Практическая работа № 3.
Анализ структуры процесса познания, определение критериев истины, выявление способов и форм познания.
Цели: провести анализ структуры познания, определить критерии истины, выявить способы и формы познания.
Место проведения: учебная аудитория, ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум».
Средства обучения:
методические рекомендации к практической работе № 3
РМ к практической работе № 3.
Учебники Важенина «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»
Виды самостоятельной работы:
Установить соответствие между понятиями и терминами (уровень В)
Составление логических схем
Заполнить таблицу
Выполнение заданий уровня С требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собственную точку зрения. Эти задания предусматривают умение пользоваться контекстным знанием
Ход работы
Краткая теория
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Ступени познания:
Чувственное
рациональное
Формы чувственного познания:
• Ощущение
• Восприятие
• Представление
Формы рационального познания:
• Понятие
• Суждение
• Умозаключение (вывод)
интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Задание 1. Составить схему структуры познания
Задание 2. Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является …………………………….
Знания являются продуктом . . . . . . . . .
Составить схему Ступени познания:
-Формы чувственного познания:
- Формы рационального познания:
Задание 3
В1. I Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
1) представление
2) понятие
3) суждение
4) восприятие
A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов
Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти
B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ:
Задание 4
B2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».
Ответ:
Задание 5
В3. | Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) назидание 4) традиция
2) личный опыт 5) эксперимент
3) образ 6) формализация
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:
Задание 6
В4. I Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про-
пущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное
познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А)вопрос Е) теория
Б) предмет Ж) язык
В) проблема 3) субъект
Г) метод И) причина
Д) схема
В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ:
Истина
Задание 7.Установите соответствие между определением и понятием.
Ложь – А. это знания, соответствующие действительности.
Абсолютная истина – Б. это знание о процессах окружающего мира, проходящих независимо от воли человека и от человечества в целом.
Истина – В.это неполное, неточное знание, зависящее от конкретных исторических условий, уровня развития науки.
Относительная истина – Г.это совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении.
Объективная истина - Д. это несоответствие знания объективной реальности.
Заблуждение – Е.это намеренное искажение действительности.
Задание 8. Исправьте ошибки в предложениях.
Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле информация всегда является знанием, но не всякое знание является информацией.
Органы чувств человека воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом, в результате чего совершается качественное изменение: сознание переходит в ощущение.
Ощущение является объективным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания.
Материализм подчеркивает субъективность источника ощущений, субъективность мира, отражаемого в ощущениях, а идеализм абсолютизирует объективность образа, который дается ощущением.
В настоящее время еще отсутствует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается
Процесс познания напрямую связан с так называемой право-левой симметрией мозга: правое и левое полушария выполняют одинаковые функции; левое в основном перерабатывает и хранит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, правое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение
Вывод:
Требования к отчёту:
1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.
2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:
- порядковый номер и наименование практической работы;
- цель практической работы;
- ход выполнения работы;
- ответы на контрольные вопросы;
- вывод о выполненном задании.
Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии.
6