СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015 года по Мамадышскому району

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Анализ результатов по итогам ЕГЭ по биологии и робщие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе. Руководитель  РМО учителей биологии: Ханафеева Р. М., учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш РТ »

 

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015 года по Мамадышскому району»

Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015года по Мамадышскому району


В 2015 году 51 учащихся из 20 школ района приняли участие в ЕГЭ по биологии. Средний балл по району 60,26. Один ученик набрал 93 балла,3 учащихся набрали более 80 баллов, три ученика не прошли порог.

Выполнение заданий по району выглядит следующим образом:


 

 

Выполнили верно задания типа А

Сдали ЕГЭ

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

51

Кол-во

48

36

38

33

40

32

35

26

43

34

41

34

30

34

39

33

29

30

25

29

36

46

33

29

35


Кол-во в %

94

71

75

65

78

63

67

51

84

67

80

67

59

67

76

65

57

59

49

57

71

90

65

57

67


Задания типа В

 

Задания типа С

кол-во верных ответов в части С

 

 

Средний вторичный балл

26

27

28

29

30

31

32

33

 

34

35

36

37

38

39

40

 

 

44

46

44

35

38

37

34

29


34

29

34

36

34

32

30


60,255

86

90

86

69

75

73

67

57


67

57

67

71

67

63

59




В экзамене по биологии 2015 года низкие результаты получены при выполнении заданий, проверяющих знания о строении и функциях органоидов клетки, об особенностях мейоза, движении крови по сосудам, об особенностях расщепления веществ в кишечнике человека. Плохо усвоены знания по эволюции. В частности, учащиеся продемонстрировали слабые знания при выполнении задания о признаках прогрессивной эволюции организмов, движущих силах и результатах эволюции. Наибольшие затруднения вызвали задания, требующие обосновать роль различных факторов эволюции в видообразовании, охарактеризовать значение естественного отбора как движущей силы эволюции, изоляции как условия образования новых видов. Слабые результаты по этой линии наблюдаются из года в год, поэтому данным вопросам следует уделять особое внимание в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ.     Как и в предшествующие годы, большие затруднения вызвали задания  на установление последовательности объектов, процессов, явлений. Выпускники не смогли установить последовательность проявления рецессивных признаков в потомстве, процессов при географическом видообразовании, появления ароморфозов у животных и растений,  возникновения приспособлений в процессе эволюции. Низкие результаты выполнения заданий этого типа, с одной стороны, можно объяснить сложностью материала по эволюции органического мира, а также тем, что положения синтетической теории эволюции, основные пути и направления эволюции излагаются в действующих учебниках фрагментарно и нечётко. С другой стороны, на результаты оказал влияние тот факт, что такой тип заданий почти не используется в школьной практике. Как и в предыдущие годы, задания по экологии во второй части работы были выполнены лучше, чем по эволюции.   Анализ выполнения учащимися заданий со свободным развернутым ответом показал, что с заданиями, предусматривающими применение биологических знаний и умений в практической ситуации, справились менее 1/3 учащихся. Наибольшие трудности  у учащихся вызвали задания, требующие использования знаний по физиологии человека. Выпускники слабо представляют, какие  процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека, как регулируется содержание глюкозы в крови. Вероятно, это можно объяснить тем, что физиологические понятия являются наиболее сложными в курсе биологии, требующими соответствующих знаний по физике и химии, поскольку без них невозможно понять сущность процессов, протекающих в живых организмах.

Задания, контролирующие умения работать с текстом, схемой, рисунком представлены по всем содержательным блокам. Трудными для выполнения оказались и задания с рисунками: определение фазы мейоза;; определение структур клеточной мембраны и их функций.

Анализ -результатов выполнения заданий экзаменационной работы 2015 г. Позволяет сделать следующие выводы.

1. Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования.

2. По каждому блоку содержания выявлены знания и умения, которые вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых:

Блок 2 «Клетка как биологическая система»: знания о взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, процессах метаболизма и реакциях матричного синтеза, спорообразования и гаметогенеза у растений; умения определять хромосомный набор соматических и половых клеток разных организмов, способ деления клетки (мейоз илимитоз) при образовании клеток гаметофита и спорофита растений.

Блок 3 «Организм как биологическая система»: знания о партеногенезе, неаллельных иаллельных генах, развитии спорофита и гаметофита у растений, методах селекции и биотехнологии; умения сравнивать стадии развития зародыша животных, различать понятия генотип, геном и кариотип, устанавливать причины и типы мутаций, их признаки, решать задачи на дигибридное скрещивание, в которых один признак аутосомный, а другой сцеплен с Х-хромосомой, задачи на сцепленное наследование и нарушение сцепления генов, объяснять полученные результаты.

Блок 4 «Система и многообразие органического мира»: знания о процессах жизнедеятельности организмов разных царств, о видоизменениях побегов у растений, роли нервной системы в обеспечении связи организма со средой; умения определять по рисунку органы животных и раскрывать их функции, признаки приспособленности организмов к среде обитания, сравнивать разные отделы растений и выявлять их ароморфные признаки.

Блок 5 «Человек и его здоровье»: знания об обмене веществ в организме человека, о ст

роении и функциях разных отделов кишечника, кожи, соединительной ткани, о регуляторной деятельности симпатической и парасимпатической нервной системы, движении крови по сосудам, иммунитете, его видах и значении; умения определять по рисунку камеры сердца,14строение почки, характеризовать их. В целом результаты выполнения заданий этого блока оказались выше по сравнению с 2013 г.

Блок 6 «Эволюция живой природы»: знания о путях достижения биологического прогресса, об этапах географического и экологического видообразования, о формах естественного отбора и об их роли в эволюции; умения выявлять на конкретных примерах приспособленность организмов, идиоадаптации и ароморфозы, конвергенцию и дивергенцию признаков, географическое и экологическое видообразование, устанавливать последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции.

Блок 7 «Экосистемы и присущие им закономерности»: знания о причинах глобальных изменений в биосфере, способах саморегуляции экосистем, признаках сохранения их стабильности; умения устанавливать последовательность звеньев детритной пищевой цепи, этапов круговорота веществ в биосфере, определять последствия воздействия на экосистемы природных и антропогенных факторов.

Анализ результатов ЕГЭ 2015 г. позволяет высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.

  1. При подготовке к ЕГЭ прежде всего следует добиться освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и  фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования.

  2. Важно организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней (полной) школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы и использовать их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.

  3. В процессе изучения курса биологии следует обратить больше внимания на закрепление того материала, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ: химическая организация клетки, обмен веществ и превращении энергии, нервно-гуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека, способы видообразования, эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов, сравнение митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза и др.

  4. При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

  5. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.

  6. В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.

Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование  устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.

Руководитель РМО учителей биологии: Ханафеева Р. М., учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!