СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ произведения Е.И. Замятина "Пещера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ произведения Е.И. Замятина "Пещера"»

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Е.И. ЗАМЯТИНА «ПЕЩЕРА»

Рассказ «Пещера», одно из самых талантливых произведений Евгения Ивановича Замятина, содержит богатейший материал для осмысления наиболее важных примет замятинской стилистики и его мироощущения. В статье «За кулисами» Замятин вспоминает, что толчком к созданию рассказа послужило незначительное на первый взгляд жизненное впечатление. «Ночное дежурство зимой, на дворе 1919 год, — вспоминает писатель. — Мой товарищ по дежурству -— озябший, изголодавшийся профессор — жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да все горе в том, что не могу: сдохну, а не украду». На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

Зимний Петербург 1920 года, предстающий перед нами со страниц рассказа, вызывает щемящее ощущение ужасной тоски и безысходности. Безлюдные морозные улицы, дома, похо­жие на скалы, квартиры, похожие на пещеры, в которых люди живут по первобытным законам: выживает хитрей­ший, сильнейший, самый безжалостный. Кажется, что мы попали в ледниковый период, и по заснеженной пустыне между домов-скал бродит «серохоботый мамонт».

Люди помещены в новую реальность — реальность выживания. Их религия вернулась к первоосновам, к ве­рованиям первобытного человека. Огонь — это бог, даю­щий тепло и возможность приготовления пищи (если ее сумели добыть охотники), а значит — жизнь. Но бог этот жесток, потому что его нельзя умолить продлить мгнове­ния великого огненного чуда: печь требует внимания и жертв в виде дров. Если дрова есть, тогда «на один час — в пещере весна; на один час — скидывались звериные шкуры, когти, клыки и сквозь обледеневшую мозговую кор­ку пробивались зеленые стебельки — мысли».

Из холодных неосвещенных зданий, от гаснущей печки и «каменно-вековых» лепешек из картофельной кожуры на морозные улицы людей может выгнать только беспрос­ветная нужда — необходимость охотиться: искать дрова, пищу, воду.

Любой художественный текст пронизан семантическими перекличками, или повторами. Повтор является прежде всего признаком связности и цельности текста. Это одна из категорий, анализ которой позволяет понять, как проявляет себя в тексте индивидуальность писателя, так как повторяемость напрямую соотносится с эстетическими задачами и художественной ценностью произведения. Повторяющиеся значения слов можно считать наиболее важными в тексте с точки зрения смысла.

Повтором считают текстообразующий прием, основанный на сознательном двукратном, а иногда и многократном формальном или семантическом воспроизведении одних и тех же, подобных или противоположных языковых единиц (звуков, морфем, слов, одной синтаксической конструкции целого текста). Повтор, кроме того, является ярким художественным средством и занимает видное место среди фигур речи.

Повторы в рассказе Е. Замятина «Пещера» образуют сложную, достаточно разветвленную систему и являются важным художественным приемом. Можно выделить:

  1. Семантический повтор (повтор слов, содержащих одинаковые семы, в том числе ассоциативные, которые актуализируются в контексте).

В октябре, когда листья уже пожолкли, пожухли, сникли, - бывают синеглазые дни.

Мартин Мартиныч все ещё смотрит в октябрьское небо, чтобы не увидеть пожолклые, сникшие губы.

Разновидностями семантического повтора выступают:

  1. точный лексический (повтор слова и его грамматических форм):

Ночные, чёрные, чем-то похожие на дома, скалы; в скалах пещеры.

- Ай, Март, Март!

- Пожалуйте, пожалуйте, пожалуйте.

2) синонимический повтор:

Прислушался, услыхал только сухую костяную дрожь в себе и свое трясущееся - пунктирное, точечками – дыхание.

Синонимические повторы в данном тексте, выражая одну и ту же мысль, дают возможность сделать то или иное добавление, так или иначе расширить, детализировать основное содержание высказывания.

  1. корневой повтор (повтор в тексте или его фрагменте однокоренных слов):

-а может быть – ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта.

И завернутые в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья – пещерные люди отступали из пещеры в пещеру.

В столовой – обертышевская самка и трое обертышат

  1. повтор тропов, обладающих общими семантическими компонентами. В тексте рассказа распространен повтор тропов (метафор).

И завернутые в шкуры, в пальто, в одеяла, в лохмотья – пещерные люди отступали из пещеры в пещеру.

И в центре всей этой вселенной – бог, коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка.

Пещерный бог затихал, съеживался, затих, чуть потрескивает.

Чугунный бог милостиво загудел, пожирая пергаментно-желтую, голубоватую, белую бумагу писем.

Равнодушно пожирая бессмертные, горькие, нежные, желтые, голубые слова – тихонько мурлыкал чугунный бог.

  1. повтор тропов, восходящих к одной модели и характеризующих разных персонажей, использование образной параллели «лицо - глина», «зубы - камень», «внешность – бумага».

И при свете ясно: лицо у него скомканное, глиняное.

Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукнулся о дрова – в глине глубокая вмятина.

Глиняно улыбаясь, Мартин Мартиныч придерживался за косяк.

Глиняный, холодный, слепой – Мартин Мартиныч тупо натыкался на потопно перепутанные в пещере предметы.

В кухне, отвернув кран, каменнозубо улыбался Обертышев.

Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы – из глаз, весь Обертышев обрастал зубами, все длиннее зубы.

Приплюснутая, бумажная, смеялась на кровати Маша.

5) деривационный повтор, или повтор слов, построенных по одной и той же словообразовательной модели:

- А вы, Мартин Мартиныч, стульчиками, шкафчиками.

Пол чуть-чуть покачивался, покруживался у Мартина Мартиныча по ногами.

Данный повтор в тесте рассказа словам придает стилистическую окрашенность.

II. Повтор синтаксических конструкций одной структуры или их частей, имеющих одинаковую структуру (часто во взаимодействии с семантическим или лексическим повтором). В данном тексте стилистические конструкции можно разделить на группы:

1) повтор предложений:

- Кто - там? Кто там? Кто там?

- Ну что же: как жена? Как жена? Как жена?

Надо аккуратнее, надо аккуратнее.

«Где бы дров – где бы дров – где бы дров».

- Что вы, Мартин Мартиныч, что вы, что вы!

2) повтор фрагментов предложений:

- Вот – нет силы. Нет силы прихлопнуть Машино завтра.

- Ну вот и отлично, вот и отлично!

- И никого мне – ничего, ничего не надо, не надо!

- Март, ведь меня все равно уже нет. Ведь это уже не я – ведь все равно я скоро.

3) повтор словосочетаний:

..на дне, был ещё настоящий – да, да! самый настоящий чай! Пили настоящий чай.

Это – такая гнида, такая гнида, я вам скажу.

4) повтор вводных конструкций:

И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль; может быть, серохоботый мамонт; может быть, ветер; а может быть – ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта.

Может быть, снова разжигал печку, и подбирал с полу в кастрюльку, и кипятил чайник; и может быть, что-нибудь говорила Маша – не слышал: только тупо ноющие вмятины на глине от каких-то слов, и от углов шифоньера, стульев, письменного стола.

5) повтор обращений:

- Алексей Иваныч, я хотел.. Алексей Иваныч, нельзя ли у вас хоть пятьшесть полен...

- Март, милый! Март – дай это мне!

- Март, пожалей меня…Март!

Использование повторов в тексте рассказа говорит о желании автора актуализировать внимание читателя на лексике, а повтор структуры предложения, словосочетания зачастую становится ключевой фразой в идейно-тематическом содержании текста. Повторы в рассказе передают значительную дополнительную информацию эмоциональности, экспрессивности и стилизации и, кроме того, служат важным средством связи между предложениями. Повторы являются средством создания устойчивой характеристики героев. Евгений Замятин обращается в рассказе к интегральному образу. «Если я верю в образ твердо – он неминуемо родит целую систему производных образов, он прорастет корнями через абзацы, страницы. В небольшом рассказе образ может стать интегральным – распространиться на всю вещь от начала до конца». Таким интегральным образом является образ пещеры. Он «родил целую систему производных образов»: серохоботый мамонт, ледники, скалы, пещерные люди, каменный топор, костер, звериные шкуры, глиняные лица, каменные зубы – «назад к Адаму». Из отмеченных типов повторов в тексте рассказа наиболее распространен корневой повтор. Корневой повтор образуют такие слова, вокруг которых происходят и развиваются действия и, которые описывают характеристику персонажей. Слова и их грамматические формы:

  • пещера – 26 повторов,

  • мамонт – 9,

  • глиняный – 6,

  • каменный – 9,

  • бог – 13,

  • свет – 7 повторов.

Пещера – ключевое слово в рассказе, вынесенное в сильную позицию текста - заглавие. Оно повторяется в рассказе 16 раз. Как отмечает Н.А. Николина: «Ключевые слова образуют в тексте семантические комплексы: вокруг них группируются синонимичные им единицы, слова, ассоциативно с ними связанные, наконец, однокоренные слова, повтор которых в том или ином контексте, как правило, не случаен». Слово «пещера» образует целый ряд эпитетов, многократно повторяясь в рассказе: пещерные люди, пещерная спальня, пещерный бог, пещерная жизнь, пещерный Мартин Мартиныч, тем самым усиливая интегральный образ пещеры, который «распространяется на всю вещь от начала до конца». Всего 26 корневых повторов. С их помощью автор подчеркивает наиболее значимые для понимания произведения элементы структуры и одновременно определяет основные «смысловые вехи» той или иной композиционной части (текста в целом).

Таким образом, анализ показал, что в тексте рассказа широко используются лексические и корневые повторы, которые выполняют функцию приращения смысла, создают эффект интенсивности, способствуют построению системы образов. К основным функциям повторов в данном тексте следует отнести такие, как функцию устойчивой характеристики персонажей, функцию изображения состояния персонажей, функцию сближения (противопоставления) разных пространственно-временных планов, ситуаций, образов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!