СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ произведений С.Я.Маршака

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к дню рождения Самуила Яковлевича Маршака.

Просмотр содержимого документа
«Анализ произведений С.Я.Маршака»

Анализ произведений Самуила Яковлевича Маршака Педагог дополнительного образования Глущенко Ирина Михайловна Город Владивосток 2017

Анализ произведений

Самуила Яковлевича Маршака

Педагог дополнительного образования

Глущенко Ирина Михайловна

Город Владивосток

2017

Спокойно. Мудро. С чувством собственного достоинства.  Его творчество стало частью души нескольких поколений детей.  И не только детей. Он подарил прекрасную поэзию для детей, которой мы по праву гордимся. Она, как радуга, многообразна и едина. Принадлежит сразу и небу, и земле. (Б. Копалыгин этюды о С. Я. Маршаке).

Спокойно. Мудро.

С чувством собственного достоинства.

Его творчество стало частью

души нескольких поколений детей.

И не только детей.

Он подарил прекрасную поэзию для детей, которой мы по праву гордимся.

Она, как радуга, многообразна и едина.

Принадлежит сразу и небу, и земле.

(Б. Копалыгин этюды о С. Я. Маршаке).

 Дошкольное детство- важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.  Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.  Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей .

Дошкольное детство- важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей .

 Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.  Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием.   Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла , временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье,

сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием.

Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла , временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

 Детские стихи - младшие дети в творчестве Маршака. Писать для детей поэт начал уже после того, как попробовал свои силы в других областях литературного творчества. Писатель шел к детям от знания общих законов искусства. Первая детская книга появилась в 1922 году, но интерес к детям возник у поэта задолго до того, как он стал детским писателем. Немаловажную роль при этом сыграла незаурядная память детства, которой обладал поэт.  Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года.

Детские стихи - младшие дети в творчестве Маршака. Писать для детей поэт начал уже после того, как попробовал свои силы в других областях литературного творчества. Писатель шел к детям от знания общих законов искусства. Первая детская книга появилась в 1922 году, но интерес к детям возник у поэта задолго до того, как он стал детским писателем. Немаловажную роль при этом сыграла незаурядная память детства, которой обладал поэт.

Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года.

 Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.  Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей.

Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.

Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей.

 По образному выражению В.Г. Белинского, настоящий писатель для детей - это

По образному выражению В.Г. Белинского, настоящий писатель для детей - это "детский праздник". Таким праздником и стал Самуил Яковлевич Маршак.

Основная характерная черта творческого облика зачинателя советской детской поэзии - стремление как можно раньше приобщить детей к сокровищнице мировой литературы и народного творчества, воспитать у них уважение к духовным ценностям, развить художественный вкус. Для этого он использует русский, чешский, английский, латышский, восточный фольклор . В творчестве Маршака английская народная баллада сочетается с русской народной сказкой, детская песенка из цикла "Mother Goose nursery rhymes" - с русской загадкой.

 Mapшак пришел в литературу для детей, понимая специфические законы, по которым она живет. Условие непреходящего успеха стихотворений поэта в детской аудитории не только в том, что он создает настоящие произведения искусства, но и в их точном адресе - для детей определенного возраста.  Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.  Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно.

Mapшак пришел в литературу для детей, понимая специфические законы, по которым она живет. Условие непреходящего успеха стихотворений поэта в детской аудитории не только в том, что он создает настоящие произведения искусства, но и в их точном адресе - для детей определенного возраста.

Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.

Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно.

 Среди его книг дети находят и затейливую шутку (

Среди его книг дети находят и затейливую шутку ("Детки в клетке"), и серьезную балладу ("Ледяной остров"), и сатирическую поэму ("Мистер Твистер"), и лирический цикл ("Круглый год"), и много сказок ("Сказка о глупом мышонке", "Угомон" и другие), и историческую повесть в стихах ("Быль-небылица"),

и фантастические поэмы ("Пожар"),

и стихотворные очерки ("Почта",

"Вчера и сегодня",

"Как печатали вашу книгу"),

и автобиографическую повесть

о детстве ("В начале жизни"),

и загадки, и песни, и небылицы.

 Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой (

Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой ("Усатый-полосатый").

Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют вклад, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства.

В целом творчество Маршака - поэта для детей - одна из ярких страниц в истории советской литературы.

 Тексты детских произведений неразрывно связаны с иллюстрациями. Картинки в книгах помогают ребенку лучше понять и усвоить произведение. Поэт учит ребят понимать живопись, художник помогает им узнать поэзию. В детских книгах иллюстрации и текст становятся цельным произведением. Ярким примером этого служат книги С.Я. Маршака, над многими из которых поэт работал буквально в соавторстве с художниками.

Тексты детских произведений неразрывно связаны с иллюстрациями. Картинки в книгах помогают ребенку лучше понять и усвоить произведение. Поэт учит ребят понимать живопись, художник помогает им узнать поэзию. В детских книгах иллюстрации и текст становятся цельным произведением. Ярким примером этого служат книги С.Я. Маршака, над многими из которых поэт работал буквально в соавторстве с художниками.

 В 1923 году в свет вышла книга Маршака «Детки в клетке» - первое произведение для детей. Животные из зоосада - не просто звери за решёткой, они тоже «детки».  Маршак показывает своему маленькому читателю что животные испытывают то же самое, что могут испытывать люди: гнев, обиду, печаль, растерянность, тоску по родине. Так автор приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.

В 1923 году в свет вышла книга Маршака «Детки в клетке» - первое произведение для детей. Животные из зоосада - не просто звери за решёткой, они тоже «детки».

Маршак показывает своему маленькому читателю что животные испытывают то же самое, что могут испытывать люди: гнев, обиду, печаль, растерянность, тоску по родине. Так автор приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного

поучительного слова.

 «Пожар» - еще одно раннее произведение С.Я. Маршака. Оно, начиная с 1923 года и по сей день, регулярно появляется с рисунками В.М. Конашевича в многочисленных переизданиях.   В рассказе о пожаре Маршак наделил всех действующих лиц чертами живых персонажей, которые двигаются, шумят, разговаривают, активно участвуют в развитии события… Писатель сравнивает огонь со зверем, злодеем, он кричит, ревет, «пожарника Кузьму задушить хотел в дыму», а потом, как в сказке, просит пощады у храброго пожарника. Между тем в книге речь шла о реальном событии, которое развивалось в реальном времени и пространстве.

«Пожар» - еще одно раннее произведение С.Я. Маршака. Оно, начиная с 1923 года и по сей день, регулярно появляется с рисунками В.М. Конашевича в многочисленных переизданиях.

В рассказе о пожаре Маршак наделил всех действующих лиц чертами живых персонажей, которые двигаются, шумят, разговаривают, активно участвуют в развитии события… Писатель сравнивает огонь со зверем, злодеем, он кричит, ревет, «пожарника

Кузьму задушить хотел в дыму», а потом,

как в сказке, просит пощады у храброго

пожарника. Между тем в книге речь шла

о реальном событии, которое

развивалось в реальном времени

и пространстве.

 Как весьма немногие, Самуил Яковлевич Маршак умел писать для всех возрастов: его стихи, как самые верные друзья, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. В самом деле: «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Тихая сказка» и еще множество стихов — это для самых маленьких; «Рассеянный», «Багаж», «Почта», «Сказки для чтения и представления» «Кошкин дом», «Терем-теремок»,  пересказы английских детских песенок (они издаются у нас под заглавием «Плывет, плывет кораблик») — для старших дошкольников;

Как весьма немногие, Самуил Яковлевич Маршак умел писать для всех возрастов: его стихи, как самые верные друзья, сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. В самом деле: «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Тихая сказка» и еще множество стихов — это для самых маленьких; «Рассеянный», «Багаж», «Почта»,

«Сказки для чтения и представления»

«Кошкин дом», «Терем-теремок»,

пересказы английских детских песенок

(они издаются у нас под заглавием

«Плывет, плывет кораблик») —

для старших дошкольников;

 «Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Откуда стол пришел?», «Праздник леса», пьеса «Двенадцать месяцев» — для младших школьников;   «Быль-небылица», пьеса «Горя бояться — счастья не видать» — для подростков;  эпиграммы, лирика, стихотворная сатира, пьеса «Умные вещи», переводы из Шекспира, Бернса, Блейка, Гейне, Петефи — для юношей и взрослых.  Наконец, став родителями, мы вновь вместе с малышами обращаемся к стихам Маршака.

«Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Откуда стол пришел?», «Праздник леса», пьеса «Двенадцать месяцев» — для младших школьников;

«Быль-небылица», пьеса «Горя бояться — счастья не видать» — для подростков;

эпиграммы, лирика, стихотворная сатира, пьеса «Умные вещи», переводы из Шекспира, Бернса, Блейка, Гейне, Петефи — для юношей и взрослых.

Наконец, став родителями, мы вновь вместе с малышами обращаемся к стихам Маршака.

 «Особенности Маршака как детского писателя я вижу в том, — говорил А.А. Фадеев, — что он первым среди писателей, существующих в мире, сумел рассказать самым маленьким детям о содержании нашей новой жизни, передать им новые идеи, то есть, короче говоря, заговорить с детьми младшего возраста по самым основным вопросам политики, о чем никто и никогда за все время существования детской литературы с детьми этого возраста не разговаривал».

«Особенности Маршака как детского писателя я вижу в том, — говорил А.А. Фадеев, — что он первым среди писателей, существующих в мире, сумел рассказать самым маленьким детям о содержании нашей новой жизни, передать им новые идеи, то есть, короче говоря, заговорить с детьми младшего возраста по самым основным вопросам политики, о чем никто и никогда за все время существования детской литературы с детьми этого возраста не разговаривал».

 Выдающийся польский педагог и писатель Януш Корчак призывал не опускаться, а подниматься до чувств ребенка, потому что его чувства глубже, сильнее наших, взрослых.  Маршак тоже был убежден в этом, и его отношение к ребенку — не сентиментальное, а уважительное. «В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов», — писал он в автобиографической книге «В начале жизни».

Выдающийся польский педагог и писатель Януш Корчак призывал не опускаться, а подниматься до чувств ребенка, потому что его чувства глубже, сильнее наших, взрослых.

Маршак тоже был убежден в этом, и его отношение к ребенку — не сентиментальное, а уважительное. «В сущности, в первые годы детства человек проходит самый трудный из своих университетов», — писал он в автобиографической книге «В начале жизни».

 На собственном опыте зная особенности детского восприятия мира, Маршак и в стихах для детей старается смотреть на мир глазами ребенка.  Мышление ребенка конкретно. Когда заходит речь о столе, он представляет себе не стол вообще, а вполне конкретный стол, который ему лучше запомнился. А восстановив этот стол в памяти, ребенок тут же начинает думать, откуда этот стол взялся, как пришел к нему в дом. Поэтому стихотворение Маршака «Откуда стол пришел?», построенное как раз на таких, самых интересных для ребенка подробностях, как нельзя лучше отвечает законам детского восприятия. Сила воображения поэта, представляющего себе стол в его «родной стихии» — в лесу, где  Он был в чешуйчатой коре,  а меж его корней Барсук храпел в своей норе  До самых вешних дней... делает это стихотворение близким и понятным ребенку.

На собственном опыте зная особенности детского восприятия мира, Маршак и в стихах для детей старается смотреть на мир глазами ребенка.

Мышление ребенка конкретно. Когда заходит речь о столе, он представляет себе не стол вообще, а вполне конкретный стол, который ему лучше запомнился. А восстановив этот стол в памяти, ребенок тут же начинает думать, откуда этот стол взялся, как пришел к нему в дом. Поэтому стихотворение Маршака «Откуда стол пришел?», построенное как раз на таких, самых интересных для ребенка подробностях, как нельзя лучше отвечает законам детского восприятия. Сила воображения поэта, представляющего себе стол в его «родной стихии» — в лесу, где

Он был в чешуйчатой коре,

а меж его корней Барсук храпел в своей норе До самых вешних дней...

делает это стихотворение близким и понятным ребенку.

 Впрочем, несмотря на эту постоянную настройку на волну детского восприятия, Маршак не просто потакает ребенку во всех его увлечениях. Он беседует с ребенком уважительно и серьезно, сообщая ему не урезанные и упрощенные знания о мире («вырастешь — узнаешь»), а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. Хотя сообщает с учетом возможностей ребенка, доступным ему языком.  Это и позволяет поэту обращаться в стихах для детей к важным и, казалось бы, сугубо «взрослым» темам («Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль-небылица», «Праздник леса»).  Каждое из этих стихотворений — подлинный эталон детского стиха, образец того, как, не поступаясь ни глубиной, ни поэзией, толковать с детьми о жизни, истории, нравственности.

Впрочем, несмотря на эту постоянную настройку на волну детского восприятия, Маршак не просто потакает ребенку во всех его увлечениях. Он беседует с ребенком уважительно и серьезно, сообщая ему не урезанные и упрощенные знания о мире («вырастешь — узнаешь»), а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. Хотя сообщает с учетом возможностей ребенка, доступным ему языком. Это и позволяет поэту обращаться в стихах для детей к важным и, казалось бы, сугубо «взрослым» темам («Вчера и сегодня», «Война с Днепром», «Мистер Твистер», «Рассказ о неизвестном герое», «Быль-небылица», «Праздник леса»).

Каждое из этих стихотворений — подлинный эталон детского стиха, образец того, как, не поступаясь ни глубиной, ни поэзией, толковать с детьми о жизни, истории, нравственности.

 При этом поэт не опускается до морализирования, ибо хорошо знает: «Плоская, поверхностная мораль всегда отталкивает и подрывает доверие к литературе и к морали».  И даже когда без морали вроде бы совершенно не обойтись, — в «Мистере Твистере» или в «Пожаре», — Маршак умел обойтись без явного, очевидного ее выражения, будучи убежден, что по-настоящему воспитывает лишь то сочинение, выводы из которого читатель делает сам.

При этом поэт не опускается до морализирования, ибо хорошо знает: «Плоская, поверхностная мораль всегда отталкивает и подрывает доверие к литературе и к морали».

И даже когда без морали вроде бы совершенно не обойтись, — в «Мистере Твистере» или в «Пожаре», — Маршак умел обойтись без явного, очевидного ее выражения, будучи убежден, что по-настоящему воспитывает лишь то сочинение, выводы из которого читатель делает сам.

 Отлично приспособленные к детскому воспитанию, стихи Маршака в то же время остаются на уровне «взрослого» поэтического мастерства. Недаром его «Детками в клетке» восхищалась Марина Цветаева, а Владимир Маяковский с удовольствием декламировал строки из «Сказки про глупого мышонка» и «Цирка».

Отлично приспособленные к детскому воспитанию, стихи Маршака в то же время остаются на уровне «взрослого» поэтического мастерства. Недаром его «Детками в клетке» восхищалась Марина Цветаева, а Владимир Маяковский с удовольствием декламировал строки из «Сказки про глупого мышонка» и «Цирка».

 Загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.  Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

Загадки Маршака привлекают ребятишек, и те с удовольствием читают их и пытаются разгадать, что же зашифровано в этих строках, о чем идет речь, кто является героем загадок-стихотворений.

Загадки Маршака, которых существует бесчисленное количество, поражают своей неповторимостью, неким замысловатым сюжетом и оригинальностью написания о, казалось бы, совершенно простых и понятных вещах. Но этим-то они и интересны детям.

 Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры.  Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака именно маленькие читатели  отгадывают  намного быстрее, чем их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Несмотря на то что они не очень длинные, смотрятся загадки как самые настоящие литературные произведения, только маленькие. Загадки Маршака для детей — это не обычные вопросы-метафоры. Они представляют собой целые стишки, которые очень просто запомнить. Малыши всегда с удовольствием их читают сами или же слушают, как им читают родители. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что авторские загадки Маршака

именно маленькие читатели

отгадывают

намного быстрее,

чем их мамы и папы,

бабушки и дедушки.

 Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

Тематика этих загадок самая разная. В них говорится о доме и природе, о человеке и обуви, об игрушках и деревьях, об электричестве и инструментах, о календаре и времени, о спорте и музыкальных инструментах. Продолжать можно ещё очень долго. Но уже стало понятно, что отгадками являются все те предметы, которые всё время окружают нас в повседневной жизни. Правда, есть и такие загадки Маршака, ответы на которые не так легко получить, они довольно нестандартны.

Список литературы:

  • Маршак С. О большой литературе для маленьких. М., ГИХЛ, 1934. 20 с..
  • Маршак С. Гордитесь правом писать для детей. - "Детская литература", 1937, № 2, с. 3-8.
  • Бухштаб Б. Стихи для детей. - В кн.: "Детская литература". М., 1931, с. 111-118.
  • Караваева А. О книгах С. Маршака. - "На лит. посту", 1931, № 24, с. 29-34.
  • Кассиль Л. Памфлет и карикатура для ребят. - "Детская литература", 1938, № 18-19, с. 64-67. Литвинов В. О детских поэтах. - "Начальная школа", 1940, № 6, с. 7-14.
  • Венгров Н. Поэт советской детворы. - "Новый мир", 1947, № 7, с. 263-271.
  • Смирнова В. Разноцветная книга. - "Литературная газета", 1947, 1 окт., с. 3.
  • Смирнова В. Ваш большой друг. - "Пионер", 1947, № 11, с. 9-11.
  • Разова В. История одной страницы. - "Дошкольное воспитание", 1965, № 2, с. 122-126.
  • Петровский М. Вначале было слово народное. - "Дошкольное воспитание", 1965, № 1, с. 108-114.
  • Цветаева М. О новой русской детской книге. - "Детская литература", 1966, № 6, с. 23-24.
  • Рассадин Ст. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей. М., "Дет.лит.", 1967, с. 318.
  • Лейбсон В. Детский Маршак. - В кн.: Детская литература, 1967. М., "Дет. лит.", 1968, с. 103-124.
  • Лейбсон В. С.Я. Маршак. "Детки в клетке". - "Дошкольное воспитание", 1968, № 12, с. 120-121.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!