Анализ особенностей Международной олимпиады школ РО и международного конкурса игры «Кенгуру»
Цель и задачи проведения школьного этапа:
Целями проведения школьного этапа предметных олимпиад являются:
-создание благоприятных условий для поддержки и развития одаренных детей, проявления детской инициативы, реализации обучающимися их интеллектуальных способностей и интересов;
-выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
-формирование школьной команды для участия в муниципальном этапе олимпиады.
Задачи проведения школьного этапа предметных олимпиад:
-создание комплекса условий для организации интеллектуальной деятельности обучающихся с учетом их возрастных особенностей на основе личностно-ориентированного подхода в образовании, свободы выбора сферы интересов;
-выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
-пропаганда научных знаний;
-развитие потребности к интеллектуальной и творческой деятельности у обучающихся;
-раскрытие гуманитарной направленности обучения (формирование себя) всего познавательного процесса, осуществляемого в рамках учебной и внеучебной деятельности;
-выявление наиболее способных, творчески мыслящих учащихся.
«Кенгуру» — это международный математический конкурс для учеников 2–10 классов. Ученики из России участвуют в нём уже 25 лет. В 1994 году «Кенгуру» собрал всего 300 ребят, а сегодня объединяет 1,5 млн российских школьников. Расскажу, почему в нём полезно участвовать даже тем, кто не силён в математике, и какие задания приготовили разработчики.
Как появился «Кенгуру»
В 80-хх годах XX века австралийский математик и педагог Питер Холлоран предложил новый формат математического состязания. Классические олимпиады школьников по математике включают несколько сложных задач: например, на Всероссийской олимпиаде их четыре. Холлоран же вместо малого количества головоломных задач придумал 25 не сложных, но интересных заданий в форме теста с выбором ответа.
За верное решение простых задач даётся 3 балла, за решение средних по сложности — 4 и за самые сложные — 5.
Первая категория задач посильна для любого школьника. Автор в первую очередь хотел увлечь учеников математикой, а не выявить самых одарённых.
Сложные задания «Кенгуру» позаковыристее: они требуют не долгих размышлений, а одного оригинального хода.
Последние задачи «посложнее» для 9–10 классов с конкурса 2018 года
Идея такого демократичного конкурса добралась до Франции в 1991 году. Конкурс понравился европейским математикам и школьникам, а название ему придумали в честь страны происхождения — родины прытких кенгуру.
Кто придумывает задания
Весной разработчики заданий из 77 стран придумывают задачи для конкурса и загружают их через защищённые каналы передачи информации. С 1 сентября члены жюри конкурса начинают оценивать предложенные задачи в режиме «онлайн». В октябре представители стран-организаторов собираются, обсуждают задания и составляют международные варианты.
Дискуссии проходят бурно, ведь каждый хочет продвинуть задачи, которые ему понравились. После двухдневного обсуждения группы формируют банки задач для международного варианта. Для этого разработчики объединяются в группы и составляют варианты заданий для разных возрастных категорий:
Pre Écolier — 2-ые классы,
Écolier — 3–4-ые классы,
Benjamin — 5–6-ые классы,
Cadet — 7–8-ые классы,
Junior — 9–10-ые классы,
Student — выпускники и студенты.
Состязания в последней возрастной категории в России не проводятся, поскольку вузы не участвуют в организации конкурса.
К концу декабря разработчики вносят последние правки, и каждая страна адаптирует вариант под специфику своей школьной программы. Например, российские разработчики долгое время убирали задачи по теории вероятности из вариантов для старшеклассников, потому что эту тему раньше не изучали в школе. Методисты в России часто заменяют задачи конкурса на более сложные, чтобы ученикам было интереснее.
Конкурс состоит из одного этапа и проходит очно. Ежегодно в третий четверг марта школьники всего мира садятся за парты и решают задачи.
Второклассникам предлагается 25 заданий, ученикам 3–4 классов — 26, а всем остальным — 30. Формат конкурса остаётся неизменным: в каждом задании нужно выбрать один из пяти вариантов ответа.
На решение задач отводится 75 минут. По истечении времени учителя собирают бланки и отправляют их в межрегиональный комитет на компьютерную проверку.
Что даёт участие в конкурсе
Цель конкурса — заинтересовать математикой как можно больше людей. Международная ассоциация «Кенгуру без границ» стремится развивать у школьников интерес к науке, укреплять связь школьных учителей с научным сообществом и помогать общаться школьникам из разных стран.
Интерес к науке
Конкурс помогает ребёнку открыть математику заново и поверить в свои силы, невзирая на оценки в школе. Первые задания для каждой возрастной категории основаны на знакомых житейских ситуациях или заданиях из детских журналов. Может даже возникнуть ощущение, что никакой математики здесь вовсе нет, но это не так.