Анализ программы
1. Титульный лист: В данной программе перечислены вышестоящие органы. Есть номер протокола. Программа согласованна с руководителем Мо. Согласованна также с заместителем директора по УВР, программа утверждена директором. Также прописано название программы «Юным умникам и умницам» и срок её реализации. Программа по общеинтелектуальному направлению составлена учителем начальных классов: Виноградова Р. В.
2. В программе есть пояснительная записка, в которой прописаны нормативные документы, на основе которой прописывалась данная программа, Согласно новым требованиям задачи должны быть разделены на:
Воспитательные: Формирование активности личности и гражданской позиции.
Развивающие: Развитие личностных свойств, самостоятельности и ответственности.
Обучающие: Развитие познавательного интереса к чему либо. Включение в познавательную деятельность. Приобретение отдельных знаний и умений.
В этой программе не прописаны задачи. В пояснительной записке также прописан тип образовательной программы. Образовательная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеурочной деятельности младших школьников.
Программа имеет возрастную привязку:
для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности;
Также прописано на что направлена программа,основные принципы, а также указаны два основных аспекта разнообразия (по содержанию и по сложности задач.)
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
3. Следующим подпунктом программы являются планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. В этом разделе прописано программное обеспечение формирования личностных результатов. Также прописаны планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты.
Программа обеспечивает формирование следующих личностных результатов:
учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
интерес (мотивация) к учебной деятельности, освоение личностного смысла учения, желания учиться и быть успешным
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять с помощью учителя итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действий с помощью учителя;
Метапредметных результатов:
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
осуществлять с помощью учителя итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действий с помощью учителя, применяя различные критерии оценки;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач
строить речевое высказывание в устной форме на уровне одного предложения или небольшого текста;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
устанавливать аналогии;
использовать знаковосимволические средства;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза с помощью учителя; –
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза с помощью учителя;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Обучающийся получит возможность научиться:
Предметных результатов:
Математика и информатика
Обучающийся научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
пересчитывать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при указанном или самостоятельно выбранном порядке счета,
распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) числовые равенства и неравенства, утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
классифицировать объекты по заданному или самостоятельно установленному признаку;
выделять существенную информацию для установления признака;
распознавать формулировку текстовой задачи, уметь выделять условие и требование (вопрос), устанавливать зависимость между данными и искомым, представлять полученную информацию в виде рисунка или схемы, решать простые задачи на сложение и вычитание, записывать решение в виде числового выражения, вычислять и записывать ответ;
сравнивать длины, устанавливая между ними соотношения больше/меньше, расположение предметов, устанавливая между ними соотношение: слева/справа, впереди/сзади, дальше/ближе;
различать и называть геометрические фигуры: точку, прямую и кривую линии, отрезок, треугольник, прямоугольник (квадрат), круг;
различать право и лево, в том числе с точки зрения другого человека, понимать связь между объектом и его отражением;
выполнять изображения на клетчатой бумаге (линейные орнаменты, бордюры, копирование рисунков и др.);
структурировать информацию с помощью таблицы, распознавать строки и столбцы таблицы, вносить данные в таблицу,
распознавать алгоритмы в повседневной жизни, выполнять простые (линейные) алгоритмы (наборы инструкций);
иметь представление о гигиене работы с компьютером
4. Далее идет тематическое планирование. В тематическом планировании представлены: перечень разделов и тем,краткое содежание каждой темы, кол- во часов, теоретических занятий и практических занятий, приведем пример из программы
Тематическое планирование.
Цель и задачи не прописаны.
№ п/п | Название темы | Количество часов (занятия организуемые педагогом) | Содержание самостоятельной работы учащихся в группах |
Свойства, признаки и составные части предметов -7 часов |
| Путешествие по карте «Добро пожаловать в мир Умников и умниц». Вводное занятие. | 1 | Ориентируются на листе бумаги, выполняя указания учителя. Распределяют роли при работе в парах. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Свойства предметов. Сравнение предметов по свойству. | 1 | Сравнивают изображённые предметы, находят сходства и различия. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Множества предметов, обладающие указанным свойством. | 1 | Наблюдают за известными свойствами числового ряда на примере двузначных чисел. Классифицируют предметы по свойствам. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум «Целое и часть. Признаки предметов» | 1 | Упорядочивают изображённые предметы по размеру. Классифицируют предметы в группе по разным признакам (форма, цвет, размер). Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Признаки предметов. | 1 |
| Практикум. Признаки предметов и значение признаков. | 1 | В паре поочерёдно называют предмет и его признак. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум Закономерности в значении признаков у серии предметов. | 1 | Выявляют закономерность в чередовании узоров, воспроизводят и продолжают узор по образцу. Заполняют лист самооценки. |
Действия предметов - 6 часов |
| Практикум. Последовательность действий, заданная устно. | 1 | Выполняют словесную инструкцию до получения заданного рисунка. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Последовательность действий, заданная графически. | 1 | Находят направления для выхода из лабиринта. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Последовательность действий, заданная устно и графически | 1 | По заданному направлению находят ключи. Определяют порядок действий в режиме дня школьника. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Порядок действий, ведущий к заданной цели. | 1 | Составляют свой рисунок и программу действий с помощью графического диктанта. Участвуют в парной работе, корректно оценивают активность партнёра, правильность его ответов Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Целое действие и его части. Буквенная арифметика. | 1 | Выполняют действия с буквами и слогами и получают зашифрованное слово. Участвуют в парной работе, корректно оценивают активность партнёра, правильность его ответов Заполняют лист самооценки. |
| Турнир эрудитов. | 1 | Находят выход из лабиринта, классифицируют предметы по признаку и определяют лишний предмет, находят ошибки в расположении слов в предложении, разгадывают слово с помощью знания алфавита. Заполняют лист самооценки. |
Элементы логики - 4 часа |
| Практикум. Высказывания. | 1 | Находят высказывания среди предложенных записей. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Истинные и ложные высказывания. | 1 | В паре определяют истинность или ложность высказывания. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Отрицания | 1 | Подбирают слова с противоположным значением. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Логическая операция «и» | 1 | Соединяют логические переменные с помощью логической связки «и» (на столе лежат ручка И карандаш) Заполняют лист самооценки. |
Сравнение - 4 часа |
| Практикум. Функциональные признаки предметов. | 1 | Узнают свою картинку по описанию и закрывают фишкой, придумывают к ним дополнительные функции. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Установление общих признаков. | 1 | Определяют в серии картинок лишний предмет. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов для данного основания. | 1 | Выявляют закономерность в расположении изображённых предметов в таблице, «заполняют» пустые клетки таблицы в соответствии с этой закономерностью. Восстанавливают пропущенные числа в числовом ряду. Заполняют лист самооценки. |
| Турнир эрудитов. | 1 | |
Комбинаторика – 3 часа |
| Практикум. Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | 1 | Моделируют условие текстовой задачи с помощью простой схемы Предлагают несколько вариантов решения комбинаторной задачи. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | 1 |
| Практикум. Хаотичный и систематический перебор вариантов. | 1 |
Развитие творческого воображения – 4 часа |
| Практикум. Наделение предметов новыми свойствами. | 1 | Дорисовывают несложные композиции до какого-либо изображения. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Перенос свойств с одних предметов на другие. | 1 | Дополняют рисунки по собственному замыслу, учитывая свойства предметов. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. | 1 | Наделяют предметы положительными и отрицательными качествами. Заполняют лист самооценки. |
| Турнир эрудитов. | 1 | Выполняют задания турнира Закрашивают лист самооценки |
Практический материал – 5 часов |
| Практикум. Логические упражнения. Логические задачи. | 1 | Выполняют упражнения со спичками. Расшифровывают слова. Решают логические задачи путем построения таблиц. Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Задачи- шутки. | 1 | Заполняют лист самооценки. |
| Практикум. Логические игры. Игры со словами. | 1 | Зашифровывают свои слова. Решают ребусы. Придумывают свои ребусы для интеллектуальной игры. Заполняют лист самооценки. |
| Групповой проект. Решение проектных задач: «Хочу всё знать» | 1 | Составляют книжку с разными заданиями. |
| Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | Распределяют роли при работе группах. В малых группах выполняют задания игры. Участвуют в групповой работе, корректно оценивают активность партнёра, правильность его ответов Заполняют лист самооценки. |
| ИТОГ | 33 | |
5. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Отмечено, что при этом выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Также прописано в содержании курса, что развивает данная деятельность.
В таблице прописаны все темы курса, а также, какие виды деятельности, формы организации применяют при усвоении (путешествие по карте, турниры, конкурсы, проекты).
В каждом разделе выделена взаимосвязь с содержанием учебных предметов.
6. Список литературы в данной программе отсутствует
Вывод: Структура программы частично не соответствует стандарту. В программе присутствуют почти все компоненты, кроме литературы и приложений. Программа «Умники и умницы» структурирована не совсем понятно и имеет неполное содержание, не прописаны цели и задачи при написании тематического планирования. Но программа вполне исполнима, если немножко доработать некоторые моменты.