проводы русской зимы»; подготовка и проведение Дня Защитника Отечества; посещение библиотек, ДК; утренник к 8 Марта; «Светлый праздник Пасхи»; выпускной бал «До свидания, детский сад». Оформлено 6 выставок. Дети совместно с родителями в декабре 2011 года приняли участие в районном конкурсе по изготовлению символа этого года игрушки-поделки «Динозаврик». Поделки получились у всех конкурсантов славными, но победа досталась Лукиной Татьяне, которая в областном конкурсе заняла 1-ое место.
Занятия в д/с сочетались с игровой деятельностью вне занятий.
Знания, опыт, приобретенные в учебной деятельности, использовались детьми в самостоятельной, изобразительной и театрализованной деятельности, творческих играх. Для всех групп был составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
5. Анализ состояния здоровья воспитанников.
Дошкольное учреждение работает по программе «Основы здорового образа жизни». Целью программы является реализация задач и условий по воспитанию здоровых детей, организация здоровьесберегающей среды. По выполнению требований программы ведется работа. Но, к сожалению не всегда проводимая работа дает ожидаемого эффекта. Цифры по снижению заболеваемости не всегда радуют. По результатам отчетного года нужно сделать вывод, что в дальнейшей работе еще больше внимания нужно уделить вопросам организации оздоровления, закаливания, применения здоровьесберегающих технологий. В детском саду созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей их физического и психического развития:
Основными принципами рационального питания являются:
соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка;
сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ. Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд;оптимальный режим питания;
обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи;
соблюдение гигиенических требований к питанию детей.
В меню предоставлены разнообразные блюда. Между завтраком и обедом дети получают соки и витаминизированные напитки. В ежедневный рацион питания включены фрукты и соки.
Созданы условия для физического развития дошкольников:
В рамках реализации данного направления продолжена работа по созданию условий для наилучшей адаптации детей вновь поступивших в дошкольное учреждение и по созданию благоприятного психологического микроклимата в группах. Дети, вновь поступившие в группу, находились под постоянным наблюдением специалистов. В результате комплексной работы все дети, посещающие д/с, были адаптированы к условиям детского сада.
6. Открытые просмотры для активизации образовательного процесса.
23 марта 2012 года, воспитательница, Сабурова Ольга Александровна, показала открытое комбинированное занятие по развитию зрительного восприятия и мелкой моторики во второй младшей группе для районного методического объединения воспитателей дошкольных учреждений. Ольга Александровна проводила занятие по теме: «Животные жарких стран». Все присутствующие отметили педагогический рост и мастерство воспитательницы, были даны ей добрые советы, рекомендации на будущее и тёплые позитивные пожелания. Встреча прошла в дружеской и радушной обстановке. Все педагоги были довольны гостеприимным приёмом.
Воспитатели дошкольной группы МОУ Барановская СОШ целенаправленно ведут работу по обучению детей правилам дорожного движения. В январе проходили открытые занятия по безопасности детей на улицах города. Дети подготовительных групп были приглашены на «Уроки дорожной грамоты» и «Дорожную азбуку». В ходе занятий воспитатели уточнили и расширили представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дала элементарные знания о правилах поведения на улице. В группе и в приёмной комнате для детей оборудованы и оформлены уголки безопасности дорожного движения. В уголках имеются различные игры, наглядные материалы, художественная и методическая литература, игрушки различных видов транспортных средств, оформлены альбомы с кроссвордами, ребусами. Площадку планируется оборудовать дорожными знаками, детским транспортом, различными постройками, что привлекает детей, позволяет играть почти всей группой. В детском саду разработана система работы по формированию у детей правил безопасного поведения на дорогах. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни. Работа ведется в четырех направлениях:
Работа с педагогами;
Работа с родителями;
Работа с детьми;
Работа с общественными организациями.
Итоги работы по профилактике детских дорожно-транспортных происшествий подводятся на педсоветах. Активно внедряется в работу детского сада проектный метод.
Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. Чтобы обучение детей было непрерывным, успешным мы используем широкий спектр разнообразных форм работы с семьей:
Консультации;
Папки – передвижки;
Выпуск буклетов “Ты-пешеход”;
Выставки;
Стенды.
Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.
Педагоги нашего детского сада проводят систематическую работу с детьми по основам безопасности жизнедеятельности. С 21 по 25 февраля в детском саду проводилась Неделя Пожарной безопасности. В течение всей недели педагоги уточняли, систематизировали и углубляли знания детей о правилах пожарной безопасности, используя разные формы работы: беседы, практические занятия, чтение художественной литературы, проведение конкурсов, викторин. Мельникова Любовь Михайловна, на занятии по окружающему миру в интересной и занимательной форме познакомила детей с основами пожарной безопасности, совместно с детьми оценили поступки людей. Воспитательница создавала ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни. Она использовала разнообразные методы и приемы, с помощью которых изложила материал по безопасности дома и в детском саду, - доступные пониманию детей разного возраста на основе анализа детских стихотворений, пальчиковой гимнастики.
В апреле этого года, в рамках годовщины, посвященной 50-летию со Дня исторического полета 1-го космонавта Ю.А. Гагарина, были проведены запланированные занятия в обеих группах детского сада занятие по развитию речи «Беседа о Космосе» Сабурова О.А. провела для самых маленьких, а занятие-путешествие «Полет в Космос» для детей постарше. Такие занятия позволили детям закрепить знания о профессиях космонавта, познакомить с историей развития космонавтики, познакомить со строением Солнечной системы, расширить и активизировать словарный запас по теме «Космос».
7. Работа с педагогическими кадрами.
В 2011/12 учебном году педагоги активно участвовали в педагогических советах, семинарах-практикумах, административно-групповых совещаниях, готовили доклады по различным темам, неоднократно участвовали в дистанционных мероприятиях по линии КИОРО.
8. Методическая работа в д/с.
В рамках обновления содержания образования было сделано следующее:
в группах пополнен и систематизирован дидактический и игровой материал по правилам дорожного движения; консультативный материал для родителей по подготовке детей к школе;
методический кабинет пополнен разработками, конспектами, дидактическим и демонстрационным материалом по правилам дорожного движения, по развитию речи, подготовке детей к школе;
приобретен материал для апробации программы «Детский сад 2100».
9. Работа с родителями.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырём направлениям.
1. Информационно – аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в д/с начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
2.Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Исходя, из этого в ДОУ сформулированы следующие цели работы с родителями воспитанников:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установления доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
С этой целью в д\с используются активные формы и методы работы с родителями.
Общие и групповые родительские собрания.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Из 6 запланированных собраний было проведено 5 на следующие темы:
«Знакомство с планированием детского сада на новый учебный год. Выборы родительского комитета».
«О программе «Детский сад-2100».
«Готовность ребёнка к школе. Что это такое?»
«Как подготовить ребёнка к детскому садику?»
«Итоги года. Планы на будущий учебный год».
Работа родительского комитета.
В учреждении работает родительский комитет, представители которого избираются на групповых собраниях. Родительский комитет организует родителей на оказание помощи в проведении косметического ремонта, сбором подарков для новогодних праздников, оформлением клумб детского сада, ремонтом и покраской игрового оборудования на участке детского сада, члены родительского комитета участвуют в жюри конкурсов, выставок учреждения, участвуют в детских праздниках и т.д.
План работы родительского комитета
Заседание родительского комитета.
Ознакомление с планом работы ДОУ на 2011-2012 уч. год
Принимать участие в организации и проведении родительских собраний.
Оказывать посильную помощь в проведении ремонтных работ.
Участие в организации и проведении воспитательно - образовательной работы.
Консультации.
При выборе консультаций для родителей педагоги проводят тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбирают оптимальный вариант. Темы консультаций также бывают приурочены к различным мероприятиям детского сада.
Совместная деятельность
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которых родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
В д/с проводятся выставки совместных работ родителей с детьми «Чудо – чудное, диво – дивное» (выставка поделок из природного материала 2011 г); «Динозаврик-2012» и другие. Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители проявляют особую активность, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, в ДОУ заранее вывешиваются интригующее, яркое сообщение. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
3. Наглядно – информационное направление включает в себя:
Родительские уголки
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Фотомонтажы
«Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи» и т.д.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в детских праздниках. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
10. Работа с социумом.
Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
1. Налаживание тесного сотрудничества детского сада с сельским ФАП. Фельдшер – Листова Л.К., информируют родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям.
В тетрадях здоровья прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами.
2. Взаимодействие детского сада и Барановской школы носит гуманистический характер, основывается на взаимопонимании, сотрудничестве, доверительности. Разрабатывается стратегия совместных
действий по развитию познавательной активности ребенка, творческих способностей, инициативы и самостоятельности, коммуникативности, любознательности, исследовательского интереса, учреждения и начальной школы. На основании изученных материалов по адаптации педагоги,
составляют планы индивидуальной работы по обеспечению эмоционального благополучия, легкой адаптации к обучению в школе каждого воспитанника-ученика.
3. Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы
установили тесные связи с сельской библиотекой и ДК. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работника библиотеки – Румянцевой Е.П. и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата.
Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников успешно реализуются. Вывод.
Исходя из анализа воспитательно-образовательной и оздоровительной работы за 2011 – 2012 учебный год, можно сделать следующие выводы:
Годовой план ДОУ реализован в полном объеме.
Выполнение детьми государственного (временного) стандарта по дошкольному образованию осуществляется по высокому и среднему уровню.
В детском саду используются разнообразные формы взаимодействия с семьей, социумом.
Поставлены следующие задачи на 2012 – 2013 учебный год:
Для решения поставленных задач специалистами ДОУ запланированы мероприятия, в основе которых лежат традиции дошкольной группы МОУ Барановская СОШ, а так же формы и методы работы, соответствующие современной концепции образования.
Апробация программы «Детский сад 2100» (А.А. Леонтьев, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев) во всех группах.
Повышение культуры речевого развития дошкольников.
Продолжать работу по здоровому образу жизни среди дошкольников и родителей, используя новые формы работы с участниками образовательного процесса.
Зам. директора по дошкольному образованию – Мельникова Л.М.