Аналитическая справка
МБОУ СОШ №1
по итогам проведения ВПР по обществознанию в 7-х классах.
Правовое обеспечение
ВПР по обществознанию был проведен согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 27.12.2019 № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году» с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 марта 2020 г. № 313.
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки учащихся 7-х классов, изучавших школьный курс обществознания на базовом уровне.
Цель анализа – получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений по обществознанию, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учеников и их родителей.
Качественная оценка результатов выполнения проверочной работы по обществознанию
Показатели участия
Всего учащихся в классах | Участвовали в ВПР | Не участвовали |
По уважительной причине | По неуважительной причине |
89 чел. | 74 чел.,83 % | 15чел или 17% | - |
ВСЕГО: 89чел. | 74 чел., 83% | 15чел или 17% | - |
Результаты
Количество писавших чел. | Получили «5» % | Получили «4» % | Получили «3» % | Получили «2» % | Средний балл | Качество знаний |
74 чел. | 10 чел., 14% | 30 чел, 41% | 31 чел., 42% | 3 чел., 3% | 3,6 | 54% |
Сравнительный анализ показателей
Подтвердили отметку 3 четверти, чел., % | Получили отметку выше , чел., % | Получили отметку ниже, чел., % |
17 чел., 23% | 42 чел., 57% | 15 чел., 20% |
Средний балл ( 1 четверть и ВПР) Качество знаний ( 1 четверть и ВПР )
3,6 и 3,9 75% и 54%
Вывод: из представленных данных видно, что результаты ВПР показали результативность обученности на уровне текущей. Причина расхождения в том, что учащиеся с некоторыми заданиями не справились и некоторые задания не изучаются в 6 классе (подсистемы общества), некоторые темы на момент написания ВПР изучались дистанционно.
Проблемно-ориентированный анализ итогов ВПР
Работа состояла из 8 заданий.
Задание | Основные умения и способы действий | Справились с заданием | Не справились с заданием |
Задание 1 нацелено на проверку умения анализировать и оценивать собственную деятельность и ее результаты. | Задание предполагает систему вопросов об одном из видов деятельности с опорой на личный социальный опыт обучающегося. | 58чел.78% | 16чел.22% |
Задание 2 направлено на анализ социальной ситуации, описанной в форме цитаты известного писателя, ученого, общественного деятеля и т.п. | Задание включает в себя систему вопросов, проверяющих знание/понимание социальных свойств человека, особенностей его взаимодействия с другими людьми, а также умение объяснять элементарные взаимосвязи изученных социальных объектов. Обучающийся должен сначала объяснить значения отдельных слов, словосочетаний, а затем – смысл всего высказывания | 40чел.54% | 34 чел.46% |
Задание 3 построено на основе графического представления статистической информации.. | Задание нацелено на проверку умения осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (диаграмма) и состоит из двух частей. В первой части обучающемуся требуется проанализировать предложенную информацию, определить наиболее/наименее популярное мнение по заданной тематике и высказать предположение о причинах соответствующего выбора опрошенных. Во второй части задания нужно дать собственный ответ на поставленный в ходе социологического исследования вопрос | 68чел.92% | 6 чел.8%. |
Задание 4-Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации. | Задание нацелено на формирование убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | 34чел.46% | 40чел.54% |
Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам. развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Задание направлено на развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | 70 чел.95% | 4 чел.5% |
6. Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам. | Задание направлено на развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | 52чел.70%. | 22 чел. 30% |
7. Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации | В задании необходимо дать определение термину «общение», выяснить его функции и определить положительные и отрицательные моменты в общении в социальных сетях. | 62чел.84%. | 12 чел. 16%. |
8. Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин | Умение составления письменного сообщения на представленные обществоведческие термины. | 40 чел.54%. | 34 чел.46%. |
Выводы:
Работа состоит из 8 заданий, из которых 2 задания предполагают ответ в виде комбинации цифр; 4 заданий – развернутый ответ.
Задания в совокупности охватывают различные аспекты содержания базовых социальных ролей (гражданина, потребителя, труженика (работника), члена семьи), а также основы межличностных отношений и особенности поведения человека в современной информационной среде.
Обучающиеся 7-х классов показали удовлетворительный результат.
Планирую в дальнейшем чаще проводить работу по составлению предложений с использованием обществоведческих терминов и понятий.
Допущены ошибки: находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений), систематизировать, анализировать полученные данные;
применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;
Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;
Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.
Рекомендации:
На основании полученных результатов и проведенного анализа:
провести анализ результатов ВПР 2020 года c целью выявления состояния подготовки учащихся и факторов, связанных с особенностями процесса обучения или социальным окружением, оказывающих влияние на образовательные достижения учащихся;
скорректировать содержание Программы формирования УУД, при проведении школьного мониторинга включать в содержание КИМ дидактические единицы, освоение которых по результатам мониторинга вызывают затруднения;
Повторить теоретические сведения по всем разделам обществознания
по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов
организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом
организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение; (в рамках урока)
на уроках организовать работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать её в своей работе
совершенствовать навыки работы учащихся со справочной литературой, иллюстративным материалом.
Учитель Решетова Л.Н.