Отчёт о проведении занятий «Занимательная грамматика»
в 3-Б классе в 2022-2023 уч. году
В 2022 – 2023 учебном году в 3-Б классе (учитель Шаповалова С.В.) 1 раз в неделю (среда) проводились факультативные занятия по русскому языку «Занимательная грамматика». Рабочая программа факультатива была рассчитана на 34 часа. Фактически проведено 33 занятия, 1 урок вычитан совмещением тем. Занятия проводились согласно календарно-тематическому планированию.
Рабочая программа 3-Б класса была направлена на достижение следующих целей:
заложить основы формирования коммуникативной компетентности учащихся с учётом их интересов и возможностей, что обеспечивалось планомерным обучением всем видам речевой деятельности;
расширить, углубить и закрепить у обучающихся знания по русскому языку;
показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Весь учебный материал курса был сгруппирован в 6 разделов:
- раздел 1 «Друзья русского языка»;
- раздел 2 «В стране пунктуации и орфографии»;
- раздел 3 «Занимательные слова»;
- раздел 4 «Жители домика «Слово»;
- раздел 5 «Королевство Морфологии»;
- раздел 6 «Королевство Красноречия».
Каждое занятие факультатива «Занимательная грамматика» было направлено на то, чтобы показать учащимся, как увлекателен, разнообразен и неисчерпаем мир слова, мир русской грамматики. Особое внимание на занятиях уделялось заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, повышение орфографической грамотности.
Для успешного проведения занятий использовались разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Нередко дидактический материал подавался в стихотворной форме, что способствовало его более лёгкому усвоению и запоминанию. Всё это открывало для обучающихся прекрасный мир слова, учило их любить и чувствовать русский язык, развивало положительную мотивацию к изучению русского языка.
Учащиеся 3-Б класса на занятиях по темам «Волшебные слова», «Крылатые слова» и «Как правильно употреблять слова?» готовили мини-сообщения, учились самостоятельно работать со словарями, читали и анализировали предложенные тексты, участвовали в ролевой игре. Всё это способствовало обогащению словарного запаса обучающихся, овладению нормами и правилами речевого этикета.
Также третьеклассники учились в игровой форме распознавать тип предложения (вопросительное, повествовательное, побудительное); подбирать соответствующие синонимы и антонимы к данным в задании словам; правильно образовывать морфологические формы слов; анализировать и сопоставлять полученную информацию.
Благодаря тому, что работа основывалась на принципе занимательности, у обучающихся развивалась любознательность, а это значит, что совершенствовалось практическое овладение языком: знания и умения по правописанию слов с изученными орфограммами, различению приставок и предлогов (предлоги пишутся раздельно со словами, приставки – слитно), разбор слов по составу, правописание слов с удвоенными согласными, проверка написания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.
В 2023-2024 учебном году следует продолжить работу по совершенствованию знаний по русскому языку в рамках факультатива «Занимательная грамматика», решая следующие задачи:
• пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием русского языка;
• воспитание личности, которая заботится о качестве своей речи и умело пользуется ею;
• воспитание положительного и бережного отношения к книге как объекту культуры.
• приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.