Анализ результатов ЕГЭ по биологии 2015года по Мамадышскому району
В 2015 году 51 учащихся из 20 школ района приняли участие в ЕГЭ по биологии. Средний балл по району 60,26. Один ученик набрал 93 балла,3 учащихся набрали более 80 баллов, три ученика не прошли порог.
Выполнение заданий по району выглядит следующим образом:
| | Выполнили верно задания типа А |
Сдали ЕГЭ | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
51 | Кол-во | 48 | 36 | 38 | 33 | 40 | 32 | 35 | 26 | 43 | 34 | 41 | 34 | 30 | 34 | 39 | 33 | 29 | 30 | 25 | 29 | 36 | 46 | 33 | 29 | 35 |
| Кол-во в % | 94 | 71 | 75 | 65 | 78 | 63 | 67 | 51 | 84 | 67 | 80 | 67 | 59 | 67 | 76 | 65 | 57 | 59 | 49 | 57 | 71 | 90 | 65 | 57 | 67 |
Задания типа В | | Задания типа С | кол-во верных ответов в части С | | | Средний вторичный балл |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | | |
44 | 46 | 44 | 35 | 38 | 37 | 34 | 29 | | 34 | 29 | 34 | 36 | 34 | 32 | 30 | | 60,255 |
86 | 90 | 86 | 69 | 75 | 73 | 67 | 57 | | 67 | 57 | 67 | 71 | 67 | 63 | 59 | | |
В экзамене по биологии 2015 года низкие результаты получены при выполнении заданий, проверяющих знания о строении и функциях органоидов клетки, об особенностях мейоза, движении крови по сосудам, об особенностях расщепления веществ в кишечнике человека. Плохо усвоены знания по эволюции. В частности, учащиеся продемонстрировали слабые знания при выполнении задания о признаках прогрессивной эволюции организмов, движущих силах и результатах эволюции. Наибольшие затруднения вызвали задания, требующие обосновать роль различных факторов эволюции в видообразовании, охарактеризовать значение естественного отбора как движущей силы эволюции, изоляции как условия образования новых видов. Слабые результаты по этой линии наблюдаются из года в год, поэтому данным вопросам следует уделять особое внимание в процессе обучения и при подготовке к ЕГЭ. Как и в предшествующие годы, большие затруднения вызвали задания на установление последовательности объектов, процессов, явлений. Выпускники не смогли установить последовательность проявления рецессивных признаков в потомстве, процессов при географическом видообразовании, появления ароморфозов у животных и растений, возникновения приспособлений в процессе эволюции. Низкие результаты выполнения заданий этого типа, с одной стороны, можно объяснить сложностью материала по эволюции органического мира, а также тем, что положения синтетической теории эволюции, основные пути и направления эволюции излагаются в действующих учебниках фрагментарно и нечётко. С другой стороны, на результаты оказал влияние тот факт, что такой тип заданий почти не используется в школьной практике. Как и в предыдущие годы, задания по экологии во второй части работы были выполнены лучше, чем по эволюции. Анализ выполнения учащимися заданий со свободным развернутым ответом показал, что с заданиями, предусматривающими применение биологических знаний и умений в практической ситуации, справились менее 1/3 учащихся. Наибольшие трудности у учащихся вызвали задания, требующие использования знаний по физиологии человека. Выпускники слабо представляют, какие процессы поддерживают постоянство химического состава плазмы крови человека, как регулируется содержание глюкозы в крови. Вероятно, это можно объяснить тем, что физиологические понятия являются наиболее сложными в курсе биологии, требующими соответствующих знаний по физике и химии, поскольку без них невозможно понять сущность процессов, протекающих в живых организмах.
Задания, контролирующие умения работать с текстом, схемой, рисунком представлены по всем содержательным блокам. Трудными для выполнения оказались и задания с рисунками: определение фазы мейоза;; определение структур клеточной мембраны и их функций.
Анализ -результатов выполнения заданий экзаменационной работы 2015 г. Позволяет сделать следующие выводы.
1. Большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования.
2. По каждому блоку содержания выявлены знания и умения, которые вызывают наибольшие затруднения у экзаменуемых:
Блок 2 «Клетка как биологическая система»: знания о взаимосвязи строения и функций органоидов и химических веществ клетки, процессах метаболизма и реакциях матричного синтеза, спорообразования и гаметогенеза у растений; умения определять хромосомный набор соматических и половых клеток разных организмов, способ деления клетки (мейоз илимитоз) при образовании клеток гаметофита и спорофита растений.
Блок 3 «Организм как биологическая система»: знания о партеногенезе, неаллельных иаллельных генах, развитии спорофита и гаметофита у растений, методах селекции и биотехнологии; умения сравнивать стадии развития зародыша животных, различать понятия генотип, геном и кариотип, устанавливать причины и типы мутаций, их признаки, решать задачи на дигибридное скрещивание, в которых один признак аутосомный, а другой сцеплен с Х-хромосомой, задачи на сцепленное наследование и нарушение сцепления генов, объяснять полученные результаты.
Блок 4 «Система и многообразие органического мира»: знания о процессах жизнедеятельности организмов разных царств, о видоизменениях побегов у растений, роли нервной системы в обеспечении связи организма со средой; умения определять по рисунку органы животных и раскрывать их функции, признаки приспособленности организмов к среде обитания, сравнивать разные отделы растений и выявлять их ароморфные признаки.
Блок 5 «Человек и его здоровье»: знания об обмене веществ в организме человека, о ст
роении и функциях разных отделов кишечника, кожи, соединительной ткани, о регуляторной деятельности симпатической и парасимпатической нервной системы, движении крови по сосудам, иммунитете, его видах и значении; умения определять по рисунку камеры сердца,14строение почки, характеризовать их. В целом результаты выполнения заданий этого блока оказались выше по сравнению с 2013 г.
Блок 6 «Эволюция живой природы»: знания о путях достижения биологического прогресса, об этапах географического и экологического видообразования, о формах естественного отбора и об их роли в эволюции; умения выявлять на конкретных примерах приспособленность организмов, идиоадаптации и ароморфозы, конвергенцию и дивергенцию признаков, географическое и экологическое видообразование, устанавливать последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции.
Блок 7 «Экосистемы и присущие им закономерности»: знания о причинах глобальных изменений в биосфере, способах саморегуляции экосистем, признаках сохранения их стабильности; умения устанавливать последовательность звеньев детритной пищевой цепи, этапов круговорота веществ в биосфере, определять последствия воздействия на экосистемы природных и антропогенных факторов.
Анализ результатов ЕГЭ 2015 г. позволяет высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.
При подготовке к ЕГЭ прежде всего следует добиться освоения учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования.
Важно организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней (полной) школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы и использовать их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.
В процессе изучения курса биологии следует обратить больше внимания на закрепление того материала, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ЕГЭ: химическая организация клетки, обмен веществ и превращении энергии, нервно-гуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека, способы видообразования, эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов, сравнение митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза и др.
При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.
В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос.
Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса излагать устно и письменно свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов одноклассников, нахождение ошибок в специально подобранных текстах.
Руководитель РМО учителей биологии: Ханафеева Р. М., учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»