СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов диагностической работы по биологии в формате ОГЭ учащихся 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов диагностической работы по биологии в формате ОГЭ учащихся 9 класса»

Анализ

диагностической работы в формате ОГЭ по биологии обучающихся 9 класса МБОУ Первомайская школа № 2

Класс: 11

Учитель: Сергеева С.С.

Дата проведения: 28 февраля 2023 года

Форма работы: диагностическая работа в формате ЕГЭ

Цель проведения:

- отработать процедуру проведения экзамена, заполнения бланков;

- диагностика уровня знаний учащихся для планирования работы по подготовке к ЕГЭ

Продолжительность: на выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Распределение заданий по уровням сложности: диагностическая работа содержит задания только базового уровня сложности.

Характеристика работы

Модель ЕГЭ по биологии предназначена для государственной итоговой аттестации выпускников, планирующих продолжение образования в профессиях, предъявляющих специальные требования к профельному уровню подготовки по биологии. Так как в настоящее время существенно возрастает роль общебиологической подготовки в повседневной жизни, в массовых профессиях, в модели ЕГЭ по биологии профильного уровня усилены акценты на контроль способности применять полученные знания на практике, развитие логического мышления, умение работать с информацией.

Включённые в работу задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия.

В модели единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии особый акцент сделан на реализацию системно-деятельностного подхода и обеспечение разнообразия практико-ориентированных заданий. В КИМ ЕГЭ включены новые типы заданий, оценивающие умения работать со схемами, моделями, статистическими таблицами, графиками, текстовой биологической информацией. Усовершенствованы типовые задания на анализ визуальной информации.

Поскольку на ЕГЭ по биологии не используется реальное лабораторное оборудование, то овладение методологическими умениями проверяется при помощи модельных заданий. Эти задания либо направлены на анализ одного из методов или результатов эксперимента, либо проверяют умение самостоятельно планировать последовательность действий по проведению эксперимента, наблюдения, делать выводы на основании анализа полученных результатов.

Объектом контроля служат знания, составляющие инвариантное ядро содержания курса биологии основной и средней школы: разделы «Растения», «Бактерии, грибы, лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». В экзаменационной работе, как и прежде, преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы.

Структура диагностической работы

Каждый вариант КИМ содержит 29 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 22 задания:

6 – с множественным выбором ответов из предложенного списка;

3 – на поиск ответа по изображению на рисунке;

4 – на установление соответствия элементов двух-трёх множеств;

4 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;

2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;

2 – на дополнение недостающей информации в таблице;

1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки. В части 1 задания 1–22 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью. Распределение заданий экзаменационной работы по её частям с учётом максимального первичного балла за выполнение заданий каждой части приводится в таблице 1

Таблица 1 Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части

работы

Количество

заданий

Максимальный

первичный

балл

Процент максимального

первичного балла

за выполнение заданий

данной части

от максимального

первичного балла за всю

работу, равного 59

Тип заданий

Часть 1

22

38

64

С кратким ответом

Часть 2

7

21

36

С развернутым ответом

Итого

29

59

100



Распределение заданий варианта КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий

Диагностическая работа состоит из шести содержательных блоков, представленных в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии. Содержание блоков направлено на проверку знания: основных положений биологических теорий, законов, правил, закономерностей, научных гипотез; строения

и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов

и явлений; особенностей строения, жизнедеятельности организма человека; гигиенических норм и правил здорового образа жизни. В диагностической работе контролируется также сформированность у выпускников различных общеучебных умений и способов действий, а именно: использовать биологическую терминологию; распознавать объекты живой природы по описанию и рисункам; объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (таблица, график, схема); устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ, синтез; формулировать выводы; решать качественные и количественные биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности и повседневной жизни; анализировать

эксперимент и объяснять его результаты.

Распределение заданий экзаменационной работы

по содержательным разделам курса биологии

Содержательные разделы

Количество заданий

Вся работа

Часть 1

Часть 2

1. Биология как наука. Методы научного познания

5

3

2

2. Клетка как биологическая система, организм как биологическая система

7-9

6-7

1-2

3. Система и многообразие органического мира

4-7

4-5

1-2

4. Организм человека и его здоровье

4-7

4-5

1-2

5. Эволюция живой природы

3-5

2-3

1-2

6. Экосистемы и присущие им закономерности

3-5

2-3

1-2

Итого

29

22

7



Распределение заданий по видам проверяемых умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Вся работа

Часть 1

Часть 2

1. Знать и понимать: основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, гипотез; строение и признаки биологических объектов; сущность биологических процессов и явлений; современную биологическую терминологию и символику; особенности организма человека

8

8

0

2. Уметь: объяснять и анализировать биологические процессы, устанавливать их взаимосвязи; решать биологические задачи; составлять схемы; распознавать, определять и описывать биологические объекты, выявлять их особенности, сравнивать эти объекты и делать выводы на основе сравнения

17

12

5

3. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования правил поведения в окружающей среде, здорового образа жизни, оказания первой помощи

4

2

2

Итого

29

22

7


Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 4, 5, 9, 13 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 2, 6, 10, 14, 19, 21 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.

Правильное выполнение каждого из заданий 7, 11, 15, 17, 18, 22 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, каждый символ присутствует в ответе, в ответе отсутствуют лишние символы. Порядок записи символов в ответе значения не имеет. 1 балл выставляется, если только один из символов, указанных в ответе, не соответствует эталону (в том числе есть один лишний символ наряду с остальными верными) или только один символ отсутствует; во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Правильное выполнение каждого из заданий 8, 12, 16, 20 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на не более чем двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе превышает количество символов в эталоне, то балл за ответ уменьшается на 1, но не может стать меньше 0.

Шкала пересчета суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметкупо математике

После подсчета общего количества первичных баллов результат переводится в школьную оценку по шкале, разработанной ФИПИ для 2023 года

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ШКАЛА 2023 ГОДА

Первичный балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Тестовый балл

3

5

7

9

12

14

16

18

21

23

25

27

30

32

34

36

38

39

40

42

Первичный балл

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Тестовый балл

43

44

46

47

48

50

51

52

53

55

56

57

59

60

61

63

64

65

66

68

Первичный балл

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59


Тестовый балл

69

70

72

73

74

76

77

78

79

82

84

86

89

91

93

96

97

98

100




Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале


« 2 »

« 3 »

« 4 »

« 5 »

Первичные баллы


0 - 17

18-34

35- 49

50- 59



Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено при проведении ЕГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора.

Необходимые справочные материалы выдаются вместе с текстом экзаменационной работы. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкой

Результаты выполнения диагностической работы

В 11 классе ЕГЭ по биологии выбрали сдавть 2 человека.

Работу выполняли 2 человек ( 100 %)


Первичный балл

Тестовый балл

оценка

Репинский А.

21

43

3

Сейдалиев А.

13

30

2





Количество:

«5» - ______0_______Качество ____0_______ %

«4» - _______0______Успеваемость __0_________ %

«3» - ________1_____ Успеваемость __50%_________ %

«2» - _______1______

Подтвердили оценку за 1 полугодие класс ___0____ чел. ___0____ %

Оценка за диагностическую выше, чем в 1 полугодии ___0____ чел. ___0_____ %

Оценка за диагностическую ниже, чем в 1 полугодии __2_____ чел. __100______ %



Максимальный балл работы – 59 (не набрал никто)

Максимальное количество баллов – 43 (1 обучающийся, Репинский А.)

Минимальное количество баллов – 30 (1 обучающаяся, Сейдалиев А.)

Средний балл диагностической работы– 35

Средний балл по пятибалльной шкале диагностической работы– 2,5

Средний балл по пятибалльной шкале обучающихся за прошедший год– 4,0







Результаты выполнения работы

п/п

Фамилия

Имя

Номер задания

Всего баллов

Оценка за работу

Оценка за 1 полугодие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29




1

Репинский Александр

0

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

1

0

1

1

1

х

0

0

1

0

х

х

х

х

0

43

3

4

2

Сейдалиев Азиз

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

0

х

х

х

х

х

х

30

2

4

Правильно выполнившие

0

2

1

2

0

1

0

2

0

1

1

0

2

1

1

1

2

2

1

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0






Обозначения:

1 – задание выполнено правильно;

0 – задание выполнено неверно;

х – не приступил к выполнению задания.


















Таблица. Анализ выполненных заданий

Номер задания

Основные проверяемые требования к математической подготовке

Количество выполнивших

Процент выполнивших

1

Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации и признаки живого. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка)

0

0

2

Предсказание результатов эксперимента, исходя из знаний о физиологии клеток и организмов. Множественный выбор

2

100

3

Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи

1

50

4

Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи

2

100

5

Анализ рисунка или схемы по теме «Клетка как биологическая система». Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Задание с рисунком.

ИЛИ

Анализ рисунка или схемы по теме организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Задание с рисунком

0

0

6

Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рисунком)

ИЛИ

Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рисунком)

1

50

7

Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

ИЛИ

Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

0

0

8

Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление последовательности (без рисунка)

ИЛИ

Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление последовательности (без рисунка)

2

100

9

Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

ИЛИ

Многообразие организмов. Животные. Задание с рисунком

0

0

10

Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка)

ИЛИ

Многообразие организмов. Животные. Установление соответствия

1

50

11

Многообразие организмов. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

ИЛИ

Многообразие организмов. Грибы, Растения. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

1

50

12

Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности

ИЛИ

Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности

0

0

13

Организм человека. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка)

2

100

14

Организм человека. Установление последовательности

1

50

15

Организм человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка)

1

50

16

Организм человека. Установление последовательности

1

50

17

Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом)

2

100

18

Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рис.)

2

100

19

Эволюция живой природы. Происхождение человека. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рисунка)

1

50

20

Общебиологические закономерности. Установление последовательности

0

0

21

Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка)

0

0

22

Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме

1

50

23

Применение биологических знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных (методология эксперимента)

1

50

24

Применение биологически знаний в практических ситуациях, анализ экспериментальных данных (выводы по результатам эксперимента и прогнозы)

0

0

25

Задание с изображением биологического объекта

0

0

26

Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации

0

0

27

Обобщение и применение знаний по общей биологии (клетке, организму, эволюции органического мира и экологических закономерностях) в новой ситуации

0

0

28

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

0

0

29

Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

0

0



Таким образом, подводя итоги выполнения заданий необходимо отметить, что обучающиеся уверенно выполняют задания 2,4,8,13,17,18.

Анализ типовых ошибок

Больше всего у обучающихся вызвали затрудения следующие задания:

  1. Задание № 24-29 – 100% (развернутая часть, умение отвечать на вопросы и решать задачи повышенной сложности)

  2. Задание №1, 5, 7, 9, 12, 20 и 21 – 100 % (знание биологических наук, признаков живой ситсемы, умение работать по рисункам и схемам, а так же устоновление последовательностей и закономерностей)


  1. Выводы и рекомендации:

  1. Провести анализ допущенных ошибок.

  2. Ознакомить родителей учащихся с результатами районной диагностической работы по биологии (до 19.04.2023 г.)

  3. Проводить систематические групповые и индивидуальные консультации с целью устранения пробелов в знаниях по предмету.

  4. Обеспечить систематическое повторение пройденного материала в целях прочного овладения всеми выпускниками 11 класса основных элементов содержания курса биологии для успешной сдачи экзамена.

  5. Проводить регулярные срезы знаний, основная цель которых получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.

  6. По результатам тренировочного экзамена провести коррекцию мероприятий по повышению качества подготовки выпускников 11 класса к ЕГЭ.

  7. Обратить особое внимание на выполнение практических заданий и решению задач.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!