Анализ работы библиотеки за 2016/2017 учебный год
Библиотечное обслуживание в школе-интернате осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом ОУ, Положением о школьной библиотеке. Школьная библиотека играет важнейшую роль в достижении целей образования и задач школы-интерната. Образовательной частью работы школьной библиотеки является планомерное – в сотрудничестве с учителями-предметниками и другими педагогами – обучение детей навыкам работы с информацией.
Основная цель библиотеки:
Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ, организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного разнообразия.
Задачи библиотеки:
Воспитывать гражданское самосознание, оказывать помощь в социализации обучающихся, развивать их творческие способности.
Организовывать систематическое чтение обучающихся школы, их досуг, связанный с чтением и межличностным общением в условиях библиотеки с учетом интересов, потребностей, возрастных психофизических особенностей обучающихся.
Создавать для пользователей комфортную библиотечную среду, воспитывать информационную культуру.
Обеспечивать учебно-воспитательный процесс и самообразование путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания педагогов и обучающихся.
Формировать у читателей навыки независимого библиотечного пользователя: обучать поиску, отбору и пользованию книгой и другими носителями информации.
Задачи, поставленные на учебный год, выполнены в полной мере. Проведены все запланированные мероприятия.
Общий фонд библиотеки – 6393 экз.: 4248 книг художественной литературы, 833 учебника (с 2007г. по 2017г.), 1172 журнала методической литературы, 140 детских журналов.
За прошедший год фонд библиотеки пополнился: подарены книги в количестве 66 книг художественной литературы, приобретено 165 учебников и учебных пособий на сумму 50730,81 руб.
В библиотеке выполнялся своевременный учет изданий по суммарной инвентарной книге. Ведется учет учебной литературы в специальном журнале. Выполнялось информирование о новом поступлении в библиотеку. Систематически (1 раз в неделю) ведется пополнение Федерального списка экстремистской литературы, (1 раз в три месяца) ведется проверка библиотечного фонда со списком экстремистской литературы.
Благодаря переходу библиотечного помещения в учебный сектор школы, посещение библиотеки учащимися увеличилось.
Показатели библиотечной статистики за _2016 – 2017_ учебный год.
№ | | | Кол-во |
1. | Контингент читателей | Всего | 102 |
| | учащихся из них: записанных впервые | 62 8 |
| | учителей и прочих категорий | 40 |
2. | Контингент учащихся | всего | 62 |
| | 1-2 классы | 3 |
| | 3-4 классы | 6 |
| | 5-7 классы | 28 |
| | 8-10 классы | 25 |
3. | Посещаемость | | 94% |
| Среднее количество посещений в день | | 22 |
4. | Книговыдача | всего | 1467 |
| | 1-4 классы | 346 |
| | 5-7 классы | 767 |
| | 8-10 классы | 354 |
5. | Читаемость | | 45% |
6. | Обращаемость | | 1,8% |
7. | Книгообеспеченность (худ. лит-ра) | | 65% |
8. | Книгообеспеченность (учебники) | | 71% |
Фонд учебников расположен в закрытом доступе, отдельно от абонемента, выдается только по требованию и необходимости. Учебный фонд комплектуется согласно школьным программам на основании Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ на 2016-2017 учебный год и рекомендаций министерства образования Ставропольского края, разработан школьный перечень учебников по каждому предмету. Составлен заказ учебников и подсчитан процент обеспеченности ими учащихся школы-интерната. Прием и техническая обработка поступивших изданий проводится согласно действующим документам, все издания заносятся в учетные документы библиотеки. Созданы база данных «Учебники» и электронный каталог «Учебная литература».
В конце каждой четверти проводились рейды по проверке учебников 1-9 классов. Перед проведением рейдов, а также по итогам рейда учащиеся под руководством классных руководителей и воспитателей производили ремонт книг.
Учащиеся в основном были обеспечены учебниками из фонда школьной библиотеки. Дети также пользовались художественной литературой, энциклопедией и словарями. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Книги в библиотеке расставлены соответственно технологии работы школьной библиотеки: по библиотечной классификации, по возрасту учащихся. Отдельно расположена методическая литература, подписные издания, справочно-библиографические издания.
Изучение читательских интересов осуществляется в процессе индивидуальных бесед с читателями, при проведении различных мероприятий. Учащимся даются рекомендации прочитать ту или иную книгу, соответствующую возрасту и интересам читателя. Для привлечения в библиотеку учащихся начальных классов оборудован специальный уголок с детскими книгами. В библиотеке ребята могут почитать журналы, которые на вынос не выдаются. Проводятся конкурсы рисунков «По страницам любимых книг», «Лесные жители», «Я рисую сказку», где ребята в своих рисунках иллюстрируют фрагменты из своих любимых литературных произведений.
Одним из интересных мероприятий по формированию положительного опыта чтения у школьников – это конкурс, проводимый в нашей школьной библиотеке «Лучший читатель года», который позволяет одновременно решать несколько важных задач:
- читатели знакомятся с лучшими произведениями;
- развивается творческий интерес к книгам;
- развивается интеллектуальное развитие школьника посредством привлечения к чтению.
Активные читатели библиотеки – это 2,4,5,7,10 классы. Наиболее активными читателями являются: Некрылова Валерия (9-й кл.), больше интересуется стихами, но и читает рекомендованную библиотекарем литературу; Трехпольная Надежда (4-й кл.) читает такие произведения: «Три толстяка», «Каштанка», «Тимур и его команда»; Фролова Александра (7-й кл.) любит книги о природе, увлеклась чтением книг о войне, читает произведения Н.А.Некрасова; Кольцова Тамара (7-й кл.), читает такую литературу: «Сын полка», «Королевство кривых зеркал»; Шавернева Анна (7-й кл.) читает сказки. Пустоселов Игорь записан впервые в библиотеку, т.к. поступил только в этом году, но показал себя лучшим читателем библиотеки – выбирает для чтения произведения по душе и по настроению.
Дети 2 класса (3 человека) пользовались услугами библиотеки в качестве просмотра иллюстрированных детских журналов, читали детские книжки по слогам, с ними часто проводились громкие чтения сказок. С основами библиотечно-библиографическими знаниями юные читатели знакомятся систематически, в процессе повседневной работы библиотеки.
Со старшеклассниками проводились занятия по профориентации и сохранению здорового образа жизни.
Большое внимание уделялось мероприятиям, посвящённым Победе над фашизмом. В день освобождения Ставропольского края от немецких оккупантов с детьми была проведена дискуссия «Край в годы войны».
В 2016/2017 учебном году в библиотеке проводились мероприятия, направленные на развитие и поддержку детского чтения. Библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. С помощью компьютера показывались мультфильмы по произведениям детских писателей, затем эти произведения читались и обсуждались с вопросом: что интереснее - книга или мультфильм. После проведения таких мероприятий в библиотеке увеличивалось посещение и книговыдача литературы. Чтение вслух, викторины, обзоры литературы продолжают оставаться популярными и сейчас.
Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки. Работая с книгами о природе и ее защите, всегда видела в них богатый воспитательный и познавательный потенциал.
В прошедшем учебном году библиотекой были проведены мероприятия для всех возрастных групп учащихся разной направленности:
Библиотечно-библиографические и информационные знания:
1. Виртуальная экскурсия: история создания книги – 2-4 кл.;
2. «Гардероб» для книги». Структура книги: внешнее и внутреннее оформление книги - 2-7 кл.;
3. «Кто рисует ваши книги?» - 2-7 класс;
4. «Мир словарей». Практическая работа – 5-6 кл.
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам:
«Листая календарь» - выставка к юбилейным датам русских и зарубежных писателей;
«Разноцветные книги Маршака» - игра-путешествие для 2-4 кл.;
«С днем рождения, Д.Родари!» - слайд-беседа для 5-6 кл.;
«Крокодил Гена и его друзья» - литературная игра для 2-4 кл.;
«В стране деда Мазая» - беседа к 145-летию книги для 7 кл.;
«Поэзия доброты» - путешествие по творчеству А.Барто для 2-4 кл.
Экологическое воспитание:
«Кутерьма в стране зверья» - игра-путешествие по книгам Б.Житкова для 7 кл.;
«А.Фет – поэт природы» для 9-10 кл.;
Чтение книг о природе.
Патриотическое воспитание:
Конкурс чтецов «Защитникам Отечества…» к 23 февраля;
Цикл мероприятий к Победе в Великой Отечественной войне;
Выставка ко Дню Героя «Юные герои-антифашисты»;
«Они рассказали нам о войне» - книжная выставка поэтов-фронтовиков (Д.Самойлов, А.Твардовский, К.Симонов) и писателей-фронтовиков (В.Астафьев, Б.Васильев, Ю.Бондарев и др.).
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки.
Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.
В библиотеке были организованы выставки книг на различные тематики:
К юбилейным датам писателей: «Листая календарь», «Книги – юбиляры».
Постоянно действующие выставки: выставка «Ставрополье родное моё»; книжная выставка о природе «Знай, люби, береги!», где представлены книги о птицах, «Красная книга Ставропольского края».
В течение года проводились викторины, конкурсы, беседы, литературные игры: викторина по произведениям К.Чуковского "Краденое солнце", конкурсная программа «Мишка, плюшевый Мишка», викторина «Волшебный мир сказки», «Тимур и его команда» - литературная игра к 75-летию книги А.Гайдара, беседы: «Край в годы войны», «Террор глазами детей», информационно – развлекательное мероприятие «Когда мои друзья со мной», игра - викторина «Этот огромный, огромный мир», развлекательная программа «Новогодние чудеса», викторина «Профессии в сказках», урок вежливости «Чтобы радостным быть нужно добрым и вежливым быть» и другие, не менее увлекательные, мероприятия.
Библиотека постоянно оформляет подписные издания. Для педагогов и учащихся школы-интерната есть возможность узнать краевые и районные новости из местных газет. В библиотеке имеются периодические издания по управлению школой и периодика с методическими разработками для классных руководителей. Своевременно оформляется подписка на периодические издания.
Была оформлена подписка на I полугодие 2017 года следующих периодических изданий: Вестник образования России; Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии; Авангард; Школа управления ОУ. Опыт Практика. Лучшие решения + СD.
На II второе полугодие 2017 года была продлена подписка на следующие издания: 3/9 Царство; Авангард; Школа управления ОУ. Опыт Практика. Лучшие решения + СD.
В помощь учебному процессу библиотека принимала участие в проведении предметных недель. Собраны интересные факты о вежливости, проведены викторины, конкурс загадок и пословиц.
Работа по самообразованию.
Прошла курсы повышения квалификации по теме «Инновационное развитие библиотек ОО в условиях реализации ФГОС» с 10.04.17г. по 22.04.17г.
Использую в своей работе информацию из профессиональных изданий («Школьная библиотека», «Библиотека», газета «Библиотека в школе», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а так же опыт лучших школьных библиотекарей.
Выводы.
Школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов. Производился подбор литературы, сценариев, стихов; оформлялись книжные выставки. Библиотека пропагандировала чтение. Старалась добиться систематического чтения, прививала интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом библиотеки и планом работы школы-интерната на 2016/2017 учебный год. В учебном году увеличилось количество читателей, книговыдача, посещаемость библиотеки.
Анализируя работу библиотеки, можно сказать, что в целом работа библиотеки признана читателями успешной.
Библиотечно-информационная работа проводилась в соответствии с планом работы библиотеки. Основной акцент делался на индивидуальные беседы с обучающимися. Систематически проводились беседы о прочитанном, рекомендательные беседы о сохранности школьных книг и учебников.
Большое внимание уделялось духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию. Одной из основных задач было воспитание здорового образа жизни.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Задачи на 2017/2018 учебный год.
Проблемы, выявленные в анализе, ставят перед библиотекой задачи, которые предстоит решать в будущем учебном году:
1. Активизировать читательскую активность в 7-9 классах. Вести более тесную работу с учителями для привлечения учащихся в библиотеку.
2. Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, оказывать всестороннюю помощь педагогическому коллективу в формировании духовной и творческой личности учащихся; воспитания у детей читательской культуры.
3. Уделить большее внимание информационной работе, размещать больше информации о библиотеке на школьном сайте.
4. Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда.
5. Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами, имеющимися в библиотеке.
6. Более полное раскрытие фонда библиотеки посредством системы справочно-библиографического аппарата библиотеки и проведения Дней информации.
7. Работа с коллективом школы-интерната по привлечению детей к чтению.
Школьная библиотека и в дальнейшем будет продолжать начатую работу, а также будет работать над усовершенствованием и расширением форм работ по продвижению книги и чтения среди учащихся школы.
Заведующий библиотекой ___________ Пролубникова В.Г.