СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ показателей экономического роста. Выявление фаз экономического цикла. Практическая работа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит практические здания по закреплению основных показателей экономического роста, по составлению графического изображения экономического цмкла и его фаз, составление таблицы государственного вмешательства в экономику(принцип Кейнса "стой - иди")

Просмотр содержимого документа
«Анализ показателей экономического роста. Выявление фаз экономического цикла. Практическая работа по обществознанию»

Практическая работа № 18.

Анализ понятий «экономический рост», «экономический цикл», «экономическое развитие, выявление факторов экономического роста, сравнительный анализ фаз экономического цикла.

Цели: провести анализ понятий «экономический рост», «экономический цикл», «экономическое развитие, выявить факторы экономического роста, провести сравнительный анализ фаз экономического цикла.

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 18

  • РМ к практической работе № 18.

Виды самостоятельной работы:

  • Составление опорного конспекта

Ход урока

. Измерители экономической деятельности

Основными макроэкономическими показателями, изме­ряющими совокупный продукт и совокупный доход, являют­ся следующие:

1. Валовой национальный продукт (ВНП) — это сум­марная рыночная стоимость всех конечных товаров и ус­луг, произведенных гражданами страны с помощью прина­длежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени (обычно за год).

Не все товары, произведенные в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, по­скольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП.

ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся про­дукция разнородна.

ВНП должен учитывать только конечную продукцию, в стоимость которой включается и стоимость всех ее компонен­тов.

Конечная продукция — это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для перера­ботки или перепродажи.

2. Чистый национальный продукт (ЧНП) — это ры­ночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определенный период.

ЧНП получают путем вычитания из стоимости валового национального продукта стоимость потребленного капитала [амортизации (от позднелат. amortisatio — погашение, уплата долгов) (А)].

3. Валовой внутренний продукт (ВВП) — это сто­имость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от то­го, находятся факторы производства (труд, земля, капи­тал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим гражданства этой страны).

Валовой внутренний продукт отличается от валового на­ционального продукта на величину чистых факторных дохо­дов из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на тер­ритории данной страны

Наиболее важным показателем развития экономики яв­ляется экономический рост.

Экономический рост — это увеличение реального и по­тенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.

Экономический рост приводит к эконо­мическому и социальному прогрессу.

Достижение экономического роста возможно двумя путями:

экстенсивный путь — увеличение ВВП за счет расши­рения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы);

интенсивный путь — увеличение ВВП за счет качест­венного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Факторы интенсивного роста экономики: научно-техни­ческий прогресс (НТП); экономия на масштабе (укрупнение производства повышает его эффективность); повышение ква­лификации работников; рациональное распределение ресур­сов (капитал и рабочая сила переходят из менее эффективных отраслей в более эффективные).

Задание 1

I A1.1 Выберите правильный ответ. Устойчивое увеличение год от года экономических возможностей страны — это

1) экономический рост

2) экономический цикл

3) научно-техническая революция

4) научно-технический прогресс Ответ:

Рыночная экономика развивается не равномерно, а цик­лично. Экономический цикл —- это периодические колеба­ния уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности. В цикле выделяют сле­дующие фазы.

Фазы экономического цикла

Экономический подъем (пик) — характеризуется по­чти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, ростом дохо­дов, расширением совокупного спроса.

Экономическое сжатие (рецессия) — сокращение про­изводства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.

Экономический спад (кризис) — экономика, достиг­нув дна, топчется на месте.

Оживление — постепенный рост производства, про­мышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Основными фазами экономического цикла являются подъ­ем и спад, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики; реальный ВНП откло­няется от номинального.

Некоторые ученые объясняют экономические циклы внешними (экзогенными) причинами, другие — внутренни­ми (эндогенными) факторами.


Виды кризисов

Основа классификации

Наименование кризиса

Его сущность

Причины воз­никновения

Кризис пере­производства

Порожден перепроизводством товаров и ростом производст­венных мощностей

Структурный кризис

Связан с рождением новых отраслей и технологий и отми­ранием старых

Конъюнктур­ный кризис

Связан с цикличностью ко­лебания спроса и предложения на рынке

Сезонный кризис

Порожден технологической спецификой некоторых отрас­лей хозяйства

Наиболее важным показателем развития экономики яв­ляется экономический рост.














Вывод:

Практическая работа № 15.

Заполнение схемы «Издержки фирмы», выявление различий бухгалтерской и экономической прибыли. Выявление сущности и функций менеджмента и маркетинга в фирме.

Цели: - определить «Издержки фирмы», выявить различия бухгалтерской и экономической прибыли.

- Выявление сущности и функций менеджмента и маркетинга в фирме

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 15

  • РМ к практической работе № 15.

Виды самостоятельной работы:

  • Составление опорного конспекта

  • Тестирование

  • Составление схем

Ход урока

Экономические издержки — это те выплаты, которые фирма должна произвести поставщикам необходимых ре­сурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.), чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в других про­изводствах. Данные выплаты делятся на внутренние и вне­шние.

  • Экономические издержки

  • Внутренние (или неявные)

  • Внешние (явные, бухгалтерские)

  • Стоимость собственного ресурса

Равны денежным выплатам, ко­торые могли бы быть получены за самостоятельно используе­мый ресурс, если бы его собст­венник вложил его в чужое дело

Выплаты поставщикам тру­довых ресурсов, сырья, топ­лива, услуг и т. д.

Сумма денежных выплат, которые фирма осуществля­ет для оплаты необходимых ресурсов

Постоянные издержки

Та часть общих издержек, ко­торая не зависит на данный мо­мент времени от объема выпус­каемой продукции (арендная плата фирмы за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и пере­подготовку кадров, заработная плата управленческого персо­нала, расходы на комму­нальные услуги, амортизация)

Переменные издержки

Та часть общих издержек, величина которых на дан­ный период времени находится в прямой зави­симости от объема произ­водства и реализации про­дукции (приобретение сы­рья, оплата труда, энергии, топлива, транс­портных услуг, расходы на тару и упаковку и т. п.)

Экономическая прибыль — это разница между совокуп­ной выручкой фирмы и экономическими издержками.

Пре­вышение денежных поступлений над суммой экономических издержек означает, что предприятие имеет чистую прибыль, его существование оправдано, оно может успешно развиваться.

Бухгалтерская прибыль — это разница между совокуп­ной выручкой и бухгалтерскими издержками.

Вывод: Различное понимание прибыли фирмы экономистами и бухгалтерами приводит к различным выводам о положении дел на предприятии.

Для подсчета действительной величины издержек и при­были следует использовать бухгалтерский метод. Для приня­тия же решений о выборе одного из альтернативных вариан­тов вложения ресурсов приемлем лишь экономический метод подсчета издержек.

задание

| А1. | Выберите правильный ответ. Экономические затраты — это

1) явные затраты

2) неявные затраты

3) сумма явных и неявных затрат

4) разница между явными и неявными затратами

Ответ:

Менеджмент — система управления производст­вом и сбытом продукции или услуг, применяемой с целью повы­шения их эффективности и получения наивысшей прибыли.

В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая — субъект управления и управляемая — объект управления.

Субъекты управления — это люди, в функции которых входит осуществление управления, т. е. руководители, организаторы, орга­ны власти.

Объектами управления выступают отдельные работники или производственные коллективы, действующие согласно решениям субъекта управления.

Способы воздействия субъектов управления на объекты управ­ления называются методами управления.


В экономике принято раз­личать три метода управления работниками и производственны­ми коллективами:

экономические методы основаны на использовании экономи­ческих механизмов регуляции поведения людей, когда экономи­ческие цели людей и организации совпадают, деятельность лю­дей оценивается экономическими результатами и они получают определенную плату за результаты своего труда;

административные методы основаны на приказах, распоряже­ниях, директивах. В этом случае стимулируется не инициатива, а точное выполнение распоряжений;

социально-психологические методы управления представляют собой убеждение, моральное и нравственное воздействие на лю­дей, в результате которого они действуют в соответствии с жела­нием субъекта управления.

По аналогии с разделением экономики на макро- и микроэко­номику целесообразно различать макро- и микроэкономическое управление.

К макроэкономическому управлению относится управление эко­номикой страны в целом и ее внешнеэкономическими связями, экономикой основных отраслей и сфер народного хозяйства.

Микроэкономическое управление — это управление организа­циями, предприятиями, фирмами.

Совокупность всех видов и форм управления в предпринима­тельстве называют менеджментом, а управляющих деятельностью фирм — менеджерами.

Ведущая роль в управлении фирмой принадлежит его соб­ственнику (хозяину), однако далеко не всегда он сам управляет всеми делами фирмы, т. е. предпочитает нанимать опытных ме­неджеров.

Предприниматель принимает принципиальные решения по всем основным направлениям деятельности фирмы, рискует, а имен­но: берет на себя экономическую и правовую ответственность за принятие решений и результаты деятельности. Менеджер занимается организацией процесса производства, направленной на результативность и получение прибыли.

Виды деятельности в менеджменте:

МЕНЕДЖМЕНТ


Постановка

цели


Планирование


Организация


Контроль


Мотивация



Коммуникация



Прогнозирование





Факторы, влияющие на спрос:



вывод








3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!