СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа " Чудик " В.М.Шукшина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. М. Шукшин пришёл в литературу со своим героем, что и способствовало появлению в критике таких понятий, как "шукшинский герой" и "шукшинская жизнь".Шукшинский герой  живёт в селе или посёлке, реже в городе.Но писатель не делит героев на "городских"и "деревенских", и не противопоставляет деревню городу, как это может показаться,он озабочен нравственным состоянием человека, вне зависимости от места жительства.

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа " Чудик " В.М.Шукшина»

Анализ рассказа "Чудик".

В. М. Шукшин пришёл в литературу со своим героем, что и способствовало появлению в критике таких понятий, как "шукшинский герой" и "шукшинская жизнь".Шукшинский герой живёт в селе или посёлке, реже в городе.Но писатель не делит героев на "городских"и "деревенских", и не противопоставляет деревню городу, как это может показаться,он озабочен нравственным состоянием человека, вне зависимости от места жительства.

Герой Шукшина всегда неоднозначен. В нём есть то, что способно вызвать и гнев, и сострадание, и иронию,и горькое раздумье о не сложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения.Излюбленный герой писателя – это особенный человек,в людской молве окрещённый "чудиком".Это фантазёр и поэт, стремящийся одарить окружающих сказкой, легендой. Люди талантливые всегда щедры. Они ищут пути к сердцу человека, чтобы шуткой, игрой пробудить ответное чувство,с которым приходит согласие и взаимопонимание.Но вся чудаковатость, странность таких героев – лишь внешняя. Их внутренний, характер воспринимается не как нечто ненормальное, а как нравственно – эстетический идеал Шукшина.

Своему любимому литературному типу – " странному человеку", "чудику" – посвящает рассказ В. Шукшин. На примере эпизодов из жизни главного героя автор поднимает проблему духовной деградации общества, в котором не ценятся лучшие природные человеческие качества: открытость, непосредственность, доброта. "Не понимаю: почему они стали злые?"- с отчаянием говорит о людях главный герой, а вместе с ним и автор.

В центре рассказа – человек, на необычность которого Шукшин указывает сразу же,дав ему странное прозвище – Чудик. Чудик – значит странный, необычный, вызывающий удивление. Таким странным, непонятным кажется главный герой окружающим людям, а главное жене, человеку ,вроде бы, самому близкому и понимающему. Но и она называла мужа чудиком ласково лишь "иногда", как иронично замечает автор.

В обрисовке образа главного героя Шукшин пользуется интересным приёмом: уподобляет Чудика ребёнку, ненавязчиво находя детские черты в его внешнем облике и поведении. Этим автор подчёркивает природную чистоту его сердца и непосредственность душевного склада – качества, которые, казалось бы, не могут вызвать у окружающих ничего кроме симпатии… Но на деле всё происходит иначе.

Портрет главного героя весьма своеобразен: "крупное мясистое лицо", "круглые глаза" отражают особенности его внутреннего мира.

Круг,окружность – символ законченности, гармонии, которая царит в его душе, не омрачённой злобой и завистью. Дважды употреблённый эпитет "круглый" даёт нам возможность также увидеть героя, удивлённо смотрящего на жизнь, словно ребёнок, постигающий мир.

Как и ребёнок, Чудик не умеет говорить о красоте, но чувствует её: ему хочется упасть "в облака, как в вату" и осязать их каждой клеточкой тела.Здесь к нему приходит детское желание "поесть в самолёте – ради любопытства".Чудик разрисовывает детскую коляску петушками и цветочками, напоминая этим своим поступком читателю о шаловливой непосредственности ребёнка. А ещё он "обожает сыщиков и собак". И только в конце рассказа (что не случайно) читатель с удивлением узнает, что Василию Егоровичу Князеву – это настоящее имя Чудика – тридцать девять лет от роду".Но окружающие не воспринимают его как обычного взрослого человека,им мешает детское начало в его характере. "Вы - взрослый человек, не в детсаде",- замечает Чудику строгая телеграфистка. "Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз", - цинично изрекает в самолёте читающий сосед героя,словно почувствовав в чудике ребёнка. А сноха Софья так просто его ненавидит его. Чудик, как ребёнок, болезненно переносит человеческую ненависть, ему становится очень больно и страшно. Он хочет теплоты, участия и любви, - всего того, что привык дарить окружающим он сам.

Почему же люди стали жестокими и равнодушными? Почему они так ненавидят простодушие и искренность? Причину этого автор видит в том, что человек забывает, каким он был в детстве, забывает свои истоки и подменяет истинные ценности ложными. Так сосед в самолёте занят чтением газеты,а "до живого человека ему дела нет". Сноха Чудика, уехав из деревни, стала стесняться своего происхождения и, устроившись буфетчицей в городском учреждении, стала смотреть свысока на "деревенских" и преклоняться перед "ответственными" и " руководителями". Такие люди, оторвавшись от своих корней, медленно деградируют, сами того не замечая. Это их автор устами главного героя называет "психами", а странный Чудик видится ему более нормальным, чем все остальные.

Символична в этом плане сцена с искусственной челюстью. Искусственная челюсть – деталь здесь неслучайная: это символ искусственности, неестественности, безжизненности общества, которое Шукшин показывает всё же не мрачно и пессимистично, а в комическом свете.

Образ Чудика в рассказе, несмотря на внешнюю странность, является олицетворением лучших природных человеческих качеств, лучших черт национального характера. Именно Чудика делает автор героем, не оторвавшимся от своих корней, от природы, в которой человек черпает силы и здоровье, нравственное и физическое.

В понимании главной мысли рассказа – о неразрывной связи человека с естеством, с природой, - очень важна последняя сцена. Возвращаясь из города, Чудик " снял новые ботинки " и бежит по " тёплой мокрой траве ".От соприкосновения с землёй всё его существо ликует и выливается в песню.

Музыка и обновляющаяся дождём природа помогают главному герою вновь обрести, наконец, душевную гармонию и покой.




В творческой мастерской писателя.


Не бывает никогда ни у кого,

чтобы легко писать,

чтобы лилось из-под пера.

Писать всегда трудно и чем труднее,

тем лучше выходит.

А. Толстой .


Написать хорошую книгу, рассказ, повесть не так-то просто. Писатель не один, не два раза переделывает написанное, исправляя и дополняя его. Он вдумывается в каждое слово, в каждое предложения и, используя богатства нашего языка, находит единственно нужное слово и единственно нужный порядок слов.

Познакомимся с различными редакциями одного и того же произведения, поищем изменения и постараемся определить, чем они вызваны.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкина

Простонал мой бедный Савельич Простонал мой Савельич

Я поблагодарил бедного Савельича. Я поблагодарил Савельича

Не успев хорошенько обдумать Не успев обдумать

Пугачёв грозно посмотрел. Пугачёв посмотрел.

А. С. Пушкин освобождает текст от излишних эмоциональных слов, главным образом - традиционных эпитетов – определений, выраженных прилагательными и наречиями.

Этот проклятый заячий тулуп. Это заячий тулуп.

( исключаются из текста бранные,

вульгарные слова).

Armer Kerl Бедный малый.

(заменяются иностранные слова

русскими)

От радости проговорился. От радости проболтался.

(книжное слово заменяется разговор-

ным)

«Челкаш» М. Горького


Он греб автоматично, с бледным лицом, сжимаясь точно в ожидании удара сверху, и ничего, никакого желания не было уже в нем, он был пуст и бездушен

Он греб, как машина, и все сжимался, точно ожидая удара сверху, и ничего, никакого желания не было уже в нем, он был пуст и бездушен


Вчитываясь и вдумываясь в текст, ученики приходят к выводу, что заменив деепричастиесжимался, Горький обращает наше внимание на то, что оба действия (греб и сжимался) совершенно равноправны, не подчинены одно другому, в то время как в первой редакции действие, выраженное деепричастием сжимаясь, имеет добавочное действие и подчинено глаголу-сказуемому греб.

Следующие тексты предлагаются:

«Челкаш» М. Горького

Это было такое смутное, независимо от воли назревшее, досадливое чувство, копившееся где-то глубоко и мешавшее ему сосредоточиться

Смутное, медленно назревавшее досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно бы сделать в эту ночь


(В исправленной редакции А.М. Горький вместо трёх употребил одно причастие, потому что скопление причастий нарушает благозвучие речи.)



«Коновалов» М.Горького


Коновалов любил ее (природу) глубокой бессловесной любовью, выражавшейся только мягким блеском его глаз, и всегда, когда он был в поле или на реке, он весь проникался каким-то миролюбивым ласковым настроением, ещё более увеличившем его сходство с ребенком

Коновалов любил природу глубокой бессловесной любовью и всегда в поле или на реке весь проникался каким-то миролюбиво-ласковы настроением, ещё более увеличившем его сходство с ребенком


(В окончательной редакции рассказа «Коновалов» Горький решил исключить причастный оборотвыражавшийсятолько мягким блеском глаз, и предложение, не потеряв своего смысла, стало легче, прозрачнее: в первой редакции предложение было сложной конструкции к сочинением и подчинением и, кроме того, в нём было два причастных оборота; в последней редакции горький сделал предложение простым с причастным оборотом.

Познакомившись с работой писателя над текстом, учащиеся приступают к исправлению текстов, часть которых взята из творческих работ самих детей. Например:


Неправильно

Правильно

1. Въезжая в Сечь, их никто не остановил.

2. Присев на край койки, глаза Джона остановились.

3. Вспомнив все это, на глазах у Васи навернулись слезы.

4. Получив тяжелую рану, разведчика спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, весело крутя мордой.

1. Когда они въезжали в Сечь, их никто не остановил.

2. Когда Джон присел на край койки, глаза его остановились.

3. Когда Вася вспомнил все это, у него на глазах навернулись слезы.

4. Когда разведчик получил тяжелую рану, его спасли товарищи.

5. Дворник вел под уздцы лошадь, которая весело крутила мордой.


(Не следует употреблять одних и тех же союзных слов при последнем подчинении как в последнем примере . В таком случае приходиться или заменить одно придаточное предложение причастным оборотом или заменить его другой конструкцией .)

В заключение решается несколько занимательных задач.

1.Продавщица оставила такую записку: «Через полчаса буду есть апельсины». Как следует понять написанное с такими знаками препинания? (Продавщица через полчаса будет есть апельсины.) Чтобы правильно передать мысль продавщицы, надо было бы написать так: Через полчаса буду. Есть апельсины.

2.На воротах одной из дач мы прочли такую надпись: «Стучите, злая собака!» Как понимать написанное? (Хозяин дачи обзывает всякого приходящего к нему злой собакой, так как слова злая собака при такой пунктуации являются обращением.) Чтобы предупредить о злой собаке, что, очевидно, хотел сделать хозяин дачи, надо было бы написать так: Стучите! Злая собака.

3. Какие пунктуационные ошибки изменили смысл предложений: 1) «Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах двадцать».2) «Саша сидела на скамейке, которая стояла в саду и ждала подругу».

4.Какую ошибку допустил ученик при чтении этих строчек Некрасова:

Свекровь её тут же старушка/

Трудилась. На полном мешке//

Красивая Маша - резвушка/

Сидела с морковкой в руке.

(Ученик сделал паузу не на точке, а после слова «на полном мешке» и получилось, что на полном мешке не Маша – резвушка сидела, а трудилась свекровь – старушка .)

5. Какое слово в предложении Мой отец занимается отловом живых карасей лишнее? (Слово живых, так как ловить можно только живых карасей.)

Труд писателя требует больших знаний, любви к слову, наблюдательности,умения использовать богатства языка.Благодаря титаническому труду писателей и поэтов создаются произведения, волнующие каждого из нас, доставляющие огромное эстетическое наслаждение.












Скачать

© 2018 2870 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!