МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русской и зарубежной литературы, теории литературы и методики обучения литературе
ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ (ПРЕДМЕТНАЯ) ПРАКТИКА,
1 ЧАСТЬ
Выполнил обучающийся 1 курса
Гоголева Т.О.
(подпись)
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль: Филологическое образование
Форма обучения: заочная
Отметка:_________________________
Руководитель практики: кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры РиЗЛТЛИиМОЛ Е.Г. Николаева
(И.О. Фамилия)
______________________
(подпись)
13 мая 2021 г.
Новосибирск 2021
Яковлев Юрий
ДЕВОЧКИ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
1970 г.
Умерли все. Осталась одна Таня.
Из дневника Тани Савичевой.
Ленинград, 1942 год.
Я Валя Зайцева с Васильевского острова. У меня под кроватью живет хомячок. Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными пуговками... Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща. Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо... У нас на Васильевском всегда ветрено. Сечет дождь. Сыплет мокрый снег. Случаются наводнения. И плывет наш остров, как корабль: слева - Нева, справа - Невка, впереди - открытое море.
У меня есть подружка - Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка... Сейчас лавки нет, но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда пахло керосином. Мне рассказывали.
Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь. Она могла бы давно уже вырасти, стать учительницей, но навсегда осталась девчонкой... Когда бабушка посылала Таню за керосином, меня не было. И в Румянцевский сад она ходила с другой подружкой. Но я все про нее знаю. Мне рассказывали.
Она была певуньей. Всегда пела. Ей хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все думают, что она забыла нужное слово. Моя подружка пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Ей нельзя было заикаться, она собиралась стать учительницей, как Линда Августовна.
Она всегда играла в учительницу. Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в угол. «Дети, сегодня мы займемся с вами повторением...» И тут споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате - никого.
Говорят, есть врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого. Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдем! Но теперь врач уже не нужен. Она осталась там... моя подружка Таня Савичева. Ее везли из осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане жизнь. Девочка умерла от голода... Не все ли равно отчего умирать - от голода или от пули. Может быть, от голода еще больнее...
Я решила отыскать Дорогу жизни. Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога. Прошла два с половиной километра - там ребята строили памятник детям, погибшим в блокаду. Я тоже захотела строить.
Какие-то взрослые спросили меня:
- Ты кто такая?
- Я Валя Зайцева с Васильевского острова. Я тоже хочу строить.
Мне сказали:
- Нельзя! Приходи со своим районом.
Я не ушла. Осмотрелась и увидела малыша, головастика. Я ухватилась за него:
- Он тоже пришел со своим районом?
- Он пришел с братом.
С братом можно. С районом можно. А как же быть одной?
Я сказала им:
- Понимаете, я ведь не так просто хочу строить. Я хочу строить своей подруге... Тане Савичевой.
Они выкатили глаза. Не поверили. Переспросили:
- Таня Савичева твоя подруга?
- А чего здесь особенного? Мы одногодки. Обе с Васильевского острова.
- Но ее же нет...
До чего бестолковые люди, а еще взрослые! Что значит "нет", если мы дружим? Я сказала, чтобы они поняли:
- У нас все общее. И улица, и школа. У нас есть хомячок. Он набьет щеки...
Я заметила, что они не верят мне. И чтобы они поверили, выпалила:
- У нас даже почерк одинаковый!
- Почерк? - Они удивились еще больше.
- А что? Почерк!
Неожиданно они повеселели, от почерка:
- Это очень хорошо! Это прямо находка. Поедем с нами.
- Никуда я не поеду. Я хочу строить...
- Ты будешь строить! Ты будешь для памятника писать Таниным почерком.
- Могу, - согласилась я. - Только у меня нет карандаша. Дадите?
- Ты будешь писать на бетоне. На бетоне не пишут карандашом.
Я никогда не писала на бетоне. Я писала на стенках, на асфальте, но они привезли меня на бетонный завод и дали Танин дневник - записную книжку с алфавитом: а, б, в... У меня есть такая же книжка. За сорок копеек.
Я взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано:
«Женя умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.».
Мне стало холодно. Я захотела отдать им книжку и уйти.
Но я василеостровская. И если у подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.
- Давайте ваш бетон. Буду писать.
Кран опустил к моим ногам огромную раму с густым серым тестом. Я взяла палочку, присела на корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно. И мне говорили:
- Не торопись.
Я делала ошибки, заглаживала бетон ладонью и писала снова.
У меня плохо получалось.
- Не торопись. Пиши спокойно.
«Бабушка умерла 25 янв. Зч. дня 1942г.».
Пока я писала про Женю, умерла бабушка.
Если просто хочешь есть, это не голод - поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод - когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце - все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает.
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.».
У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил. Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и все скрипел у себя своим рейсфедером. Мне рассказывали. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымила «буржуйка», где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек, как лекарство от смерти. Леке не хватило лекарства...
- Пиши, - тихо сказали мне.
В новой раме бетон был жидкий, он наползал на буквы. И слово «умер» исчезло. Мне не хотелось писать его снова. Но мне сказали:
- Пиши, Валя Зайцева, пиши.
И я снова написала – «умер».
«Дядя Вася умер 13апр. 2ч. ночь 1942г.».
«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942г.».
Я очень устала писать слово «умер». Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась - жила. Мне рассказывали... Наступила весна. Зазеленели деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и Таня держалась.
- Что же ты не пишешь? - тихо сказали мне. - Пиши, Валя Зайцева, а то застынет бетон.
Я долго не решалась открыть страничку на букву «М». На этой страничке Таниной рукой было написано: «Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года». Таня не написала слово «умерла». У нее не хватило сил написать это слово.
Я крепко сжала палочку и коснулась бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть. Хорошо, что почерк у нас одинаковый. Я писала изо всех сил. Бетон стал густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.
- Можешь еще писать?
- Я допишу, - ответила я и отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя... подружка.
Мы с Таней одногодки, мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо. Не будь она василеостровской, ленинградкой, не продержалась бы так долго. Но она жила - значит, не сдавалась!
Открыла страничку «С». Там было два слова: «Савичевы умерли».
Открыла страничку «У» - «Умерли все». Последняя страничка дневника Тани Савичевой была на букву «О» - «Осталась одна Таня».
И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу, но бетон затвердел, и палочка сломалась.
И вдруг про себя я спросила Таню Савичеву: «Почему одна? А я? У тебя же есть подруга - Валя Зайцева, твоя соседка с Васильевского острова. Мы пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня Савичева?»
Кто-то положил мне руку на плечо и сказал:
- Пойдем, Валя Зайцева. Ты сделала все, что нужно. Спасибо.
Я не поняла, за что мне говорят «спасибо». Я сказала:
- Приду завтра... без своего района. Можно?
- Приходи без района, - сказали мне. - Приходи.
Моя подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми.
...И плывет наш остров, как корабль: слева - Нева, справа - Невка, впереди - открытое море.
Анализ рассказа Ю.Я. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» 1970 г.
Произведение «Девочки с Васильевского острова» представляет собой рассказ – эпический жанр литературы. В рассказе Юрия Яковлева повествуется история Тани Савичевой, девочки пережившей смерть всех своих близких в годы блокады Ленинграда 1941-1942 годов. Стала известна она благодаря дневнику, в котором девочка оставляла заметки о новых смертях в семье Савичевых, принесенных голодными временами из-за осады города в годы Великой Отечественной войны.
Рассказ начинается с эпиграфа: «Умерли все. Осталась одна Таня.», наталкивая читателя на мысль, что история будет тесно связана с событиями блокады Ленинграда, а также с судьбой Тани Савичевой, а за основу взята военная тема. Сам текст рассказа состоит из небольших и детских, но полных смысла предложений.
Главной героиней произведения является Валя Зайцева, живущая в мирное советское время, именно от лица этой героини повествуется данная история. С первых строк девочка создаёт у читателя впечатление боевой, смелой и резвой девочки, умеющей постоять за себя и «отдубасить и отвесить хороших лещей» обидчикам-мальчишкам, но в тоже время по-детски наивной. Имя Валентина тоже оправдывает характер героини: в переводе с латинского языка оно означает «крепкая», «сильная», «здоровая». Фамилия Кузнецова тоже имеет схожее значение: носители этой фамилии обладают сильным характером, стойкостью и выносливостью. Юрий Яковлев неспроста наделил свою главную героиню такими качествами: таким образом он хотел создать прототип сильной духом девочки Тани Савичевой. Валя постоянно подчеркивает общие их с Таней волевые качества: «Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо…», «Мы, василеостровские девчонки, кого хочешь найдём!»… Несмотря на то, что девочки не являются современницами, Валя называет Таню своей подружкой и утверждает, что их многое объединяет: «У меня есть подружка – Таня Савичева. Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13.», «Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь.», «- У нас все общее. И улица, и школа.», «- У нас даже почерк одинаковый!».
В начале произведения Юрий Яковлев приводит описание водоемов вблизи Ленинграда: «… слева – Нева, справа – Невка, впереди – открытое море.». Вода служит – порталом из одного промежутка времени в другое. Кроме этого, автор создает образы дождливой, вперемешку с мокрым снегом, пасмурной, ветреной угрюмой погоды, перенося нас в годы Великой Отечественной войны, в годы блокады Ленинграда. Валя описывает булочную вблизи дома, в котором живет она, а раньше – и Таня Савичева, упоминает про керосиновую лавку. В военные годы керосин использовался как ходовое горючее как для бытовых целей, так и для боевых действий.
Последующие события происходят дома у Савичевых: Таня представляет себя в роли учительницы – будучи взрослой она учить детей в школе как Линда Августовна. Эта женщина тоже тесно связана с войной: она вместе с сотрудниками школы после бомбёжки фашистами Ленинграда восстановила и усовершенствовала старую школу, а во время военных действий в городе самоотверженно пыталась укрывать детей от обстрелов и взрывов. Известно, что семья Савичевых талантлива в музыке и искусстве. Таня хотела читать стихи, но она спотыкалась и заикалась при говорении, чего очень сильно стеснялась. Поэтому девочке больше всего нравилось петь, поскольку при пении не заикаешься.
После рассказа о Тане Савичевой Валя приняла решение отыскать Дорогу жизни, которая не смогла даровать Тане жизнь. Отыскав начало пути, главная героиня пропускает через себя события, происходившие с семьёй Савичевых в период блокады Ленинграда. Валя встретила строителей памятника детям, погибшим в блокаду и в разговоре со взрослыми девочка пытается доказать: она во всем похожа на свою подругу Савичеву Таню, у них даже почерк одинаковый. Строители не поверили Вале и решили проверить ее слова, заставив её написать на бетоне все заметки из дневника Тани Савичевой.
Новую страничку записывать было куда сложнее, чем предыдущую. Каждая запись из дневника переносила Валю Кузнецову в голодные и холодные годы блокадного Ленинграда. Героиня проживала те же эмоции, события и ощущения, что и Таня Савичева в 1941-1942 годы: «Я очень устала писать слово «умер». Я знала, что с каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу. Но не сдавалась - жила.». Точкой наивысшего напряжения в рассказе является упоминание заметки, где говорится, что все Савичевы умерли и осталась одна Таня, поскольку здесь Валя особенно испытывает самые сильные переживания, представив себя на месте подруги. Главная героиня делает вывод о том, что пусть многие ленинградские дети не принимали непосредственного участия в боевых действиях в Великой Отечественной войне, они все равно являются героями хотя бы потому, что пережили немало потерь и ужасов войны, сохраняя мужество и стойкость, и многие остались детьми навсегда. «И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с живыми.» – это означает, что подвиги детей войны бессмертны и о них будет помнить не одно поколение, гордиться, чтить. После вывода девочки Юрий Яковлев, используя прием кольцевой композиции, возвращает читателей из ужасающих военных лет обратно в реальность Кузнецовой Вали, где описывает реку Неву, Невку и открытое море.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном произведении описана не только тема войны, но и связи разных поколений, дружбы. В рассказе «Девочки с Васильевского острова» можно пронаблюдать параллель между Валей Кузнецовой и Таней Савичевой, девочками, жившими в разные времена: военное и мирное. Между собой они во многом похожи, начиная с места жительства, заканчивая одинаковым почерком и записными книжками. Валя очень гордится этим и называет давно погибшую Таню Савичеву своей подругой, чувствуя между ними неразрывную связь. Оставляя страшные записи на бетоне, главная героиня по-настоящему не осознавала, для чего она это делала. Вале казалось, что это просто надо сделать для неё – для Тани. По поступкам главной героини можно судить об её характере (мужество, отвага, сила духа…), её личностных качествах (доброта, искренность, сострадание…) – это тоже объединяет девочек с Васильевского острова. Вероятнее всего, если бы Валя жила в годы войны, то обязательно бы удостоилась звания героя.
Список использованной литературы
Башмакова, Л. Незабываемое // Новый путь. – 1973. – 3 июля. – С. 3.
Соловей Т.Г. Детям своим расскажите о них. Урок по рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова”. V-VI классы, //Уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе”. – 2008. – № 4. – С.12-15.
Шустин И.Б, Малыгин В.Д. Мы из блокадного Ленинграда. Сборник очерков, рассказов и воспоминаний. – Нижний Новгород, 2011. – С. 242-255.
Яковлев Ю. Я. Кепка-невидимка: Сказки, рассказы/Рис. М. Петрова. – М.: Дет. Лит., 1987. – С. 223-229.