Анализ понятий «воспитательное событие» и «воспитательное мероприятие».
Критерии анализа | Воспитательное событие | Воспитательное мероприятие |
Степень активности педагога | Педагог является консультантом по необходимости (запросу) участников события. | Педагог наиболее активен, ведёт ведущую роль по своему замыслу. |
Педагогическая позиция | Непрямое воздействие. | Прямое воздействие на участников мероприятия. |
Степень активности детей | Только активная деятельность, «пропускание» сущности через себя. | Могут быть активны или пассивны (как правило), формальное отношение. |
Уровень самостоятельности детей | Самостоятельность как полная, так и под наблюдением (консультация, сопровождение). | Полная самостоятельность невозможна, под контроль воспитателя (учителя). |
Разработка этапов деятельности | Совместная разработка этапов, корректировка по ходу деятельности. | Предлагается готовый план мероприятия. |
Направленность | Досугово-развлекательное. | Социально-значимое, ценностно-ориентированное. |
Личностные приращения детей | На личном опыте, получает приращение личных компетенций. Общее подведение итогов: самооценка и оценка в группе. | На опыте других, может принимать или отвергать данный опыт для себя. Трудно оценить уровень приращения. |
Длительность | Длительное время | Общеклассное воспитательное мероприятие может продолжаться от 15–20 минут (для шестилеток) до 1–2 часов (для старшеклассников). Наиболее оптимальное время мероприятия – от 45 до 60 минут. |
Пример «собственного» воспитательного события по схеме:
Инициирование - Старт - Подготовка - Пуск - Действие – Последействие - Подведение итогов.
Квест-игра «Люди Амура»
I этап – Инициация (привлечение внимания детского коллектива)
С обучающимися проводится предварительная работа:
- чтение художественной литературы (нанайские сказки);
- знакомство с нанайскими играми;
- рассматривание иллюстраций к сказкам;
- экскурсия в краеведческий музей, центральную библиотеку;
- изготовление куклы Акоан в национальном нанайском костюме.
II этап – Старт (эмоциональный отклик детей, проявление желания принять участие в коллективной игровой деятельности).
Детям предложено задание: составить кроссворд из загадок для учащихся младших классов с ключевым словом (НАНАЙЦЫ)
III этап – Подготовка (планирование этапов совместной деятельности самими детьми, выполнение тренировочных мероприятий: репетиции, работы в творческих мастерских и т.д). Ребята самостоятельно делятся на команды, придумывают название и девиз команды. Затем команды, при помощи ведущего, планируют маршрут игры.
IV этап – Пуск (яркий ритуал, запускающий событие)
Ведущий объявляет названия команд и старт игры.
V этап – Действие (непосредственная деятельность детей в рамках события)
Учащиеся проходят станции, в соответствии с маршрутным листом.
Маршрут игры:
1. Традиционные занятия.
Задание станции: для того, что бы стать хорошим охотником надо с детства воспитывать в себе смелость, ловкость, зоркость. Нанайские дети играли в различные игры, которые помогали воспитывать эти качества. Давайте сыграем в их народные игры.
2. Религиозные верования.
Задание станции: рассмотрите иллюстрацию, на которой изображен шаман и назовите предметы, которые он использует.
3. Национальный костюм.
Задание станции: изготовить куклу Акоан в национальном нанайском костюме по шаблону.
4. Жили-были сказки.
Задание станции: назвать сказку по иллюстрации.
VI этап – Последействие (рефлексия)
Любое событие отличается от мероприятия наличием обязательной рефлексии, в нашем случае, ребята должны оценить событие с помощью всем известных жестов:
ПОНРАВИЛОСЬ! БЫЛО СКУЧНО. НЕ ПОНРАВИЛОСЬ
VII этап – Подведение итогов.
Жюри подсчитывает баллы каждой команды, ведущий подводит итоги игры и награждает победителей.