Практическая работа № 18.
Анализ понятий «экономический рост», «экономический цикл», «экономическое развитие, выявление факторов экономического роста, сравнительный анализ фаз экономического цикла.
Цели: провести анализ понятий «экономический рост», «экономический цикл», «экономическое развитие, выявить факторы экономического роста, провести сравнительный анализ фаз экономического цикла.
Средства обучения:
методические рекомендации к практической работе № 18
РМ к практической работе № 18.
Виды самостоятельной работы:
Ход урока
. Измерители экономической деятельности
Основными макроэкономическими показателями, измеряющими совокупный продукт и совокупный доход, являются следующие:
1. Валовой национальный продукт (ВНП) — это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени (обычно за год).
Не все товары, произведенные в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, поскольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП.
ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна.
ВНП должен учитывать только конечную продукцию, в стоимость которой включается и стоимость всех ее компонентов.
Конечная продукция — это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.
2. Чистый национальный продукт (ЧНП) — это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определенный период.
ЧНП получают путем вычитания из стоимости валового национального продукта стоимость потребленного капитала [амортизации (от позднелат. amortisatio — погашение, уплата долгов) (А)].
3. Валовой внутренний продукт (ВВП) — это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим гражданства этой страны).
Валовой внутренний продукт отличается от валового национального продукта на величину чистых факторных доходов из-за рубежа.
Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны
Наиболее важным показателем развития экономики является экономический рост.
Экономический рост — это увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.
Экономический рост приводит к экономическому и социальному прогрессу.
Достижение экономического роста возможно двумя путями:
— экстенсивный путь — увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы);
— интенсивный путь — увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.
Факторы интенсивного роста экономики: научно-технический прогресс (НТП); экономия на масштабе (укрупнение производства повышает его эффективность); повышение квалификации работников; рациональное распределение ресурсов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные).
Задание 1
I A1.1 Выберите правильный ответ. Устойчивое увеличение год от года экономических возможностей страны — это
1) экономический рост
2) экономический цикл
3) научно-техническая революция
4) научно-технический прогресс Ответ:
Рыночная экономика развивается не равномерно, а циклично. Экономический цикл —- это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности. В цикле выделяют следующие фазы.
Фазы экономического цикла
— Экономический подъем (пик) — характеризуется почти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, ростом доходов, расширением совокупного спроса.
— Экономическое сжатие (рецессия) — сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.
— Экономический спад (кризис) — экономика, достигнув дна, топчется на месте.
— Оживление — постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.
Основными фазами экономического цикла являются подъем и спад, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики; реальный ВНП отклоняется от номинального.
Некоторые ученые объясняют экономические циклы внешними (экзогенными) причинами, другие — внутренними (эндогенными) факторами.
Виды кризисов
Основа классификации | Наименование кризиса | Его сущность |
Причины возникновения | Кризис перепроизводства | Порожден перепроизводством товаров и ростом производственных мощностей |
Структурный кризис | Связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых |
Конъюнктурный кризис | Связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке |
Сезонный кризис | Порожден технологической спецификой некоторых отраслей хозяйства |
Наиболее важным показателем развития экономики является экономический рост.
Вывод:
Практическая работа № 15.
Заполнение схемы «Издержки фирмы», выявление различий бухгалтерской и экономической прибыли. Выявление сущности и функций менеджмента и маркетинга в фирме.
Цели: - определить «Издержки фирмы», выявить различия бухгалтерской и экономической прибыли.
- Выявление сущности и функций менеджмента и маркетинга в фирме
Средства обучения:
методические рекомендации к практической работе № 15
РМ к практической работе № 15.
Виды самостоятельной работы:
Ход урока
Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других производствах. Данные выплаты делятся на внутренние и внешние.
Экономические издержки
Внутренние (или неявные)
Внешние (явные, бухгалтерские)
Стоимость собственного ресурса
Равны денежным выплатам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс, если бы его собственник вложил его в чужое дело
Выплаты поставщикам трудовых ресурсов, сырья, топлива, услуг и т. д.
Сумма денежных выплат, которые фирма осуществляет для оплаты необходимых ресурсов
Постоянные издержки
Та часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку кадров, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация)
Переменные издержки
Та часть общих издержек, величина которых на данный период времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции (приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)
Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками.
Превышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться.
Бухгалтерская прибыль — это разница между совокупной выручкой и бухгалтерскими издержками.
Вывод: Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.
Для подсчета действительной величины издержек и прибыли следует использовать бухгалтерский метод. Для принятия же решений о выборе одного из альтернативных вариантов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.
задание
| А1. | Выберите правильный ответ. Экономические затраты — это
1) явные затраты
2) неявные затраты
3) сумма явных и неявных затрат
4) разница между явными и неявными затратами
Ответ:
Менеджмент — система управления производством и сбытом продукции или услуг, применяемой с целью повышения их эффективности и получения наивысшей прибыли.
В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая — субъект управления и управляемая — объект управления.
Субъекты управления — это люди, в функции которых входит осуществление управления, т. е. руководители, организаторы, органы власти.
Объектами управления выступают отдельные работники или производственные коллективы, действующие согласно решениям субъекта управления.
Способы воздействия субъектов управления на объекты управления называются методами управления.
В экономике принято различать три метода управления работниками и производственными коллективами:
• экономические методы основаны на использовании экономических механизмов регуляции поведения людей, когда экономические цели людей и организации совпадают, деятельность людей оценивается экономическими результатами и они получают определенную плату за результаты своего труда;
• административные методы основаны на приказах, распоряжениях, директивах. В этом случае стимулируется не инициатива, а точное выполнение распоряжений;
• социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на людей, в результате которого они действуют в соответствии с желанием субъекта управления.
По аналогии с разделением экономики на макро- и микроэкономику целесообразно различать макро- и микроэкономическое управление.
К макроэкономическому управлению относится управление экономикой страны в целом и ее внешнеэкономическими связями, экономикой основных отраслей и сфер народного хозяйства.
Микроэкономическое управление — это управление организациями, предприятиями, фирмами.
Совокупность всех видов и форм управления в предпринимательстве называют менеджментом, а управляющих деятельностью фирм — менеджерами.
Ведущая роль в управлении фирмой принадлежит его собственнику (хозяину), однако далеко не всегда он сам управляет всеми делами фирмы, т. е. предпочитает нанимать опытных менеджеров.
Предприниматель принимает принципиальные решения по всем основным направлениям деятельности фирмы, рискует, а именно: берет на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности. Менеджер занимается организацией процесса производства, направленной на результативность и получение прибыли.
Виды деятельности в менеджменте:
Постановка цели | | Планирование | | Организация | | Контроль |
Мотивация | | Коммуникация | | Прогнозирование |
Факторы, влияющие на спрос:
вывод
3