СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ процесса познания и выявление критерия истины. Практическая работа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе жаны практические задания по анализу путей процесса познания, видов истины и критерия истины

Просмотр содержимого документа
«Анализ процесса познания и выявление критерия истины. Практическая работа по обществознанию»

Практическая работа № 3.

Анализ структуры процесса познания, определение критериев истины, выявление способов и форм познания.


Цели: провести анализ структуры познания, определить критерии истины, выявить способы и формы познания.

Место проведения: учебная аудитория, ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум».

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 3

  • РМ к практической работе № 3.

  • Учебники Важенина «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»

Виды самостоятельной работы:

  • Установить соответствие между понятиями и терминами (уровень В)

  • Составление логических схем

  • Заполнить таблицу

  • Выполнение заданий уровня С требуют умений приводить аргументы, факты, примеры для обоснования того или иного теоретического положения, формулировать собст­венную точку зрения. Эти задания предусматривают умение пользоваться контекстным знанием


Ход работы

Краткая теория


Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.

Ступени познания:

Чувственное

рациональное

Формы чувственного познания:

Ощущение

Восприятие

Представление

Формы рационального познания:

Понятие

Суждение

Умозаключение (вывод)

интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способ­ность непосредственного постижения истины в результа­те «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логиче­ские обоснования и доказательства.


Задание 1. Составить схему структуры познания


познание




Задание 2. Познание — это активное отражение или воспроизве­дение действительности в сознании человека, т. е. обуслов­ленный прежде всего практикой процесс приобретения и раз­вития знания, его постоянное углубление, расширение и со­вершенствование.

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о по­знании.


Примеры предложений: Сущностью процесса познания явля­ется …………………………….

Знания являются продуктом . . . . . . . . .

Составить схему Ступени познания:

-Формы чувственного познания:

- Формы рационального познания:

Задание 3

В1. I Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

1) представление

2) понятие

3) суждение

4) восприятие

A) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов

Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти

B) мысль, утверждающая или от­рицающая что-либо о предме­те, явлении, процессе

Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непо­средственно воздействующих на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г





Ответ:


Задание 4

B2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависи­мость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «ис­тина».

Ответ:


Задание 5

В3. | Найдите в приведенном ниже списке проявления, от­ражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которы­ми они указаны.

1) назидание 4) традиция

2) личный опыт 5) эксперимент

3) образ 6) формализация

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ:

Задание 6

В4. I Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про-

пущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в____________(1), за­конах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отноше­ние познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она ис­следует со стороны закономерностей и_______(4). Научное

познание опирается на систему__________(5) и выраба­тывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

А)вопрос Е) теория

Б) предмет Ж) язык

В) проблема 3) субъект

Г) метод И) причина

Д) схема

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. За­пишите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6







Ответ:

Истина

Задание 7.Установите соответствие между определением и понятием.


  1. Ложь – А. это знания, соответствующие действительности.

  2. Абсолютная истина – Б. это знание о процессах окружающего мира, проходящих независимо от воли человека и от человечества в целом.

  3. Истина – В.это неполное, неточное знание, зависящее от конкретных исторических условий, уровня развития науки.

  4. Относительная истина – Г.это совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении.

  5. Объективная истина - Д. это несоответствие знания объективной реальности.

  6. Заблуждение – Е.это намеренное искажение действительности.

А

Б

В

Г

Д

Е







Задание 8. Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. На деле информация всегда является знанием, но не всякое зна­ние является информацией.

  2. Органы чувств человека воспринимают информацию в виде ощущений, которые затем перерабатываются нервной системой и мозгом, в результате чего совершается качественное изменение: сознание переходит в ощущение.

  3. Ощущение является объективным образом предмета, посколь­ку отражает, преломляет воздействие предмета через «призму» человеческого сознания.

  4. Материализм подчеркивает субъективность источника ощу­щений, субъективность мира, отражаемого в ощущениях, а идеализм абсолютизирует объективность образа, который дается ощу­щением.

  5. В настоящее время еще отсутствует возможность пользоваться чувственным опытом других людей, познавать то, что в данный момент нами не ощущается

  6. Процесс познания напрямую связан с так называемой пра­во-левой симметрией мозга: правое и левое полушария выполня­ют одинаковые функции; левое в основном перерабатывает и хра­нит информацию, ведущую к созданию чувственных образов, правое же осуществляет абстрагирование, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение


Вывод:

Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

- порядковый номер и наименование практической работы;

- цель практической работы;

- ход выполнения работы;

- ответы на контрольные вопросы;

- вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии.








6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!