СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ поэтического произведения, адресованного ребенку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ поэтического произведения, адресованного ребенку. С.Я.Маршак "Сказка об умном мышонке".

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического произведения, адресованного ребенку.»


Анализ поэтического произведения,

адресованного ребенку


1. Автор и название стихотворения.

С.Я. Маршак. Сказка об умном мышонке


2. Тема, основная мысль / о чем стихотворение /.

Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тематика данного стихотворения – стихотворение о животных, точнее антропоморфизация животных и наблюдение за ними. В тексте представлены диалоги животных, описаны определенные черты характера, которые им присущи, а также поведение, свойственное человеку:

Унесла мышонка кошка

И поет: - Не бойся, крошка.

- Мур-мур-мур, - мурлычет кошка,

Поиграй, дружок, немножко.

А мышонок ей в ответ:

- У меня охоты нет.

- В кошки-мышки или в жмурки? и т.д.


Стихотворение о том, как научиться преодолевать трудности, которые поджидают на каждом шагу, как проявить сообразительность и смекалку в непростой ситуации.


3. Собственно детско-литературоведение:

1) Какую цель преследует автор в данном стихотворении? (рассмешить, дать погрустить (эффект катарсиса), развеселить, научить, рассказать о том, какой бывает удивительный мир или просто показать, каким красивым может быть что-нибудь?)

Какими художественными средствами и приемами автор достигает своей цели?


В данном стихотворении автор преследует цель научить ребенка справляться с трудными ситуациями. Автор достигает своей цели следующими художественными средствами:

- эпитеты:

рябая, хитрая кошка, острозубый хорек, остроглазый, перепуганный

- антропоморфизмы:

кошка поет, засмеялась кошка, мышонок говорит, сказала кошка, закричал мышонку еж и т.д.
- сравнение:

А навстречу шла ежиха

Вся в иголках, как портниха.

А глаза горят, как плошки,

Вдвое больше, чем у кошки.

- анафоры, повторы, антитезы:

Я - зверек,

И ты - зверек,

Я - мышонок,

Ты - хорек,

Ты хитер,

А я умен,

Кто умен.

А сова - все ближе, ближе,

А сова - все ниже, ниже.
Инверсии встречаются в каждой строфе, когда стоит сначала сказуемое, а потом подлежащее:

Говорит мышонок Мурке.

Засмеялась кошка Мурка.

Поиграл бы я немножко и т.д.

Эллипсис (пропуск подразумевающегося слова):

А мышонок - прямо в лес.


2) Какими художественными средствами раскрывается тема стихотворения?

а) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие тему, главную мысль поэта: составить «цепочки» ключевых слов.

«Не бойся, крошка - Перепуганный спросонок – В кошки-мышки наша мать не велела нам играть – бедняжка – коротконожка – у мышонка замер дух – он забился под лопух»

Данная цепочка слов характеризует мышонка, представляет его читателю. Это маленький, боязливый, слабый мышонок, который пугается каждого звука.

Далее в виде таблицы представим тематические цепочки слов и образов, которые демонстрируют читателю сложные ситуации, в которые попадал мышонок, и опишем действия, которые совершил мышонок, чтобы избежать грозящей ему опасности.

Опасная ситуация

Как мышонок вышел из нее

Унесла мышонка кошка.

Поиграем в кошки-мышки.

Я тебя, голубчик съем!

У меня охоты нет.

Ты же, кошка, хоть на час

Мышкой будь на этот раз.

Ну, тогда играем в жмурки.

Дай, пожалуйста, чуть-чуть

Мне прилечь и отдохнуть.

Нашел он щель в заборе.

Был мышонок – да исчез.

Там, где был, меня уж нет!

Острозубый, остроглазый

Был он вором и пролазой.

Поиграй в мою игру!

Кто умен, тот вышел вон!

А мышонок – прямо в лес.

Зверек страшнее кошки.

Ежиха вся в иголках, как портниха.

От ежей ты не уйдешь!

Не хочу я в чехарду,

На иголки попаду.

Мышонок по тропинке меж кустов

Прошмыгнул – и был таков.

Караул! Беда!

К нам сюда летит сова.

Глаза горят как плошки,

Вдвое больше, чем у кошки.

Пустился без оглядки,

Скрылся в скошенной траве.


б) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор:

- эпитеты:

рябая, хитрая кошка, острозубый хорек, остроглазый, перепуганный

- антропоморфизмы:

кошка поет, засмеялась кошка, мышонок говорит, сказала кошка, закричал мышонку еж и т.д.
- сравнение:

А навстречу шла ежиха

Вся в иголках, как портниха.

А глаза горят, как плошки,

Вдвое больше, чем у кошки.


3) Художественный образ мира создаётся следующим образом:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Данное стихотворение написано 3-стопным хореем (1-3-5-7).

Б) Значимые перебои ритма несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

Я - зверек,

И ты - зверек,

Я - мышонок,

Ты - хорек,

Ты хитер,

А я умен,

Кто умен,

Тот вышел вон.

В этом отрывке 3-стопный хорей заменяется 2-стопным.

В) Рифмы

В данном стихотворении все рифмы парные, за исключением отрывка, который представлен выше (в нем рифмы перекрестные).

Г) Анафоры

- анафоры, повторы, антитезы:

Я - зверек,

И ты - зверек,

Я - мышонок,

Ты - хорек,

Ты хитер,

А я умен,

Кто умен.

А сова - все ближе, ближе,

А сова - все ниже, ниже.

Д) Переносы.

По тропинке меж кустов

Прошмыгнул - и был таков!

Поглядел мышонок: мчится

То ли кошка, то ли птица,

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма».

На протяжении всего стихотворения практически в каждой строфе повторяется звук Ш.

Пример: Унесла мышонка кошка

И поет: - Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой

В кошки-мышки, дорогой!

Поиграл бы я немножко, (фонетически звук Ш)

Только, пусть, я буду кошкой.

Ты же, кошка, хоть на час

Мышкой будь на этот раз!


Шел он, шел, взошел на горку

И внизу увидел норку.

То-то рада мышка-мать!

Ну мышонка обнимать!

А сестренки и братишки

С ним играют в мышки-мышки.


- Мур-мур-мур, - мурлычет кошка,

- Мяу-мяу

Ква-ква!

луп да луп – примеры звукоподражания кошке, лягушке, сове.



4) Структура стихотворения:

Композиция стихотворения, его деление на строфы.

Композицию данного стихотворения можно представить в виде схемы:

15 катренов – 1 децима – 14 катренов - 1 секстина

Децима разделяет стихотворение на две равные части. В первой части описано состояние мышонка: он боится всего, запуган, неуверен в своих поступках. В этой первой части он противостоит кошке. Детально описаны испытания зверька, которым подвергает его лиса. Он робко ей противостоит, по-прежнему чувствуя неуверенность. Так же он робок с другим испытанием в лице хорька. Кульминацией становится его дальнейшая борьба за свою жизнь. В этой самой длинной строфе в шутливой форме с помощью считалочки он показывает свое бесстрашие в противостоянии с хорьком. Он настолько осмелел, что сумел ускользнуть от этого «страшного врага», поиграв с ним в считалочку.

Последняя строфа описывает символичное возвращение мышонка домой, где ему рады все родственники. Это вполне заслуженная награда – результат преображения личности мышонка, проявления рвения к жизни, проявления смекалки и смелости.

От строфы к строфе (до децимы) растет эмоциональное напряжение, опасение за жизнь мышонка. У читателя возникает чувство жалости к маленькому беззащитному зверьку. Однако после кульминации происходит трансформация мышонка, он чувствует в себе уверенность и дает отпор хорьку и всем остальным животным.

После кульминационной строфы эмоциональное напряжение снижается, читатель рад всем действиям смелого мышонка, который сумел так преобразиться.


5) Точно ли автор использует нужную лексику?

А). Какую лексику автор может употребить?

Автор использует бытовую лексику, которая присутствует в детском словарном запасе.

Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дружок, мышка, зверек, ножки, шкурка, голубчик, рыльце, водица, мыльце, сестренки, братишки.

Часто упоминаются названия детских игр: жмурки, кошки-мышки, уголки, пятнашки, чехарда, мышки-мышки, а в дециме описана детская считалочка. Все это автор делает для того, чтобы быть максимально ближе и понятнее для детей. Слова, свойственные детской речи, намного ближе и яснее ребятишкам – читателям этого произведения.


6) Нарративная структура поэтического произведения для детей, или способ репрезентации событий:

В произведении речь ведется от третьего лица, а также автор говорит от лица персонажей.


4) Эмоциональный уровень восприятия адресатом произведения:

Стихотворение, конечно же, заставляет задуматься, дает импульс к фантазии и воображению детей. Читается на одном дыхании, с захватывающим и волнующим сюжетом. Дети учатся сопереживать главному герою. Выносят урок для себя – как даже в самых сложных ситуациях не сдаваться, не падать духом, любую, даже самую непростую ситуацию обратить в свою пользу. В финале произведения читающие испытывают радость за мышонка, который все преодолел.


5). Аспект оценки качества поэтического произведения для детей:

В таком стихотворении нет ничего лишнего! все подчинено художественному образу, ставшему его живым ядром. То есть совершенно невозможно ничего ни добавить, ни убавить. А образы в строчках не являются украшательными и декоративными, но обусловлены логически тому, что хотел донести автор в своем произведении.

Стихотворение не наполнено правдоучительными сентенциями, слащавостью, сентиментализмом, кокетливостью, игрушечностью, декоративностью, без ощущения живой природы.

Автор проникнулся детским мироощущением, чтоб говорить на понятном для детей языке. В такой интересной, живой форме он поучает детей, дает им пример.


6). Самое важное: психолого-педагогический компонент.

1) Модель адресата:

Стихотворение рассчитано на детей дошкольного младшего школьного возраста. Набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию читателя. С помощью различных художественных средств, лексики, лексики автор создал понятное, интересное, близкое детям произведение. Через образы животных, которых отлично знают и представляют дети, показаны ситуации, которые ребенок может перенести в свое сознание, применить на собственном опыте. Поступая в сложных ситуациях подобно смелому и храброму мышонку, ребенок учится сам быть смелым и храбрым, не бояться сложностей и достойно выходить из неприятной ситуации.

2) Нравственная составляющая произведения, способствует ли стихотворение нравственному, духовному становлению личности ребенка?

Да, способствует. Творчество Маршака доставляет большую радость детям, потому что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.


7). Соблюдает ли автор базовые требования к детскому произведению, сформулированные К.И. Чуковским?


Автор соблюдает все требования к детскому произведению:

1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребёнок мог увидеть происходящее.
В произведении все события сменяются так, что можно легко представить их в виде рисунков.
2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность - образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.

Персонажи довольно динамично сменяются.
3. Словесная живопись должна быть лирична.
Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями: от грусти и уныния до возбуждения и радости.
Она должна быть певуча и легка, чтобы под неё можно было петь и танцевать.
Стихотворение построено так, что ребенок испытывает гамму чувств: от грусти и сочувствия до радости и гордости за главного героя.
4. Подвижность эмоции и подвижность ритма.
В зависимости от настроения, которым проникнут отрывок, должен меняться и размер: от хорея - к дактилю, от двустопных стихов к шестистопным.
Смена размера присутствует (кульминационная стопа написана 2-стопным хореем).
5. Повышенная музыкальность поэтической речи.
Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке.
Речь музыкальна, встречаются звукоподражания животным.
6. Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка - перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны.

Рифмы парные на протяжении всего стихотворения, за исключением строфы, где есть перекрестные.
7. Рифмованные слова должны быть носителями смысла (быть логически ударными). Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребёнка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку.
Акцент ставится на рифмованных словах. На них лежит и смысловая нагрузка.
8. Каждая строка должна жить собственной жизнью и составлять отдельный организм.
Каждый стих должен быть законченным целым (синтаксическим и смысловым).
Категорически исключаются переносы и точки в середине строки. Встречаются только 2 переноса.
9. Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий.
Эпитетов в стихотворении немного,

10. Речь строится на глаголах.
В основном стихотворение строится на глаголах и существительных.
11. Поэзия должна быть игровой.
Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами.
12. Поэзия для маленьких должна быть и поэзией для взрослых.
По мастерству, по виртуозности, по техническому совершенству стихи для детей должны стоять на той же высоте, на какой стоят стихи для взрослых. Не может быть такого положения, при котором плохие стихи оказались бы хороши для детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!